Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:59, курсовая работа
Цель нашей работы – описание лексического представления концепта «свет» в современном дискурсе.
Можно выделить следующие задачи:
1) изучить суть проблемы теоретически, определить терминологическую базу исследования;
2) описать особенности представления выбранного концепта;
3) определить принадлежность концепта «свет» к той или иной группе концептов;
4) выяснить, насколько важное место занимает данный концепт в современном русском языке.
Сторонники третьего подхода (Д.С. Лихачев, Е.С.Кубрякова) считают, что концепт не возникает непосредственно из значения слова, а является результатом столкновения значения с национальным и личным опытом носителя языка. Таким образом, концепт предстает как посредник между словом и реальностью.
Соединяя различные версии назначения и сути этого понятия, получаем, что концепт – это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте. При таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира (см. «Языковая картина мира»), формирующимся в результате когнитивной деятельности.
Следует четко различать термины «концепт» и «значение». «Значение» – понятие более узкое, входящее в состав концепта. Именно ученые, занимающиеся когнитивной лингвистикой, доказали тот кажущийся, на первый взгляд, парадоксальным факт, что статьи, приводимой в толковом словаре, недостаточно для получения полного представления о том или ином понятии.
Анализ различных толкований термина «концепт» позволяет выделить следующие его признаки как единицы когнитивной лингвистики:
1) это минимальная единица
2) это основная единица
3) границы концепта подвижны, т.к.
в области когнитивистики
4) ассоциативное поле концепта
неразрывно связано с
5) это основная ячейка культуры.
Сложно ответить на вопрос о существующем количестве концептов. Практически каждый лингвист, изучающий данный вопрос, придерживается собственного мнения по этому поводу. Проблема заключается в том, что концептом является не любое понятие, а только актуальные и ценные в культурологии, являющиеся темой пословиц, поговорок, поэтических и прозаических текстов.
V. Структура концепта
Концепт обладает сложной структурой. С одной стороны, в него входит то, что является содержанием понятия, с другой – то, что делает концепт явлением культуры: этимология, ассоциативный ряд, оценки и коннотации («добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значения слова и служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски [13]»).
З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав различные определения концепта, пришли к выводу, что в сознании человека он формируется из непосредственного эмпирического опыта (восприятия мира органами чувств), предметной деятельности человека, мыслительных операций с другими, уже существующими в сознании, концептами, языкового общения и самостоятельного познания языковых единиц.
Концепт по структуре неоднороден. Он включает в себя компоненты, являющиеся элементами различных культурных эпох, принадлежащие разным исторических слоям. Эти слои отличаются временем образования, происхождением, семантикой. Этимология является основой, на которой возникают и держатся остальные слои значений.
Являясь сложным ментальным комплексом, концепт включает в себя, помимо основного смыслового содержания, следующие компоненты:
1) общечеловеческий (универсальный),
обобщающий основной
2) национально-культурный, обусловленный жизнью человека в той или иной культурной среде;
3) социальный, определяемый социальным статусом человека;
4) групповой, обуславливаемый принадлежностью носителя языка к некоторой половозрастной группе;
5) индивидуально-личностный, формируемый
под влиянием личностных
Обобщенно структуру концепта можно представить в виде круга, состоящего из ядра и периферии. Ядро концепта – основное понятие, семы, зафиксированные в словарных статьях, периферия – те коннотативные и ассоциативные приращения, которые привносятся культурой и реализуются при определенном наборе слов-репрезентантов.
Для моделирования концепта ученые используют четко структурированные единицы когнитивистики: фреймы, сценарии, скрипты и другие модели представления знаний.
Фрейм – «структура данных для представления стереотипной ситуации, особенно при организации больших объемов памяти» [8]. Фрейм представляет собой знание об определенном фрагменте человеческого опыта, организованном вокруг какого-либо смыслового ядра (например, вокруг смыслового ядра «день рождения» организуется фрейм, описывающий стандартное празднование дня рождения в понимании языковой личности). Фрейм обычно предполагает перечисление деталей, из которых складывается ситуация.
Сценарий – описание процесса, действия с его важнейшими этапами.
Схема – описание предмета через его внешнюю форму, очертания. В.А. Маслова приводит в качестве примера схемы словарное толкование («рогатка – деревянная развилка в виде буквы Y»). [8]
Таким образом, видим, что концепты способны воплощаться в самые разнообразные формы – от элементарных когнитивных структур до самых сложных.
VI. Основные
Совокупность концептов и
В.А. Маслова разделяет все концепты на девять основных групп:
1) мир (пространство, время, родина…);
2) природа (вода, огонь, дерево…);
3) нравственные концепты (совесть, стыд…);
4) представления о человеке (гений, юродивый, интеллигент…);
5) социальные понятия и
6) эмоциональные концепты (счастье, радость…);
7) артефакты (дом, храм, колокол…);
8) научные знания (филология, математика…);
9) концептосфера искусства (
Каждая из этих групп содержит в себе определенный смысловой участок единой концептосферы, имеет огромное значение для культуры как своеобразный сгусток информации о том или ином аспекте мировоззрения, отображаемом посредством языка.
VII. Методика описания концепта
Под методикой понимается совокупность методов интерпритации, включающих в себя «выводное знание» [8]. Концепт имеет «слоистое» (по определению Ю.С. Степанова) строение, а разные слои связаны с культурной жизнью разных эпох, что создает необходимость привлечения различных методов в процессе анализа. Наша задача несколько упрощается тем, что анализ концепта проводится преимущественно в синхронии. Основной метод когнитивной науки заключается в интеграции данных из разных научных областей. Так в когнитивной лингвистике используются подходы психологии, нейролингвистики, лингвокультурологии. В таком рассмотрении чрезвычайно важно ассоциативное поле слова, поэтому выявление ассоциативных комплексов – основная задача описания концепта.
К настоящему времени исследователями разработано несколько методик изучения и описания концептов. Это теория профилирования, предложенная Е. Бартминским, теория вертикальных синтаксических полей, С.М. Прохоровой, теория концептуального анализа, разработанная Л.О Чернейко и В.А. Долинским, и теория вертикального контекста О.С. Ахмановой и И.В. Гюббенет.
Концепт – сложное образование, включающее в себя различные характеристики: оценочные, образные, ассоциативные, – и все они должны быть учтены в процессе анализа.
Согласно работам В.А. Масловой, для установления смыслового объема концепта необходимо следующее:
1) на основе текстовых
2) установить место концепта
в языковой картине мира и
национальном языковом
3) учесть особенности этимологии слова;
4) привлечь к анализу
5) сопоставляя полученные
6) проинтерпретировать концепт в разных видах искусства. [8]
Такой анализ невозможно провести детально в стесненных школьных условиях, но следование данной схеме в общих положениях позволит получить достаточно полное представление об исследуемом концепте. Следует отметить, что эта схема может варьироваться, в зависимости от типа концепта.
Часть вторая. Анализ концепта «свет»
I. Общие организационные моменты
Исследование концепта «свет» проводилось в несколько этапов:
1. Краткое изложение этимологии слова на основе статей из специализированных словарей.
2. Перечисление ядерных сем,
вокруг которых строится
3. Анализ репрезентаций концепта
«свет» в различных дискурсах.
На этом этапе необходимо
Информацию о том, какая часть от всего объема концепта реализуется в современной речи наиболее часто, можно получить из анализа дискурса современных газет.
Для получения сведений о понимании исследуемого концепта разными группами носителей языка необходимо провести ассоциативный опрос, направленный на выявление периферических признаков концепта.
В исследованиях, проводимых на базе средней школы, в качестве объекта выступали учащиеся. По периодизации Д.Б. Эльконина, школьник проходит через три возрастных этапа: младший школьный возраст, подростковый возраст и юношество. Из каждой возрастной группы было взято по одному классу: представители третьей, восьмой и десятой параллелей. Постепенно приобщаясь к языковой картине мира, младшие школьники проходят сложный период обретения своего социального «Я»; легче всего работать с третьеклассниками, поскольку они достаточно усидчивы, легко схватывают суть проблемы и уже умеют выстраивать ассоциативные ряды. Восьмиклассники – подростки, проходящие кризисный период перехода к качественно новому самовосприятию. В этом возрасте люди сильно подвержены конформизму, влиянию масс, а огромное воздействии на их речь оказывает молодежный арго (жаргон). Десятиклассники уже прошли через кризисы подросткового возраста и юности, они входят в период стабилизации личности и готовы активно воспринимать мир, принимать непосредственное участие в развитии родного языка и его концептосферы.
Также рассмотрены ассоциативные комплексы, связываемые со словом «свет» взрослыми носителями языка. В данном случае в качестве таковых выступали учителя школы № 156.
Исследование концепта «свет» проводилось путем контекстного анализа.
II. Этимологическая справка
«Свет – общеславянское, имеющее
соответствия в других индоевропейских
языках. Древнерусское «свътъ»
На основе этой информации, можно сделать следующие выводы:
1. Слово «свет» появилось в
языке очень давно, т.е. на
первоначальное значение
2. Предположительно, омонимы «свет» имеют сходное происхождение, из чего следует, что, начиная со времени своего появления в языке, они испытывают сильное взаимовлияние, накладывающее отпечаток на формирование концепта.
3. Из факта существования
III. Ядро концепта в словарных статьях
Ядро концепта составляют зафиксированные в словарях дефиниции. В «Толковом словаре русского языка» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) зафиксированы следующие семы (единицы значения):
1) лучистая энергия, делающая
окружающий мир видимым;
2) тот или иной источник освещени
3) освещенность, состояние, когда светло (на свету, в кабинете свет);
4) в некоторых устойчивых
5) ласкательное обращение (свет мой ясный)
Данный словарь представляет собой классический труд отечественной лексикографии, но издание 1993 года может уже не соответствовать в полной мере нынешней языковой картине мира. Язык реагирует на любые изменения в жизни. Какие-то новые коннотации регулярно пополняют периферию концепта, но некоторые изменения в ядерных структурах также могут произойти. Нашей задачей является проанализировать концепт «свет» в синхронии, поэтому необходимо использовать данные, наиболее близкого к изучаемому периоду времени.
Обратимся к «Современному толковому словарю русского языка» (С.А. Кузнецов):