Концепт «свет» в современном дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.

Файлы: 1 файл

Концепт «свет» в современном дискурсе.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

1) лучистая энергия (электромагнитные  колебания в определенном диапазоне  длин волн), воспринимаемая глазом  и делающая видимым окружающий  мир; 

2) место, откуда исходит освещение,  пространство, где светло;

3) источник освещения и приспособление  для освещения в домах и  на улицах;

4) рассвет, восход солнца (разговорное);

5) светлое место, пятно на  картине, передающее наибольшую  освещенность какого-либо участка  изображаемого; 

6) блеск глаз под влиянием какого-либо чувства;

7) символ разума, просвещения или  добра, счастья; 

8) ласковое, приветливое обращение  к кому-либо (народно-поэтическое).

 

Видим, что около десяти лет назад  многие из этих значений не выделялись как ядерные семы, а воспринимались только как компоненты ассоциативного ряда.

Для возможности в дальнейших исследованиях  четкого разграничения концептов  слов-омонимов необходимо знать содержание ядра концепта «свет»(2). Обратимся к  тому же словарю:

1) земля со всем существующим на ней, мир, вселенная;

2)  окружающие люди, общество (устаревшее);

3) в буржуазно-дворянском обществе: избранный круг лиц, принадлежащих  к привилегированным классам. 

Значения этих омонимов совершенно различные, что создает возможности  для проведения работы по разграничению их воплощений в дискурсе.

 

IV. Устойчивые сочетания с компонентом  «свет» 

В различных словарях представлен  широкий ряд фразеологизмов, имеющих  в своем составе слово «свет».

Устойчивые выражения со словом «свет»(1):

1) в свете – с точки зрения чего-либо, учитывая что-либо;

2) в каком свете (видеть, представлять  и т.п.) – в каком-либо виде, с какой-либо стороны; 

3) ни свет ни заря – очень  рано, до рассвета;

4) пролить (или бросить) свет  – раскрыть что-либо, сделать  ясным, понятным;

5) свет очей, свет жизни, свет  мой – о дорогом, любимом  существе;

6) только и свету (света) в  окошке (окне), что… – о чьей-либо  единственной радости, утешении;

7) чуть (чем) свет – очень рано, на рассвете;

8) батюшки (матушки) светы! –  восклицание, выражающее испуг, удивление и т.п.;

9) в розовом (радужном) свете  (цвете) – идеализированно, лучше,  чем есть на самом деле (видеть, представлять кого-либо, что-либо);

10) света белого не видать (не  видеть) – 1. быть очень занятым,  не иметь покоя; 2. очень страдать, мучиться от чего-либо;

11) свет померк (мутится) в глазах  – все стало немило, противно. [14]

 

В данном списке нет фразеологических сращений, не мотивированных значением  отдельных слов-компонентов. Большая  часть фразеологизмов имеет не строго фиксированный состав, т.е. в составе сочетаний возможны варианты («розовым» или «радужным», «пролить свет» или «бросить свет» и т.д.). Из этого следует, что во фразеологических сочетаниях со словом «свет» сохраняется связь с исходным значением слов, входящих в их состав, и соответствующими концептами. Так видим связь концептов «свет» и «цвет» («в розовом свете (цвете)»).

 

Помимо ядерных структур, используются различные коннотации. «Свет» предстает  исключительно в позитивном оценочном  ракурсе, используется для передачи понятий, связанных с положительными эмоциями (не зря  прилагательное «светлый» в некоторых контекстах означает «позитивный»). Соответственно, фразы, в которых происходит отрицание света («свет померк»), приобретают негативный смысл. 

В выражениях «в свете», «в каком свете» обыгрывается тот же компонент исследуемого слова, что и в «проливать свет»: способность света делать предметы видными, четкими, прояснять ситуацию. 

 

V. Результаты ассоциативного опроса 

Ученикам школы предлагалось ответить на один вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово свет?».

Ответы третьеклассников, преимущественно, – отдельные слова и словосочетания. Примечательно, что практически  все ассоциации детей связаны  со значением омонима «свет»(1). Наиболее часто встречается: солнце, тепло, добро, радость, веселье, лето, желтый цвет (снова связь концептов «свет» и «цвет»). Из редких, но интересных ответов: независимость, интеллект, небо, ангел, розы, день, бабочки, солнечный зайчик, подсолнух, Белоярка (вероятно, связано с личным опытом учащегося) и другие. У некоторых ребят встречаются сложные метафоричные образы («гулять по солнечным лучам»). Часто упоминаются источники света: фонарь, лампочка. Достаточно часто приводятся ассоциации «школа» и «учеба» (не «ученье», а именно «учеба» – это доказывает, что данная ассоциация выводится не из общеизвестной идиомы, а из личного опыта ребенка). Во многих ответах встречается компонент «резь в глазах» – единственный, несущий негативную экспрессию, вносящий противоречивость. Только одна из ассоциаций связана с искусством: фильм «Звездные войны». Видим, что языковая картина мира у младших школьников еще недостаточно сформирована, ассоциативное поле, преимущественно, основано на их собственном эмпирическом опыте.

 

Ученики восьмого и десятого классов  оформляли свои работы в виде миниатюр. Здесь наблюдается разнообразие и богатство ассоциаций и способов их выражения.  Существует принципиальная разница между ответами ребят  с разных параллелей. Обычно восьмиклассники  отмечают существование различных значений данного слова, не останавливаясь на каком-либо особенно подробно, отвечают коротко, лаконично. Многие пишут, что «ученье свет, а неученье – тьма».

 

Ответы десятиклассников поражают образностью, философским подходом к пониманию проблемы. Здесь один из ключевых концептов, используемых в описании, – «надежда». Интересно, что практически в каждой работе упоминается противопоставление тьмы и света. Есть несколько ответов, связанных с современным искусством (песня «Свет в твоем окне», романы Толкиена). Ребята отмечают, что «свет» – понятие абстрактное и многозначное, но, преимущественно, развивают значения «свет»(1). Стоит отметить предположение одного из учащихся о том, что «свет» – не омонимы, а «одно целое», т.к. мир существует только благодаря свету. 

 

Провести совершенно аналогичный  опрос среди учителей не представлялось возможным, т.к. это было бы сопряжено  со значительными неудобствами и  недостатком времени, поэтому был  составлен особый опросник, не требующий  развернутых ответов. Вопросы следующие:

1. Что такое «свет»? (Выявление  основного ассоциативного комплекса) 

2. Каким бывает свет? (Оценки  и коннотации – периферия концепта)

3. Образуйте от слова «свет» 2-3 однокоренных слова (Возможности  пополнения смыслового объема концепта через ассоциативный ряд однокоренных слов)

 

Были получены следующие результаты:

1) слово несет позитивную стилистическую  окраску (основные характеристики: светлый, яркий, теплый);

2) огромное количество однокоренных  слов свидетельствует о широких возможностях их семантического взаимодействия;

3) большое влияние на характер  интерпретации концепта оказывает  профессиональная деятельность (ассоциации, носящие узкоспециализированный  характер: видимые лучи, монохроматический,  фотосинтез, электромагнитные волны и т.п.).

 

VI. Исследуемый концепт в дискурсе  современных газет

Исследование проводилось на основе двух периодических изданий, выходящих  один раз в неделю: «Молодость Сибири»  и «Новая газета». Соответственно, первая из них является одним из крупнейших областных изданий, а вторая – всероссийских. Обе газеты предназначены для чтения широкими слоями населения, вне зависимости от половозрастной и социальной принадлежности; в них освещаются последние события, приводятся статьи на наиболее актуальные темы. Все эти факторы позволяют считать данные издания хорошими источниками для выявления репрезентаций концепта в современной публицистике, говорящей о злободневных вопросах жизни общества.  

В статьях из газет, вышедших за двухмесячный период, 26 раз встретилась лексема «свет»: по 13 раз на каждый из омонимов, из чего можно сделать вывод, что в дискурсе современных газет слова-омонимы «свет» употребляются одинаково часто. 

 

Два раза в тексте статей встретился фразеологический оборот «проливать свет», один раз – модификация оборота «только и света в окне» («единственный свет в окошке»).

Ассоциация «свет – электричество» не зафиксирована в словарных  статьях, но ее относительная распространенность (два случая: «платить за свет», «сорок деревень остались без света») указывает на тенденцию к переходу в ядерную зону концепта.

В одном из случаев снова подтверждается связь концептов «свет» и «цвет» («чувство цвета и света»), уже  неоднократно отмеченная в процессе работы. Во фразе «досаждает свет и  шум» свет предстает в качестве некоего физического проявления, сопоставимого с шумом (можно сравнить с ассоциацией «резь в глазах» – см. «Результаты ассоциативного опроса»).

 

Интересны словосочетания, связанные  с образом светофора: «проехать  на красный свет», «дать зеленый свет атакам на ЮКОС». В первом случае значение слов остается прямым, но уже чувствуется добавочное значение символ запрета, во втором случае «зеленый свет» – фразеологическое сочетание, несущее антонимичную символику (разрешение).

Видим несколько случаев реализации ядерных сем: «горит тусклый свет», «по углам – пожалуйста, а при свете – не время…», «днем, разумеется: ночью – ни света, нужного для камеры, ни контроля» (значения освещения и его источника). В заголовке «Свет северной звезды» (о презентации альбома «Северная звезда») используется добавочное значение, реализуемое только в данном контексте: лучи славы, свет звезды (в значении «знаменитость»).

 

Заключение 

Концепт «свет» занимает важное место  в современной концептосфере, с  его помощью можно представить в когнитивных процессах множество различных понятий, т.к. исследуемый концепт связан со многими константами русской и мировой культуры, такими как «солнце», «добро», «цвет», «надежда» и т.п.

Концепт «свет» живет и развивается, постепенно пополняясь новыми значениями. В современном дискурсе можно проследить, какие коннотативные приращения образовались за последнее время, а какие – ранее, т.е. слоистая структура концепта видна достаточно четко.

Анализ репрезентаций данного  концепта в синхронии позволяет сделать вывод о том, что неизменным признаком концепта «свет» является его позитивная, «светлая» стилистическая окраска.

Концепт «свет» содержит в себе элементы, связанные с эмоциональной стороной восприятия мира, нравственностью, природой, искусством и, следовательно, является универсальным, сочетающим смысловые компоненты из различных лингвокультурологических групп концептов, что позволяет назвать его ценнейшей константой культуры.

 

Работа с концептом «свет» была для нас особенно интересной, поскольку он представляет собой структуру, универсальную по всем параметрам: по сфере употребления, культурному значению. Эта работа позволила увидеть, как когнитивной деятельности человека влияет на формирование концептосферы. Человек – существо многогранное, его ум способен постичь многое, а  самым важным созданием человеческого разума является язык, такой знакомый и такой таинственный. Надеемся, что сегодня мы смогли приоткрыть завесу над этой великой тайной и увидеть, как же рождается смысл.


Информация о работе Концепт «свет» в современном дискурсе