Концепт «свет» в современном дискурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.

Файлы: 1 файл

Концепт «свет» в современном дискурсе.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Сторонники третьего подхода (Д.С. Лихачев, Е.С.Кубрякова) считают, что  концепт не возникает непосредственно  из значения слова, а является результатом столкновения значения с национальным и личным опытом носителя языка. Таким образом, концепт предстает как посредник между словом и реальностью.

 

Соединяя различные версии назначения и сути этого понятия, получаем, что  концепт – это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте. При таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира (см. «Языковая картина мира»), формирующимся в результате когнитивной деятельности.     

Следует четко различать термины  «концепт» и «значение».  «Значение» – понятие более узкое, входящее в состав концепта. Именно ученые, занимающиеся когнитивной лингвистикой, доказали тот кажущийся, на первый взгляд, парадоксальным факт, что статьи, приводимой в толковом словаре, недостаточно для получения полного представления о том или ином понятии.

 

Анализ различных толкований термина  «концепт» позволяет выделить следующие его признаки как единицы когнитивной лингвистики:

1) это минимальная единица человеческого  опыта в его идеальном представлении,  вербализующаяся  с помощью  слова; 

2) это основная единица когнитивных  процессов (обработка, хранение, передача знаний);

3) границы концепта подвижны, т.к.  в области когнитивистики невозможно  четкое разграничение понятий; 

4) ассоциативное поле концепта  неразрывно связано с социальными  событиями; 

5) это основная ячейка культуры.

Сложно ответить на вопрос о существующем количестве концептов. Практически каждый лингвист, изучающий данный вопрос, придерживается собственного мнения по этому поводу. Проблема заключается в том, что концептом является не любое понятие, а только актуальные и ценные в культурологии, являющиеся темой пословиц, поговорок, поэтических и прозаических текстов. 

 

V. Структура концепта 

Концепт обладает сложной структурой. С одной стороны, в него входит то, что является содержанием понятия, с другой – то, что делает концепт  явлением культуры: этимология, ассоциативный ряд, оценки и коннотации («добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значения слова и служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски [13]»).

З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав различные определения концепта, пришли к выводу, что в сознании человека он формируется из непосредственного эмпирического опыта (восприятия мира органами чувств), предметной деятельности человека, мыслительных операций с другими, уже существующими в сознании, концептами, языкового общения и самостоятельного познания языковых единиц.

 

Концепт по структуре неоднороден. Он включает в себя компоненты, являющиеся элементами различных культурных эпох, принадлежащие разным исторических слоям. Эти слои отличаются временем образования, происхождением, семантикой. Этимология является основой, на которой возникают и держатся остальные слои значений.

 

Являясь сложным ментальным комплексом, концепт включает в себя, помимо основного смыслового содержания, следующие компоненты:

1) общечеловеческий (универсальный), обобщающий основной ассоциативный  ряд концепта;

2) национально-культурный, обусловленный  жизнью человека в той или  иной культурной среде; 

3) социальный, определяемый социальным  статусом человека;

4) групповой, обуславливаемый принадлежностью носителя языка к некоторой половозрастной группе;

5)  индивидуально-личностный, формируемый  под влиянием личностных особенностей: психофизиологии, воспитания, образования,  жизненного опыта. [8]

 

Обобщенно структуру концепта можно представить в виде круга, состоящего из ядра и периферии. Ядро концепта – основное понятие, семы, зафиксированные в словарных статьях, периферия – те коннотативные и ассоциативные приращения, которые привносятся культурой и реализуются при определенном наборе слов-репрезентантов.

 

Для моделирования концепта ученые используют четко структурированные  единицы когнитивистики: фреймы, сценарии, скрипты и другие модели представления  знаний.

Фрейм – «структура данных для  представления стереотипной ситуации, особенно при организации больших объемов памяти» [8]. Фрейм представляет собой знание об определенном фрагменте человеческого опыта, организованном вокруг какого-либо смыслового ядра (например, вокруг смыслового ядра «день рождения» организуется фрейм, описывающий стандартное празднование дня рождения в понимании языковой личности). Фрейм обычно предполагает перечисление деталей, из которых складывается ситуация.

 

Сценарий – описание процесса, действия с его важнейшими этапами.

Схема – описание предмета через его внешнюю форму, очертания. В.А. Маслова приводит в качестве примера схемы словарное толкование («рогатка – деревянная развилка в виде буквы Y»). [8]

Таким образом, видим, что концепты способны воплощаться в самые  разнообразные формы – от элементарных когнитивных структур до самых сложных.

 

VI. Основные лингвокультурологические  группы концептов 

Совокупность концептов и образует единую концептосферу как целостное и структурированное пространство. В каждой культуре модель мира составляется из целого ряда универсальных концептов и констант культуры (таких, как пространство, время, измерение, причина, сущность стихий, нравственные понятия, любовь и т.п.), но у каждого народа между этими концептами присутствуют свои, особенные, соотношения, создающие основу национального мировидения.

В.А. Маслова разделяет все концепты на девять основных групп:

1) мир (пространство, время, родина…);

2) природа (вода, огонь, дерево…);

3) нравственные концепты (совесть,  стыд…);

4) представления о человеке (гений,  юродивый, интеллигент…);

5) социальные понятия и отношения  (свобода, война…);

6) эмоциональные концепты (счастье,  радость…);

7) артефакты (дом, храм, колокол…);

8) научные знания (филология, математика…);

9) концептосфера искусства (живопись, музыка, скульптура…).

 

Каждая из этих групп содержит в  себе определенный смысловой участок  единой концептосферы, имеет огромное значение для культуры как своеобразный сгусток информации о том или ином аспекте мировоззрения, отображаемом посредством языка.

 

VII. Методика описания концепта 

Под методикой понимается совокупность методов интерпритации, включающих в себя «выводное знание» [8]. Концепт  имеет «слоистое» (по определению Ю.С. Степанова) строение, а разные слои связаны с культурной жизнью разных эпох, что создает необходимость привлечения  различных методов в процессе анализа. Наша задача несколько упрощается тем, что анализ концепта проводится преимущественно в синхронии. Основной метод когнитивной науки заключается в интеграции данных из разных научных областей. Так в когнитивной лингвистике используются подходы психологии, нейролингвистики, лингвокультурологии. В таком рассмотрении чрезвычайно важно ассоциативное поле слова, поэтому выявление ассоциативных комплексов – основная задача описания концепта.

 

К настоящему времени исследователями  разработано несколько методик  изучения и описания концептов. Это  теория профилирования, предложенная Е. Бартминским, теория вертикальных синтаксических полей, С.М. Прохоровой, теория концептуального анализа, разработанная Л.О Чернейко и В.А. Долинским, и теория вертикального контекста О.С. Ахмановой и И.В. Гюббенет.

Концепт – сложное образование, включающее в себя различные характеристики: оценочные, образные, ассоциативные, – и все они должны быть учтены в процессе анализа.   

Согласно работам В.А. Масловой, для установления смыслового объема концепта необходимо следующее:

1) на основе текстовых материалов  определить референтную ситуацию, с которой соотносится данный концепт;

2) установить место концепта  в языковой картине мира и  национальном языковом сознании  через обращение к энциклопедическим  и лингвистическим словарям (путем  анализа словарных дефиниций  определятся ядро концепта);

3) учесть особенности этимологии  слова; 

4) привлечь к анализу разнообразные  контексты (поэтические, научные,  публицистические, философские и  т.д.) с целью выявления периферических  признаков концепта;

5) сопоставляя полученные результаты  с анализом ассоциативных ядерных связей, сделать выводы о смысловой связи данного концепта с другими;

6) проинтерпретировать концепт  в разных видах искусства. [8]

 

Такой анализ невозможно провести детально в стесненных школьных условиях, но следование данной схеме в общих положениях позволит получить достаточно полное представление об исследуемом концепте. Следует отметить, что эта схема может варьироваться, в зависимости от типа концепта. 

 

Часть вторая. Анализ концепта «свет»

I. Общие организационные моменты

Исследование концепта «свет» проводилось  в несколько этапов:

1. Краткое изложение этимологии  слова на основе статей из  специализированных словарей.

2. Перечисление ядерных сем,  вокруг которых строится периферия  концепта, на основе словарных  статей. Для анализа ядра концепта целесообразнее всего воспользоваться толковым словарем. 

3. Анализ репрезентаций концепта  «свет» в различных дискурсах.  На этом этапе необходимо включение  в работу текстов из различных  источников. Очень многое о формах  представления народного сознания в концепте могут рассказать устойчивые выражения.  Анализ художественных текстов (поэтических или прозаических) позволяет создать наиболее полную картину о структурах организации знаний и художественно-выразительных средствах, используемых с исследуемым словом, но такой анализ требует внимательнейшего подхода и должен рассматриваться отдельно в рамках более специализированной темы.

Информацию о том, какая часть  от всего объема концепта реализуется  в современной речи наиболее часто, можно получить из анализа дискурса современных газет.

Для получения сведений о понимании  исследуемого концепта разными группами носителей языка необходимо провести ассоциативный опрос, направленный на выявление периферических признаков  концепта. 

 

В исследованиях, проводимых на базе средней школы, в качестве объекта выступали учащиеся. По периодизации Д.Б. Эльконина, школьник проходит через три возрастных этапа: младший школьный возраст, подростковый возраст и юношество. Из каждой возрастной группы было взято по одному классу: представители третьей, восьмой и десятой параллелей.  Постепенно приобщаясь к языковой картине мира, младшие школьники проходят сложный период обретения своего социального «Я»; легче всего работать с третьеклассниками, поскольку они достаточно усидчивы, легко схватывают суть проблемы и уже умеют выстраивать ассоциативные ряды. Восьмиклассники – подростки, проходящие кризисный период перехода к качественно новому самовосприятию. В этом возрасте люди сильно подвержены конформизму, влиянию масс, а огромное воздействии на их речь оказывает молодежный арго (жаргон). Десятиклассники уже прошли через кризисы подросткового возраста и юности, они входят в период стабилизации личности и готовы активно воспринимать мир, принимать непосредственное участие в развитии родного языка и его концептосферы.

 

Также рассмотрены ассоциативные  комплексы, связываемые со словом «свет» взрослыми носителями языка. В данном случае в качестве таковых выступали  учителя школы № 156.

Исследование концепта «свет» проводилось путем контекстного анализа.

 

II. Этимологическая справка 

«Свет – общеславянское, имеющее  соответствия в других индоевропейских  языках. Древнерусское «свътъ» изменилось в «свет» после падения редуцированных и изменения ъ > е»[16].

На основе этой информации, можно сделать следующие выводы:

1. Слово «свет» появилось в  языке очень давно, т.е. на  первоначальное значение постепенное  накладывались новые ассоциации. Таким образом, каждая историческая  эпоха должна оставить свой  след в семантике слова. 

2. Предположительно, омонимы «свет» имеют сходное происхождение, из чего следует, что,  начиная со времени своего появления в языке, они испытывают сильное взаимовлияние, накладывающее отпечаток на формирование концепта.

3. Из факта существования аналогов  этого слова в других языках индоевропейской семьи логическим образом вытекает, что концепт «свет» является универсальным, т.е. значимым в культуре различных народов. Формирование национальных концептов происходит, когда на одно и то же исходное значение с ходом времени постепенно накладываются новые, имеющие национальные коннотации и особенности ассоциативного ряда.

 

III. Ядро концепта в словарных  статьях 

Ядро концепта составляют зафиксированные  в словарях дефиниции. В «Толковом  словаре русского языка» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) зафиксированы следующие семы (единицы значения):

1) лучистая энергия, делающая  окружающий мир видимым; электромагнитные  волны в интервале частот, воспринимаемых  глазом (лунный свет, свет лампы  и т.п.);

2) тот или иной источник освещения (зажечь свет, стать против света и т.п.);

3) освещенность, состояние, когда  светло (на свету, в кабинете  свет);

4) в некоторых устойчивых выражениях: рассвет, восход солнца (ни свет  ни заря);

5)  ласкательное обращение (свет  мой ясный) 

Данный словарь представляет собой классический труд отечественной лексикографии, но издание 1993 года может уже не соответствовать в полной мере нынешней языковой картине мира. Язык реагирует на любые изменения в жизни. Какие-то новые коннотации регулярно пополняют периферию концепта, но некоторые изменения в ядерных структурах также могут произойти. Нашей  задачей является проанализировать концепт «свет» в синхронии, поэтому необходимо использовать данные, наиболее близкого к изучаемому периоду времени.

 

Обратимся к «Современному толковому словарю русского языка» (С.А. Кузнецов):

Информация о работе Концепт «свет» в современном дискурсе