Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование о самом процессе номинации, о средствах выражения, возникновения и способов преодоления номинативных затруднений говорящего в живой речи.
При исследовании этого вопроса в данной работе ставились такие задачи:
Опираясь на исследования лингвистов определить понятие «номинации».
Определить причины возникновения номинативных затруднений.
Определить пути выхода из номинативных затруднений.
Определить средства выражения номинативных затруднений.
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1. К вопросу о толковании термина «номинация» в лингвистических исследованиях………………………………………………...4
Раздел 2. Конструкции, выражающие номинативные затруднения говорящего………………………………………………………………………...8
2.1 Причины возникновения ситуации номинативных затруднений……….................................................................................................8
2.2 Способы выхода из ситуации номинативных затруднений…………………………………………………………………….....9
2.3 Средства выражения номинативных затруднений………………....................................................................................11
Вывод………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………..14
Вывод
Итак, проанализировав исследования лингвистов, можно сделать вывод о том, что номинация – это процесс соотнесения языковых единиц с обозначаемыми объектами действительности (предметами, признаками, событиями и т.д.). Под первичной номинацией понимают языковое означивание посредством слов и словосочетаний, а под вторичной – языковое означивание при помощи предложений.
Процесс номинации в процессе речевого акта очень сложный, многоэтапный и многоаспектный, связанный со сложным механизмом познавательной деятельности.
Именно в связи со сложностью и многоаспектностью процесса номинации, с участием многих факторов в этом процессе у говорящего возникают иногда затруднения в назывании тех или иных реалий.
Номинативные затруднения возникают в тех случаях, когда говорящий не располагает таким именем предмета или ситуации, которое бы он оценивал как абсолютно точно соответствующее описываемому явлению и его коммуникативным намерениям.
Для выхода из затруднительной ситуации,
говорящий может выбрать один из двух
вариантов. В его распоряжении либо представить ряд номинатов, из которых он не
решается сделать окончательный выбор,
либо дать один номинат с пометой неадекватности/
Для выражения номинативных затруднений говорящего наряду со специальными лексемами используются предикативные и полупредикативные единицы.
Вопрос о номинативных затруднениях говорящего в современном русском языке, довольно таки интересный и увлекательный в плане его изучения. Опираясь на работы лингвистов, которые занимаются исследованиями данной темы, можно сказать, что тема номинации и ее затруднений в речи не имеет грани, ее можно и далее продолжать и изучать ее проблемы все глубже. Так как тема коммуникаций в наше время очень актуальна, умение донести свою мысль и быть понятым, своего рода искусство. И оно зависит от желания индивида развиваться и познавать окружающие его реалии.
Литература