Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование о самом процессе номинации, о средствах выражения, возникновения и способов преодоления номинативных затруднений говорящего в живой речи.
При исследовании этого вопроса в данной работе ставились такие задачи:
Опираясь на исследования лингвистов определить понятие «номинации».
Определить причины возникновения номинативных затруднений.
Определить пути выхода из номинативных затруднений.
Определить средства выражения номинативных затруднений.
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1. К вопросу о толковании термина «номинация» в лингвистических исследованиях………………………………………………...4
Раздел 2. Конструкции, выражающие номинативные затруднения говорящего………………………………………………………………………...8
2.1 Причины возникновения ситуации номинативных затруднений……….................................................................................................8
2.2 Способы выхода из ситуации номинативных затруднений…………………………………………………………………….....9
2.3 Средства выражения номинативных затруднений………………....................................................................................11
Вывод………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………..14
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.С.СКОВОРОДЫ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
по «Современному русскому языку»
на тему: «Конструкции, вызывающие номинативные затруднения говорящего в современном русском языке»
Студентки 2 курса 21 р/а группы
направление подготовки
«Филология. Язык и литература (русский)»
Шумейко Т.А.
Руководитель:
кандидат филологических наук, доцент
Шишкина В.Ю.
Национальная шкала ________________
Количество балов: __________
Оценка: ECTS _____
Харьков – 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. К вопросу о толковании термина
«номинация» в лингвистических исследованиях……………………………………………
Раздел 2. Конструкции, выражающие номинативные
затруднения говорящего……………………………………………………
2.1 Причины возникновения
2.2 Способы выхода из ситуации
номинативных затруднений………………
2.3 Средства выражения
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Номинация – это процесс соотнесения языковых единиц с обозначаемыми объектами действительности (предметами, признаками, событиями и т.д.)
Для говорящего целью является построение осмысленного высказывания как целостной коммуникативной единицы. В процессе его порождения важную роль играют акты номинации. При осуществлении этих актов язык использует уже имеющиеся или создает новые номинативные единицы, посредством которых именуются реалии, представляющие собой как отдельные элементы опыта (физические объекты, одушевленные существа, люди, действия, состояния и т.д.), так и целые события, факты, ситуации, выделенные в акте мышления и запечатленные в сознании в качестве концептов и когнитивных структур.
Процесс номинации в процессе речевого акта очень сложный, многоэтапный и многоаспектный, связанный со сложным механизмом познавательной деятельности.
Именно в связи со сложность и многоаспектностью при номинации, с участием многих факторов в этом процессе у говорящего возникают иногда затруднения в назывании тех или иных реалий. В.В.Виноградов отмечал: «Говорящий как бы не решается признать свои слова адекватным отражением действительности или единственно возможной формой выражения предаваемой мысли. Поэтому он снабжает высказывания оговорками, стилистическими оценками и заметками».
Исследованию этой проблемы, которую мы называем ситуацией номинативных затруднений говорящего, и посвящена данная работа.
Процесс коммуникации – это своего рода искусство. Говорящий должен уметь правильно и четко изложить свои мысли и идеи. При коммуникации говорящему необходимо быть правильно понятым. Для этого следует знать о том, как правильно можно выходить из ситуации номинативного затруднения. Поэтому данная тема довольно таки актуальна в наше время.
Целью данной курсовой работы является исследование о самом процессе номинации, о средствах выражения, возникновения и способов преодоления номинативных затруднений говорящего в живой речи.
При исследовании этого вопроса в данной работе ставились такие задачи:
Для анализа и определения задач поставленных в работе использовались лингвистические исследования С.В.Крамских, В.В.Виноградова.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
Раздел 1. К вопросу о толковании термина «номинация» в лингвистических исследованиях.
Теория номинации связана, прежде всего, с выяснением того, как соотносятся между собой понятийные формы мышления, каким образом создаются, закрепляются и распределяются наименования за разными фрагментами объективной реальности.
Наименование долгое время изучалось на уровне парадигматических отношений. В философском периоде античные мыслители встали на материалистическую точку зрения в понимании механизма номинации, признав в ней сложное многообразие соотношений между словом, вещью и понятием.
Представители Пражского лингвистического кружка внесли вклад в развитие теории номинации тем, что определили язык как систему знаков, служащих для реализации конкретной цели.
Объектом номинативного аспекта знаковой теории языка являются все номинативные средства языка, образованные разнообразными способами; в свете теории номинации исследуются вопросы системности слов не только в их прямых, но и в переносных значениях.
Несмотря на высокую частотность употребления термина «номинация» в современной лингвистической литературе, его содержание до сих пор остается многозначным, что вносит некоторую путаницу.
Во-первых, одно и то же название «номинация» обозначает как процесс создания, закрепления и распределения наименования за разными фрагментами действительности, так и значимую языковую единицу, образованную в процессе называния.
Во-вторых, у разных исследователей часто не совпадает содержание терминов «первичная» и «вторичная» номинация.
Так, Т.В.Булыгина, В.Г.Гак, А.А.Уфимцева под «первичной» номинацией понимают языковое означивание посредством слов и словосочетаний, а под «вторичной» - языковое означивание при помощи предложений. При этом разграничение двух разных видов языкового означивания – как слов и словосочетаний, с одной стороны, и предложений, с другой , нашло свое выражение у этих исследователей в бинарных противопоставлениях :
Отнесение слов и словосочетаний к первичной, а предложений – ко вторичной номинации восходит к теории означивания Э.Бенвениста, понимающего под условиями означивания прежде всего наличие средств языкового выражения той или иной семиологической значимости и факт вхождения данного знака в ту или иную систему и определенного осмысления знака в этой системе.
Под семиотическим Э.Бенвенист понимает способ означивания, который присущ языковому языку и передает ему статус целостной единицы: «знак существует в том случае, если опознается как означающее всей совокупностью членов языкового коллектива и если у каждого вызывает в общем одинаковые ассоциации и одинаковые представления».
Под семантическим имеется в виду «специфический способ означивания, который порождается речью».
Отличительной особенностью двух способов, действующих в разных сферах: в номинативной – семиологический, в сфере предикации – семантический. Э.Бенвенист квалифицирует следующим образом : «Семиотическое (знак) должно быть узнано, семантическое (речь) должно быть понято».
Исключительность человеческого языка, заключающаяся в осуществлении им одновременно означивания слов, и высказываний, откуда проистекает его метаязыковая способность интерпретировать не только другие знаковые системы, но и самого себя, дает возможность исследователям сделать вывод, что «в языке существует две различные, хотя и взаимосвязанные сфера означивания: 1) сфера первичного, собственно семиологического способа образования словесных знаков, называющих повторяющиеся представления объективной действительности и субъективного опыта носителей языка; 2) сфера вторичного означивания, создания высказываний как «полных знаков».
По словам А.А.Уфимцевой, «уже само название знаков первичного означивания – слов и словосочетаний как номинативных, а знаков вторичного означивания – сообщений и высказываний как предикативных, разграничивает их не только по сфере функционирования, но и по основному значению.
Номинативные знаки обслуживают классификационно-номинативную сферу и, выполняя репрезентальную функцию, обозначают как единичные предметы и факты, так и дают имя классу предметов или серии фактов, ибо они выражают обобщенные представления и понятия о многообразном «мире вещей и идей».
Предикативные знаки обслуживают сферу коммуникаций, поэтому ядром означаемого этих своеобразных знаков является коммуникативное задание, модальность высказывания, нечто новое, ради чего создается данная речевая единица».
Таким образов, отнесение терминов «первичная номинация» к словам и словосочетаниям, а «вторичная номинация» - к предложениям обосновывается сопоставлением слов в системе языка и предложений как речевых единиц к речи.
Первичная и вторичная номинация в таком понимании иначе представлена в терминах «основная» и «модифицированная»; «глубокая» и «поверхностная».
Существует и другое наполнение терминов «первичная» и «вторичная» номинация.
Так, в работах С.С.Масловой-Лошанской, Г.В.Колшанского, Н.Д.Арутюновой, Е.С.Кубрявой и В.Н. Телия, под первичной номинацией понимается изначально языковое означивание, первообразное слово, то, которым, если обратиться к библейскому образу, Адам нарек каждый предмет познаваемого им мира: «…в Адаме пробудилось человеческое и он дал вещам имена. Каждой согласно своему характеру…».
Эту же мысль образно передал Ян Парандовский : «Адам только тогда стал властелином мира, доверенного ему Богом, когда каждую вещь обозначил особым названием. Будь то растение, насекомое или птица, но, пока мы не узнаем, как оно называется, это всего лишь неопределенная частица мира растений, насекомых, птиц. Только в убогом и легкомысленном жаргоне современных мещан неопределенное «это» выручает от незнания предметов; только такие люди умеют жить среди вещей без названий и спокойно смотреть на «дерево», «куст», «злаки». Народ не терпит предметов, оторванных от действительности, поэтому непроизвольно он живет не среди деревьев, а среди дубов, буков, берез, а злаки должны быть рожью или пшеницей».
Первичная номинация в таком понимании – крайне редкое явление в современных языках, поскольку она относится к первообразным словам типа море, пить, моргать, хлеб, белый.
Для обозначения способности современных языков пополнять свой номинативный инвентарь вводиться понятие вторичной номинации, под которой понимается использование фонетического облика первообразной языковой единицы для нового обозначаемого, т.е. появление нового значения в данной языковой единице.
При этом результаты вторичной номинации воспринимаются как производимые по морфологическому составу и смыслу.
Способы вторичной номинации в таком понимании различаются в зависимости от языковых средств, используемых для создания новых имен, и от характера взаимоотношений «имя – реальность».
По типу средств разграничивают :
По характеру указания именем на действительность различают два типа вторичной номинации – автономную и неавтономную (косвенную).
Автономная номинация – это вторичные значения слов, которые обретают самостоятельную номинативную функцию и называют тот или иной фрагмент объективной реальности, его признак или действие автономно, на базе одного имени. В этом случае «закономерности выбора и комбинации лексических единиц зависят … только от присущего им значения, которое определяется поэтому как свободное».
При неавтономной вторичной номинации формирование новой языковой единицы происходит посредством такого использования комбинаторной техники языка, при которой знаковая единица «всегда соотносится со своим обозначаемым косвенно, через посредство семантически опорного для данной комбинации наименования».
Так, прилагательное легкий в первичном значении – незначительный по весу (легкая ноша) – вторичная номинация; прилагательное легкий в значениях: а) «ловкий, изящный, быстрый» ( о походке, движениях); б) «простой для усвоения, доступный пониманию»; в) «незначительный, небольшой, слабый»; г)»поверхностный, неглубокий, несерьезный»; д) «покладистый, уживчивый»; е) «без тяжелого вооружения, подвижный» - представляет собой вторичную неавтономную номинацию, поскольку реализуется только в сочетании со словами: а) «походка, мотылек; б) урок, задача, работа; в) мороз, туман, ветер, запах, печаль, улыбка, вздох ; г) отношение, разговор; д) человек; е) артиллерия, кавалерия.