Конфликтология в драме "Антигона" Ануя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:10, реферат

Описание работы

На сегодняшний день в современном литературоведение существует ряд работ посвященных творчеству Ж. Ануя. К анализу произведений данного писателя обращались такие исследователи, как: Л. А. Зонина (Современная зарубежная драматургия); Т. И. Бочелис (Драматургия); В. Гаевский (Голоса Жанны, Флейта Гамлета).
К сожалению, в представленных работах не достаточно внимания уделяется своеобразию конфликта и системе образов. Чем обусловлена актуальность нашего исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ "КОНФЛИКТ" И "ОБРАЗ" В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ……..7
1.1 Понятие конфликта в литературоведении 7
1.2 Понятие образ в литературоведении 11
1.3 Образ Антигоны в античной литературе 12
2 АНАЛИЗ КОНФЛИКТА И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ Ж. АНУЯ «АНТИГОНА» 15
2.1 Творчество Ж. Ануя в контексте французской литературы первой половины XX века 15
2.2. Система образов в пьесе Ж. Ануя «Антигона» 20
2.3 Своеобразие конфликтов в пьесе Ж.Ануя «Антигона» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

1.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

 Тем не менее, она  идёт умирать вслед за Антигоной.  У Ануя Исмена принадлежит  к миру Креона: она любит танцы,  игры, любит кокетничать, она красавица,  и смерть для неё абсурд. Ей  не за что умирать, она не  разделяет взглядов Антигоны, но, как и Исмена Софокла, она  приходит умирать за Антигоной,  из любви к ней. Не известно, казнена ли она или, как Исмена  Софокла, оставлена в живых,  это можно объяснить тем, что  судьба её не важна автору.

 Кормилица — персонаж  эпизодический, участвует лишь  в первом действии и, вероятно, способствует развитию образа  Антигоны.

 Наконец, стражники.  Они — самые яркие представители  мира-машины; они «грубые», «краснорожие»,  им совершенно наплевать на  любовь, на чувства, главное —  продвижение по службе и наградные.  Их не занимает судьба Антигоны  — в то время как она готовится  к смерти, они обсуждают, в какие  заведения можно пойти на выданные  им деньги. «Их дела — сторона» [2]. Маленькая Антигона после разговора  с Креоном, остается наедине  со стражником, в котором ищет  Человека. Она пытается найти  в нем хоть небольшое проявление  человечности. Она задает простые  бытовые, дежурные вопросы сколько ему лет, любит ли он своих детей). Антигона надеется отыскать в нем то, что принято называть душой, но ее нет у него. Она расспрашивает его о жизни и смерти, а он отвечает о продвижении по службе. В нет не осталось ничего человечного. В этом эпизоде просматривается высшая степень проявления в дано трагедии одной из идей философии экзистенциализма – абсурдности человеческого бытия.   После разговора в комнату входят стражники и в этот момент Антигона понимает, что напрасно затеяла этот разговор, и рассказала все самое сокровенно этому бездушному существу. На ее губах появляется улыбка – это миг слабости, маленькой девочки, ее поражение.

 Роль Хора, самого необычного  в современной пьесе действующего  лица, близка к роли хора в  античной трагедии: не участвует  в действии и сочувствует героям. Однако у Ануя он и нечто  большее, он знает всё —  и что было, и что будет. Хор  не принадлежит ни к одному  из миров. Он никого не осуждает  и не хвалит.

 Если черты античной  трагедии отдаляют от нас пьесу,  то некоторые детали современного  быта, наоборот, возвращают её в  наши дни. Интересно, что все  эти детали относятся к героям, принадлежащим к миру Креона (хотя  сам он к нему не принадлежит). Так, пудра, помада, духи, платье, которое надевает Антигона, —  всё это вещи Исмены, которые  настолько странны на ней, что  Гемон начинает поддразнивать  её. Точно так же мы не знаем  никаких бытовых подробностей  о Креоне и Гемоне, зато об  Эвридике, Полинике, Этеокле и стражниках  — сколько угодно. Может быть, потому, что стражники, Полиник  и другие принадлежат к нашему  современному миру, а Креон, Антигона  и Гемон — вне времени анализ  расстановки образов и роли  осовременивания сюжета позволяет  прийти к выводу, что Ануя, в  отличие от Софокла, не занимает  конфликт неписаных божественных  законов, заставляющих Антигону  похоронить Полиника, и воли правителя  (Креонта). Новое содержание образов  Антигоны, Гемона и Креона говорит  о том, что его тема, скорее, — проблема существования человека в мире, что обуславливается идеями философии экзистенциализма, которые пронизываю пьесу.

2.3 Своеобразие конфликтов  в пьесе Ж.Ануя «Антигона»

Особенность трагедии в том, что в этом жанре у героев нет  никакой надежды — все предопределено заранее, и бороться с судьбой  бессмысленно и никому не нужно.

В жизни «маленькой Антигоны», как называет ее Хор (Евгений Киндинов), было не много радостей. Она просто жила, но зрителю жтого не видно. Антигона с самого начала спектакля  готовится к смерти. Она совершила  преступление и готова за него отвечать. Надежды нет, есть только Судьба. Но Антигона Ануя живет не в сценическом, а в реальном мире, где Судьба не есть основа мироздания. Только героиня  не видит этого, она существует по закону древнегреческой трагедии. А  ее невольный палач, правитель Фив  Креонт живет надеждой. Креон в  первую очередь человек, а уж потом  правитель. И отсюда возникает основной конфликт спектакля. Противостояние Креона и Антигоны — это не просто столкновение мнений, это борьба, определяющая жизненную  философию, определяющая саму жизнь.

Создается ощущение, что  Антигона попала в этот мир случайно, что она играет по другим правилам, нежели другие. Антигона живет с  мыслью о том, что дни ее сочтены. Она черпает силы в уверенности  в собственной правоте. И когда  потом Креон разобьет ее уверенность, она сожмется в маленький комочек  у его ног. Антигона не хочет счастья  в том понимании, в котором  видит это слово Креон. Она  предпочитает погибнуть, не зная за что, но не остаться жить среди обмана.

В трагедии Софокла жизнь  Антигоны тоже была предопределена по той причине, что зрители, находящиеся  в амфитеатре, априори знали , что  она умрет, а У Ануя функцию  знания зрителями финала несет Пролог,оторый появляется в самом начале пьесы и говорит, что Антигона должна умереть.

В трагедии Софокла конфликт проявляется мужду Креонтом и  Антигоной. Первый является представителам, земного, он отстаивает законы, которые  написали люда, Антигона выступает  представителем божественного мира и стоит на позициях неписанных законов.

В пьесе Аную внешним конфликтом является конфликт государства, представителем которого выступает Креон, и конфликтом личных воззрений маленькой Антигоны, которая сопротивляется государственной  машине.

Но на самом деле трагедия в пьесе Аную заключается в  сущности бытия человека, которая  рассматривается контекстом истории, так как «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она  есть совокупность общественных отношений» [4;615].

Итак, в обеих пьесах на ряду с внешним конфликтом, существует и внутренний. Более того, у Ануя он перерастает в философскую  идею. В пьесе французского драматурга наблюдается и острый конфликт, которому подвержена главная героиня, связанный  с проблемой выбора.

  Различия в конфликтах, отраженных  по-разному в этих пьесах, можно  объяснить теми условиями, которые  диктовало время, когда творили  оба драматурга. Если в античности  на жизнь Софокла пришелся  переход от родо-общинного строя  к полисному, где он и разглядел  трагедию устоев и новых законов.  А творчество Ануя -  на время  второй мировой войны и расцвета  философии экзистенциализма, то  трагедия в его произведении  полностью соответствовала идеям  данной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования позволяют сделать  следующие выводы. Конфликт к каждом произведении является неотъемлемой частью произведения, лежащий в основе развития действия.

Существует  несколько видов конфликта (внешний  и внутренний, острый и затяжной, разрешимый и неразрешимый и т.д.).

В произведении Ж Ануя одновременно сосуществуют и развиваются несколько конфликтов. Внешним является конфликт между  разными поколениями, представителями  которых выступают Антигона –  подрастающее поколение и Креон  – старшего поколения. Внутренний конфликт состоит в сущности бытия человека, данный конфликт является наиболее важным, не наш взгляд, и его развивают  все образы, задействованные в  пьесе Ануя «Антигона».

Образ в науке о литературе нашел  широкое освящение. Под образом  следует понимать то видение мира, которое он заключил в том или  ином образе. Образ Антигоны является достаточно распространенным в художественной литературе. Наиболее полно в античной литературе образ Антигоны раскрыл  древнегреческий писатель-трагик Софокл в своем нетленном произведении «Антигона». Во все времена к данному образу обращались разные художники слова (Софокл, Еврипид, Брехт, Ануй, Расин и др.).

Несмотря  на то, что за основу у Софокла  и Ануя взят один и тот же сюжет  мифа, образ Антигоны и других персонажей они изобразили по-разному.

Образ Антигоныу каждого трагика нарисован  в соответствии с требованиями времени, в котором создавались данные произведения.

Так же следует отметить и то, то у  Ануя все образы в произведении образуют такую систему образов, при которой  каждый из них является весомым в  раскрытии основной мысли произведения.

Творческая  деятельность Ж. Ануя приходится большей  частью на первую половину XX века. Писатель создавал свои произведения под влиянием философии экзистенциализма, впрочем, как и многие писатели того периода, но Ануйвыработал свой особый стиль произведений отличающийся от стиля писателей его времени, творивших в том же направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев Л.Г. Экзистенциализм// Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С, Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004.—С. 127-149.
  2. Ануй Ж. Антигона. Режим доступа: [http://lib.ru/PXESY/ANUJ/antigona.txt].
  3. Занина Л. Послесловие// Жан Ануй. Пьесы (книга вторая).М., 1999. – С. 579-637.
  4. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
  5. История зарубежной литературы XI—XX веков: Краткий очерк / АН СССР. Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького; Редкол.: А. С. Курилов (отв. ред.) и др. — М., 1983. — 478 с.
  6. История зарубежной литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М., 1941—1956. — Т. 1—10.
  7. История зарубежной литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ред. кол.: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, К. Д. Муратова, Ф. Я. Прийма, Н. И. Пруцков (гл. ред.). — Л., 1980—1983.
  8. История зарубежной поэзии / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Отв. ред. Б. П. Городецкий. — Л., 1968—1969. — Т. 1—2.
  9. Литература конца XIX — начала XX века (1881—1917) / Ред. тома: К. Д. Муратова. — 1983. — 784 с.
  10. Луков Вл.А. Конфликт (в художественном произведении). Режим доступа: [http://www.litdefrance.ru/38/56].
  11. Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. — М., 1991.
  12. Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный// Введение в литературоведение/ Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 209-227.
  13. Софокл. Антигона. Режим доступа: [http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/antigona.txt].
  14. Тимофеев Л.Т. Конфликт// Литературная энциклопедия. Режим доступа: [http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/].
  15. Хализев В.Е. Сюжет и конфликт// Теория литературы. – М., 2000. – С. 217-226.

 

 


Информация о работе Конфликтология в драме "Антигона" Ануя