Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:10, реферат
На сегодняшний день в современном литературоведение существует ряд работ посвященных творчеству Ж. Ануя. К анализу произведений данного писателя обращались такие исследователи, как: Л. А. Зонина (Современная зарубежная драматургия); Т. И. Бочелис (Драматургия); В. Гаевский (Голоса Жанны, Флейта Гамлета).
К сожалению, в представленных работах не достаточно внимания уделяется своеобразию конфликта и системе образов. Чем обусловлена актуальность нашего исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ" И "ОБРАЗ" В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ……..7
1.1 Понятие конфликта в литературоведении 7
1.2 Понятие образ в литературоведении 11
1.3 Образ Антигоны в античной литературе 12
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТА И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ Ж. АНУЯ «АНТИГОНА» 15
2.1 Творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века 15
2.2. Система образов в пьесе Ж. Ануя «Антигона» 20
2.3 Своеобразие конфликтов в пьесе Ж.Ануя «Антигона» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ" И "ОБРАЗ" В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ……..7
1.1 Понятие конфликта в литературоведении 7
1.2 Понятие образ в литературоведении 11
1.3 Образ Антигоны в античной литературе 12
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТА И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ Ж. АНУЯ «АНТИГОНА» 15
2.1 Творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века 15
2.2. Система образов в пьесе Ж. Ануя «Антигона» 20
2.3 Своеобразие конфликтов в пьесе Ж.Ануя «Антигона» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
Рубеж XX столетий в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания философии и психологии. И в открытой для себя новые сферы жизни, она впитала дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма.
«Новая драма» — условное обозначение
тех новаций, которые заявили
о себе в европейском театре 1860—
1890-х годов. Главным образом это
социально-психологическая
Называться так «новая драма» стала, скорее всего, потому, что противопоставила себя традиции — в данном случае эпигонскому и стилизованному под буржуазные вкусы романтизму, эстетике «хорошо сделанных» или в целом развлекательных пьес.
Но главное, «новая драма» подошла
к современности с самыми серьезными
этическими и идеологическими
Традиции экспериментирования
в жанре новой драмы продолжает
французский писатель Жан Ануй. Так,
в 1943 году была поставлена «Антигона»
в оккупированном немцами Париже.
Драма на античный сюжет была сыграна
в современных костюмах. В это
тяжелое время она
На сегодняшний день в современном литературоведение существует ряд работ посвященных творчеству Ж. Ануя. К анализу произведений данного писателя обращались такие исследователи, как: Л. А. Зонина (Современная зарубежная драматургия); Т. И. Бочелис (Драматургия); В. Гаевский (Голоса Жанны, Флейта Гамлета).
К сожалению, в представленных работах не достаточно внимания уделяется своеобразию конфликта и системе образов. Чем обусловлена актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является драма Ж. Ануя «Антигона».
Предмет – конфликт и система образов.
Цель исследования – выявить
своеобразие конфликта и
Поставленные цели предопределяют решения следующих задач:
Охарактеризовать понятия «конфликт» и «образ» в
литературоведении.
Выявить своеобразие конфликта в пьесе Ж. Ануя «Антигона».
Теоретической основой настоящего исследования послужил сравнительно-исторический метод.
Основным методом исследования данной работы стал сравнительно-исторический.
Практическая значимоять исследования заключается в том, что материалы работы можно будет использовать при изучении курса Истории Зарубежной литература XXвека, а так же – на спец. Курсах посвященных французскому театру первой половины XXвека.
На сегодняшний день в литературоведении существует немало работ посвященных теории конфликта (В.Я. Пропп, Н.Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, Вл.А. Луков и др.). В широком смысле под конфликтом можно понимать «ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении — в эпических и драматических широко и полно, в лирических — в первичных формах»[14].
Существуют конфликты, в которых противопоставление персонажей разворачивается на внешнем уровне. Например, Гамлет и его противники; Гамлет и Лаэрт. Так же следует сказать и о внутреннем конфликте, возникающем внутри персонажа, как борьба его внутренних противоречий, такой конфликт перенесен в сферу чувств (Гамлет).
Такое понимание конфликта представляется неотъемлемой частью в каждом фабульном произведении (а часто и в бесфабульном).
Любое произведение зиждется на конфликте, в большей или меньшей степени его проявления. В лирическом произведении конфликт не так ярко представлен, как в произведении эпическом или драматическом [14].
Вл.А. Луков в своей статье под конфликтом предлагает понимать «противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев, могущее определять специфическое воздействие произведение на человека — катарсис»[10].
Далее в этой же статье «Конфликт (в литературном произведении)» исследователь говорит о конфликте, который характеризуется не системой персонажей, а системой идей и впоследствии он становится философичным, идеологическим и формирует философскую и идеологическую генерализацию.
Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта: Локальный преходящий сюжет, Устойчивое конфликтное положение (состояние).
Локальный преходящий сюжет— это такой сюжет, в котором конфликт имеет своё начало и своё разрешение в рамках конкретного сюжета. Вид такого сюжетного конфликта хорошо описан в литературоведении. Локальный преходящий сюжет является так называемым традиционным, архетипическим сюжетом (поскольку он восходит к исторически ранней словесности).
Начало исследования локального преходящего сюжета положил В. Я. Пропп. Учёный в работе «Морфология (волшебной) сказки» (1928) рассматривал структуру сюжета волшебной сказки. По мнению Проппа, волшебная сказка состоит из трёх частей. В первой части волшебной сказки происходит обнаружение «недостачи» (похищение царевны, желание героя найти то, без чего герою нет полнокровной жизни: купеческая дочка хочет аленький цветочек). Во второй части волшебной сказки происходит противоборство героя с противником, победа героя над противником (Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного). В третьей части герой волшебной сказки получает искомое («ликвидация недостачи»). Он вступает в брак, при этом получая в наследство престол («воцарение»; см. также: Функция).
Французские ученые структуралисты, опираясь на работу Проппа, попытались построить универсальные модели событийных рядов в фольклоре и литературе [16].
Устойчивое конфликтное положение (состояние) — это такой вид конфликта, который не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. Широкое распространение устойчивое конфликтное положение (состояние) получило в конце XIX века в «Новой драме».
Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт — одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).
Как писал Вл.А Луков «происхождение термина связано с латинским словом conflictus — столкновение, удар, борьба, бой (встречается у Цицерона)»[11].
Часто в произведениях развиваются сразу несколько конфликтов, образующих систему конфликтов.
Существуют разные виды конфликтов, которые в основу своего деления, закладывают разные принципы.
Они могут быть открытыми и скрытыми, внешними и внутренними, острыми и затяжными, разрешимыми и неразрешимыми и т. д.
По характеру пафоса конфликты бывают: трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д.
Так же выделяют конфликты, основывающиеся на развитии сюжетного действия военные, межнациональные, религиозные (межконфессиональные), межпоколенческие, семейные, которые образуют сферу социальных конфликтов (например, «Илиада» Гомера; романы В. Скотта, В. Гюго, «Война и мир» Л. Н. Толстого; социальный роман в творчестве О. Бальзака, Ч. Диккенса, М. Е. Салтыкова-Щедрина; романы о поколениях: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Подросток» Ф. М. Достоевского; «семейные хроники»: «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара; жанр «производственного романа» в советской литературе и др.). Как было сказано выше, конфликт может быть перенесен в чувственную сферу и определять психологическую жанровую генерализацию («Страдания юного Вертере» И.В, Гете). Конфликты, которые образуют философскую, идеологическую жанровые генерализации («Что делать?» Н.Г. Чернышевского).
Некоторые художественные направления
связаны с созданием сквозного
(основного) конфликта. Ярким примером,
подтверждающим эту мысль, может
послужить конфликт, который в
классицизме стал наиболее продуктивным,
- конфликт между долгом и чувством.
В романтизме таким конфликтом стал
конфликт между идеалом и
В наиболее ярком свое проявлении конфликт представлен в драме. У В. Шекспира – конфликт открытый, а у А.П. Чехова – скрытый, что можно объяснить временем, в период которого творили оба знаменитых драматурга.
На рубеже XIX–ХХ веков
зарождается новая форма
Часто в литературе можно встретить соединения в драме чеховского и шекспировского конфликтов (например, в драматургии М. Горького).
В последнее время наблюдается тенденция потеснения конфликта такой категорией, как диалог (М.Бахтин).
«Но здесь – по словам
Вл.А. Лукова - можно усмотреть
временные колебания в
Итак, подводя итог всему выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что конфликт является основополагающим почти каждого произведения.
В целом под худодожественным образом в гносеологии принято понимать – разновидность образа вообще, который несет в себе результат освоения сознанием человека окружающей его действительности.
Художественный образ в
Понятие “образ” в литературоведении существенно отличается от языкового образа.
Литературный образ типичен,
несет в себе отпечаток действительности
и является носителем не одной
авторской идеи, а совокупности идей.
Он предстает как результат
Литературный образ выделяется своей конкретностью, доступностью к восприятию, сочетаемостью общего и частного, знаковостью, символичностью, субъективностью, детализированностью, типичностью, эмоционально-экспрессивной окрашенностью, самоценностью, неисчерпаемостью, самостоятельностью.
Художественный образ является ответом на вопрос, который интересует художника, но в то же время это и новый вопрос.
Одной из характерных черт художественного образа, выступает его максимальная емкость содержания. Каким бы ни был образ по структуре своей поэтики, он всегда представлен в виде целого [13].
Образ выражает собой индивидуальные
видения писателем явлений
В понятии «образа» заключен сам тип видения художником и отражения жизни. Однако в практике искусства данные отражения представлены гораздо сложнее. Художественное творчество не ставит целей, создания отдельного образа. Художественное произведение представляет собой целое, то есть включает в себя систему образов, которая является объединенной основной идеей. Здесь следует говорить не об образе, а об образности, как более широком понятии, включающим в свое значение то, что образ существует не изолированно, а в системе и тем самым реализует основную идею писателя.