Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.
1) лучистая энергия (
2) место, откуда исходит
3) источник освещения и
4) рассвет, восход солнца (разговорное);
5) светлое место, пятно на
картине, передающее
6) блеск глаз под влиянием какого-либо чувства;
7) символ разума, просвещения или добра, счастья;
8) ласковое, приветливое обращение к кому-либо (народно-поэтическое).
Видим, что около десяти лет назад многие из этих значений не выделялись как ядерные семы, а воспринимались только как компоненты ассоциативного ряда.
Для возможности в дальнейших исследованиях
четкого разграничения
1) земля со всем существующим на ней, мир, вселенная;
2) окружающие люди, общество (устаревшее);
3) в буржуазно-дворянском
Значения этих омонимов совершенно различные, что создает возможности для проведения работы по разграничению их воплощений в дискурсе.
IV. Устойчивые сочетания с
В различных словарях представлен широкий ряд фразеологизмов, имеющих в своем составе слово «свет».
Устойчивые выражения со словом «свет»(1):
1) в свете – с точки зрения чего-либо, учитывая что-либо;
2) в каком свете (видеть, представлять и т.п.) – в каком-либо виде, с какой-либо стороны;
3) ни свет ни заря – очень рано, до рассвета;
4) пролить (или бросить) свет – раскрыть что-либо, сделать ясным, понятным;
5) свет очей, свет жизни, свет мой – о дорогом, любимом существе;
6) только и свету (света) в
окошке (окне), что… – о чьей-либо
единственной радости,
7) чуть (чем) свет – очень рано, на рассвете;
8) батюшки (матушки) светы! – восклицание, выражающее испуг, удивление и т.п.;
9) в розовом (радужном) свете
(цвете) – идеализированно,
10) света белого не видать (не видеть) – 1. быть очень занятым, не иметь покоя; 2. очень страдать, мучиться от чего-либо;
11) свет померк (мутится) в глазах – все стало немило, противно. [14]
В данном списке нет фразеологических сращений, не мотивированных значением отдельных слов-компонентов. Большая часть фразеологизмов имеет не строго фиксированный состав, т.е. в составе сочетаний возможны варианты («розовым» или «радужным», «пролить свет» или «бросить свет» и т.д.). Из этого следует, что во фразеологических сочетаниях со словом «свет» сохраняется связь с исходным значением слов, входящих в их состав, и соответствующими концептами. Так видим связь концептов «свет» и «цвет» («в розовом свете (цвете)»).
Помимо ядерных структур, используются различные коннотации. «Свет» предстает исключительно в позитивном оценочном ракурсе, используется для передачи понятий, связанных с положительными эмоциями (не зря прилагательное «светлый» в некоторых контекстах означает «позитивный»). Соответственно, фразы, в которых происходит отрицание света («свет померк»), приобретают негативный смысл.
В выражениях «в свете», «в каком свете» обыгрывается тот же компонент исследуемого слова, что и в «проливать свет»: способность света делать предметы видными, четкими, прояснять ситуацию.
V. Результаты ассоциативного
Ученикам школы предлагалось ответить на один вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас слово свет?».
Ответы третьеклассников, преимущественно,
– отдельные слова и
Ученики восьмого и десятого классов оформляли свои работы в виде миниатюр. Здесь наблюдается разнообразие и богатство ассоциаций и способов их выражения. Существует принципиальная разница между ответами ребят с разных параллелей. Обычно восьмиклассники отмечают существование различных значений данного слова, не останавливаясь на каком-либо особенно подробно, отвечают коротко, лаконично. Многие пишут, что «ученье свет, а неученье – тьма».
Ответы десятиклассников поражают образностью, философским подходом к пониманию проблемы. Здесь один из ключевых концептов, используемых в описании, – «надежда». Интересно, что практически в каждой работе упоминается противопоставление тьмы и света. Есть несколько ответов, связанных с современным искусством (песня «Свет в твоем окне», романы Толкиена). Ребята отмечают, что «свет» – понятие абстрактное и многозначное, но, преимущественно, развивают значения «свет»(1). Стоит отметить предположение одного из учащихся о том, что «свет» – не омонимы, а «одно целое», т.к. мир существует только благодаря свету.
Провести совершенно аналогичный опрос среди учителей не представлялось возможным, т.к. это было бы сопряжено со значительными неудобствами и недостатком времени, поэтому был составлен особый опросник, не требующий развернутых ответов. Вопросы следующие:
1. Что такое «свет»? (Выявление
основного ассоциативного
2. Каким бывает свет? (Оценки
и коннотации – периферия
3. Образуйте от слова «свет»
2-3 однокоренных слова (
Были получены следующие результаты:
1) слово несет позитивную
2) огромное количество
3) большое влияние на характер
интерпретации концепта
VI. Исследуемый концепт в
Исследование проводилось на основе двух периодических изданий, выходящих один раз в неделю: «Молодость Сибири» и «Новая газета». Соответственно, первая из них является одним из крупнейших областных изданий, а вторая – всероссийских. Обе газеты предназначены для чтения широкими слоями населения, вне зависимости от половозрастной и социальной принадлежности; в них освещаются последние события, приводятся статьи на наиболее актуальные темы. Все эти факторы позволяют считать данные издания хорошими источниками для выявления репрезентаций концепта в современной публицистике, говорящей о злободневных вопросах жизни общества.
В статьях из газет, вышедших за двухмесячный период, 26 раз встретилась лексема «свет»: по 13 раз на каждый из омонимов, из чего можно сделать вывод, что в дискурсе современных газет слова-омонимы «свет» употребляются одинаково часто.
Два раза в тексте статей встретился фразеологический оборот «проливать свет», один раз – модификация оборота «только и света в окне» («единственный свет в окошке»).
Ассоциация «свет –
В одном из случаев снова подтверждается связь концептов «свет» и «цвет» («чувство цвета и света»), уже неоднократно отмеченная в процессе работы. Во фразе «досаждает свет и шум» свет предстает в качестве некоего физического проявления, сопоставимого с шумом (можно сравнить с ассоциацией «резь в глазах» – см. «Результаты ассоциативного опроса»).
Интересны словосочетания, связанные с образом светофора: «проехать на красный свет», «дать зеленый свет атакам на ЮКОС». В первом случае значение слов остается прямым, но уже чувствуется добавочное значение символ запрета, во втором случае «зеленый свет» – фразеологическое сочетание, несущее антонимичную символику (разрешение).
Видим несколько случаев реализации ядерных сем: «горит тусклый свет», «по углам – пожалуйста, а при свете – не время…», «днем, разумеется: ночью – ни света, нужного для камеры, ни контроля» (значения освещения и его источника). В заголовке «Свет северной звезды» (о презентации альбома «Северная звезда») используется добавочное значение, реализуемое только в данном контексте: лучи славы, свет звезды (в значении «знаменитость»).
Заключение
Концепт «свет» занимает важное место в современной концептосфере, с его помощью можно представить в когнитивных процессах множество различных понятий, т.к. исследуемый концепт связан со многими константами русской и мировой культуры, такими как «солнце», «добро», «цвет», «надежда» и т.п.
Концепт «свет» живет и развивается, постепенно пополняясь новыми значениями. В современном дискурсе можно проследить, какие коннотативные приращения образовались за последнее время, а какие – ранее, т.е. слоистая структура концепта видна достаточно четко.
Анализ репрезентаций данного концепта в синхронии позволяет сделать вывод о том, что неизменным признаком концепта «свет» является его позитивная, «светлая» стилистическая окраска.
Концепт «свет» содержит в себе элементы,
связанные с эмоциональной
Работа с концептом «свет» была для нас особенно интересной, поскольку он представляет собой структуру, универсальную по всем параметрам: по сфере употребления, культурному значению. Эта работа позволила увидеть, как когнитивной деятельности человека влияет на формирование концептосферы. Человек – существо многогранное, его ум способен постичь многое, а самым важным созданием человеческого разума является язык, такой знакомый и такой таинственный. Надеемся, что сегодня мы смогли приоткрыть завесу над этой великой тайной и увидеть, как же рождается смысл.