Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:10, реферат
На сегодняшний день в современном литературоведение существует ряд работ посвященных творчеству Ж. Ануя. К анализу произведений данного писателя обращались такие исследователи, как: Л. А. Зонина (Современная зарубежная драматургия); Т. И. Бочелис (Драматургия); В. Гаевский (Голоса Жанны, Флейта Гамлета).
К сожалению, в представленных работах не достаточно внимания уделяется своеобразию конфликта и системе образов. Чем обусловлена актуальность нашего исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ" И "ОБРАЗ" В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ……..7
1.1 Понятие конфликта в литературоведении 7
1.2 Понятие образ в литературоведении 11
1.3 Образ Антигоны в античной литературе 12
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТА И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ Ж. АНУЯ «АНТИГОНА» 15
2.1 Творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века 15
2.2. Система образов в пьесе Ж. Ануя «Антигона» 20
2.3 Своеобразие конфликтов в пьесе Ж.Ануя «Антигона» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Однако, как пишет исследователь Л. Тимофеев «в самом произведении мы конечно имеем дело с рядом отдельных, единичных образов, отражающих те или иные стороны жизни, являющихся суждениями художника о них. Анализируя произведение, мы устанавливаем, какие образы в него входят, какие стороны жизни в них отражены, как они взаимоотносятся, какой целостный вывод вытекает из всего произведения о той стороне жизни, которая отражена во всей сложности этих образов»[11].
Подводя итог выше сказанному, отметим, что образ является ценным сам по себе и во взаимодействии с системой образов. В данной работе мы будем пользоваться следующим определением образа - это совокупность представлений художником о мире, запечатленных с помощью ряда художественных приемов и сосуществующем в произведении с другими видениями окружающей среды писателем, образующих систему образов, но при этом не теряющем своей значимости вне данной системы.
К образу Антигоны в античной литературе обращались два писателя-трагика: Софокл и Еврипид. Последний написал оно произведение посвященное Антигоне, а Софокл – два, но наиболее ярко и полно, этот образ отразился в его трагедии под названием «Антигона».
На наш взгляд, образ
Антигоны в мировом искусстве
имеет все шансы, чтобы претендовать
на звание «вечного», так как многие
художники и композиторы
Софокловская «Антигона» предположительно была написана в марте-апреле 442 г., когда справляли Великие Дионисии.
История Антигоны примыкает
непосредственно к мифу о
Поэтому вернее будет считать, что именно Софокл впервые сделал Антигону главной участницей событий, происшедших после гибели братьев.
Вместе с этим известно
и другое. После гибели семи
нападавших вождей фиванцы
Наряду с этим сохранилось
свидетельство Павсания, позволяющее
предположить наличие
Итак, конфликт в произведении
Софокла заключается
XX век как период развития литературы, искусств, как особое явление сложно вместить в определенную модель. Выделяются разные модели, подаваемые как основополагающие, ключевые: тоталитаризм в различных мировых и национальных проявлениях, тотальный кризис, дегуманизация жизни и искусства. Перечисленные концепции не исчерпывают всех существующих точек зрения. К тому же модели XX столетия, взятые по отдельности, не раскрывают сущности эпохи. Многие исследователи, осмысляя наследие прошедшего века, отмечают трагизм как основное свойство эпохи. Трагизм заключается в высокой концентрации, особенно в начале века, множества трагических событий мирового масштаба: тоталитарные режимы, перевороты, революции, две мировых войны, угроза информационного и террористического взрыва, экологический кризис и т.д.
Трагическим XX век называют не только из-за большой концентрации трагических событий. Чувство трагизма – как в масштабе человечества, так и в жизни отдельного человека – было определяющим, доминирующим. Многие начинания в этом столетии, казавшиеся прогрессивными и гуманными, оборачивались не просто глубоким разочарованием, а крахом, безверием в жизнеспособность.
Человек ХХ века утрачивает и веру, и чувство гармонии, целесообразности внутренней и внешней жизни – и в экзистенциальном, и в онтологическом срезе. На смену прежнему чувству гармонии приходят ощущения дисгармонии, хаоса, абсурда, иррациональности существования. Это очевидно в романе «Улисс» Джеймса Джойса, произведениях американского писателя-постмодерниста Джона Барта «Плавучая опера».
Человек XX столетия и в интеллектуальном, и духовном развитии, отмечен устремлением к свободе. Свобода личности – не новое свойство, которое было присуще человеку в разных проявлениях. Особенность индивидуальной свободы в ХХ веке в том, что она утрачивает свои пределы, границы и в беспредельности своего проявления она способна превратиться в свою противоположность, личный произвол, чреватый для других и для человеческой цивилизации – следствием этого являются тоталитарные режимы в Европе.
Именно в это тяжелое не только для Франции, но и для Европы время пишет свою «Антигону» Ж. Ануй. В дано пьесе отчетливо видно влияние «литературного экзистенциализма», тка же характерное и другим писателям этого времени (например, в прозе Жана-Поля Сартра – роман «Тошнота», в произведении Альбера Камю «Чужой», романе «Чума»).
Всю литературную деятельность Ж.Ануя можно поделить на несколько этапов:
Ранний период творчества («Зигфрид»,
«Пассажир без багажа»,«
В целом в литературе XX века наблюдается преобладание и общее тяготение к условности, которая в равной мере характерна для литературы модернистской и постмодернистской, но отмечает и особенности многих произведений реализма. Явно условна форма романа-метафоры в творчестве Франца Кафки («Америка», «Процесс»).
Вторая парадигма, важная в художественном творчестве прошлого столетия – усиливающийся процесс, начавшийся в XIX веке, - синтез искусств. Взаимодействие различных искусств приводит к тому в сфере литературного творчества, что оно заимствует, подвергая словесной адаптации, многие приемы из музыки, изобразительного искусства и нового творчества, возникшего в конце XIX века – кинематографа.
Для французской литература характерной чертой был экзистенциализм в литературе. Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства.
Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения.
Именно писатель стал высшим авторитетом для французских экзистенциалистов.
От софокловского образа Антигоны у Ануя остались лишь её бесстрашие и неумолимость перед лицом смерти. Этот образ носит черты философии экзистенциализма, основными положениями которой являются «отрыв мыслящего субъекта от общества; создание своего мира». Антигона отторгает себя от мира. «Как вы все мне противны с вашим счастьем! — кричит она Креону. — С вашей жизнью, которую надо любить, какой бы она ни была»[2]; она хочет своего счастья, настоящего, «прекрасного счастья, каким оно виделось ей в детских мечтах»; она не может жить в этом мире, где нужно «лгать и продавать себя».в этом можно увидеть уход от темы Полиника и Этеокла, когда Креон заставляет её вспомнить, какими были её братья, убеждая не умирать за тех, кто этого не достоин. Она сначала, совершенно выбитая из колеи, соглашается с ним, но когда он говорит о счастье, обнаруживается истинная сущность проблемы — несовместимость Антигоны с этим миром.
Образ героя, на
конфликте которого с
Антигона ставит перед самой собой выбор: жизнь со всем прекрасным ее наполнением, что в ней есть (очарование природы, любовь, сознание исполненного долга, материнские радости) или же если такая жизнь невозможна, во всей ее полноте, то лучше смерть.
Эта маленькая девочка отстаивает полноту бытия, она против установленных правил и распределения ролей в жизни и сведению ее к театральной игре.
Она не принимает всех тех правил, которое «понавыдумывало» государство, она не хочет быть вмешанной в политические, бессмысленные перипетии. Антигона нарушает приказ Креона и хоронит тело Полиника, потому что не может иначе. Внутреннее, заложенное природой, диктует ей безрассудный, сточки зрения здравого смысла поступок.
Хотя Креон у Ануя
становится главным героем
Расстановка образов
других героев пьесы сделана
не по степени их сочувствия
одному из главных
Гемон у Ануя —
также наиболее близкий к
Смерть Эвридики очень
странна, ей вроде бы не за
что умирать, она человек, «