Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:30, биография
Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Лето в детстве он проводил, как правило, у бабушки Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал) в одном из сел неподалеку от Звенигорода. Мысли и ощущения, полученные во время таких каникул, нашли свое отражение в стихотворениях поэта, написанных позже в лицее, а также в его первых поэмах («Монах», 1813 г.; «Бова», 1814 г.).
Молю святое провиденье…
В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.
Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:
Да голос…
Да озарит…
По звучанию – ритмичное, звучное,
что подчеркивает глубину эмоционального
состояния автора. Когда читаешь
это небольшое стихотворение, то
живо представляешь себе, как встретились
друзья, как они рады друг другу,
как они вместе провели день, как
трудно им было расстаться. Изобразительные
ассоциации очень талантливо воплотил
в своей картине русский
Экспресс-анализ стихотворения
Cтихотворение состоит из 2-х строф (всего 10 строк)
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге
(È—)
------------------------------
1-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: бесценный-благословил-
Рифмовка: ABAAB
2-я cтрофа - 5 строк, пятистишие.
Рифмы: провиденье-твоей-
Рифмовка: ABAAB
------------------------------
Кол-во слов в стихах: 40
*** «И. И. Пущину»
— стихотворное послание. Это
лирическое письмо, обращение к
другу детства А. С. Пушкина Ивану Ивановичу
Пущину, который навестил друга в его ссылке
в Михайловском (1826). Тема дружбы важна
для поэта. У Пушкина было множество друзей,
он очень ценил товарищество, был всегда
предан своим друзьям и посвятил им множество
прекрасных стихотворений.
В стихотворении можно выделить
три части, три картины в стройной композиции
стиха. Перед нами своеобразный триптих:
вот одинокая туча несется по небу, вот
она звуками грома и сверканием молнии
поит землю дождем, а вот ее последний
след на успокоенных небесах.Идейно-тематическое
содержание и своеобразие композиционной
структуры стихотворения находят яркое
воплощение в его языке и синтаксисе.
В нем совершенно нет фразеологических
оборотов. Все слова употреблены поэтом
в прямом значении. Подавляющее большинство
их современны нашей эпохе и по своей семантике,
и по присущей им экспрессивно-стилистической
окраске, а потому близки и понятны пятиклассникам,
рядовому читателю. Но есть в этой пейзажной
миниатюре нечто особенное, отличающее
его от подобных произведений. Во-первых,
эпитеты обозначают не цвет (а именно к
этому мы привыкли в стихотворениях о
природе) - внутреннее состояние унылая
тень, ликующий день, успокоенные небеса,
алчная земля. Во-вторых, одушевленность
тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом
характере стихотворения, но и в наличии
олицетворений ты печалишь, ветер тебя
гонит, ты поила землю... В-третьих, неожиданная
сочетаемость лексико-семантических слов
ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная
буря, таинственный гром наполняет их
новым содержанием.
Четвертую часть стихотворения составляют
глаголы, а прилагательных (причастий)
только 7. Насыщенность глаголами (1 деепричастие)
придает стихотворению "Тучи" динамизм,
энергичность, напряженность ритма, указывают
на быструю смену действия.Красоту и изящество
лексических средств подчеркивает строгость,
четкость, лаконизм синтаксических конструкций.
Особо следует отметить восклицательные
предложения. Одно из них номинативное,
открывает стихотворение возгласом-обращением
"последняя туча рассеянной бури!",
другое как возглас-приказ заканчивает
его "довольно, сокройся!" Вместе
же они создают содержательный центр произведения,
так же как ключевое слово тебя (ты). Ключевое
слово стягивает к себе все остальные,
определяет тем самым художественное
решение авторского замысла, концентрированно
выражает идейное содержание произведения.
И последнее. Стихотворение "Туча"
написано трехсложным размером стиха.
Трехсложный размер позволяет ввести
в пейзажную миниатюру элемент философского
размышления о жизни.
Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.
Интересно построение стихотворения.
В первом катрене поэт точно укоряет
тучу за то, что она еще не скрылась,
нагоняя тоску и воспоминания
о минувшем ливне. Во втором четверостишии
автор вспоминает минувшую грозу, когда
земля жадно глотала
Не случайно стихотворение так построено. I катрен повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.
I катрен – апофеоз,
кульминация стихотворения.
Последний, III катрен наполнен умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.
В стихотворении мы видим разнообразие стилистических фигур и тропов. Несмотря на то, что тема и идея стихотворения одна, каждый катрен имеет собственный стиль.
I катрен – немного унылый;
почувствовать его настроение
помогают стилистические
С другой стороны, это четверостишие словно подготавливает нас к следующему, более «боевитому». Здесь чувствуется и досада поэта на непокорную тучу. Это дает нам понять и обращение к туче, и троекратное повторение «одна ты».
Стиль II катрена – агрессивный
«боевой». Об этом свидетельствуют
и некоторые словосочетания: «грозно
тебя обвивала», «издавала таинственный
гром», «алчную землю». Помогают нам
лучше воспринять настроение катрена
и повторяющиеся «рычащие»
В стихотворении можно
отметить категориальное различие и
сходство глагола времен глагола. Настоящее
время глагола употреблено и
в I, и в III четверостишиях. Нужно заметить,
что и по стилю они схожи: поэт
то требует, то просит тучу не омрачать
солнечного дня. Во II катрене автор
употребил прошедшее время
В лирической миниатюре А.С.
Пушкина «Туча» мы можем отметить
и индивидуально-авторское
Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
Давайте проведем небольшой эксперимент: из I катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?! Теперь, я думаю, ясно, что без художественных и языковых средств в стихотворении (да и прозе!) никак нельзя!
4. Лазурь – слово обозначает
яркую, чистую синеву. В стихотворении
это очень важное слово.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.
Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.
Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
5. Думаю, да, является. Именно
на начало XIX в. приходится расцвет
романтизма. Ознаменовалось это
восторженностью,
(Метелица Анны)
Стихотворение Пушкина «Туча»
проникнуто свежестью летнего дня
после грозы, пронизано солнечным
светом, лишь задержавшаяся, почему-то,
на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение
«нетерпеливое»: и поэт, и природа,
словно ждут, когда небо станет чистым,
туча скроется за горизонтом.
Интересно построение стихотворения.
В первом катрене поэт точно укоряет тучу
за то, что она еще не скрылась, нагоняя
тоску и воспоминания о минувшем ливне.
Во втором четверостишии автор вспоминает
минувшую грозу, когда земля жадно глотала
живительную влагу, когда ослепительно
сверкала молния, звучали раскаты грома…
Когда эта туча была в расцвете своего
могущества. В последних четырех строках
поэт обращается к туче, говорит, что ее
время прошло и призывает скорее скрыться
с глаз.
Не случайно стихотворение так построено.
I катрен повествует нам о туче, главной
героине, это своеобразное «вводное» четверостишие.
Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает
«ясную лазурь» неба.
I катрен – апофеоз, кульминация стихотворения.
Воспоминания о вдохновляют поэта, он
яркими сочными, красками рисует нам ее
картину. Можно сказать, что эти четыре
строки – самые агрессивные во всем стихотворении.
Последний, III катрен наполнен умиротворением.
Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает
тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение
стихотворения.
В стихотворении мы видим разнообразие
стилистических фигур и тропов. Несмотря
на то, что тема и идея стихотворения одна,
каждый катрен имеет собственный стиль.
I катрен – немного унылый; почувствовать
его настроение помогают стилистические
образы, созданные поэтом: "«унылую
тень", например, или целая строка «Одна
ты печалишь ликующий день».
С другой стороны, это четверостишие словно
подготавливает нас к следующему, более
«боевитому». Здесь чувствуется и досада
поэта на непокорную тучу. Это дает нам
понять и обращение к туче, и троекратное
повторение «одна ты».
Стиль II катрена – агрессивный «боевой».
Об этом свидетельствуют и некоторые словосочетания:
«грозно тебя обвивала», «издавала таинственный
гром», «алчную землю». Помогают нам лучше
воспринять настроение катрена и повторяющиеся
«рычащие» согласные в словах «кругом»,
«грозно», «гром». Надо заметить, что они
отсутствуют в последней строке, которая
является главным переходом к III катрену.
Его стиль и ключевое слово - умиротворение.
Автор не требует, а просит тучу: «Довольно».
Стилистические образы здесь тоже спокойные.
Мы словно представляем себе «листочки
древес» и «успокоенные небеса». Здесь
употреблены и характерные слова со словосочетаниями:
«миновалась», «освежилась», «лаская листочки
древес», Все это помогает нам лучше прочувствовать
свежесть и стиль завершающего катрена.
В стихотворении можно отметить категориальное
различие и сходство глагола времен глагола.
Настоящее время глагола употреблено
и в I, и в III четверостишиях. Нужно заметить,
что и по стилю они схожи: поэт то требует,
то просит тучу не омрачать солнечного
дня. Во II катрене автор употребил прошедшее
время глагола, вспоминая минувшую грозу.
Этим он как бы подчеркнул различие между
спокойными I, III и “воинственным“ II катренами.
В лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча»
мы можем отметить и индивидуально-авторское
сочетание слов. Поэт употребил здесь
множество ярких эпитетов, кроме него
не свойственных никому другому. Среди
них выделяются следующие сочетания: “рассеянной
бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”,
“ликующий день”. Заметьте: не радостный,
не веселый, а именно «ликующий»(!) день.
“Грозно обвивала”, “алчную землю”,
“таинственный гром”, “успокоенных небес”.
Данные художественные средства играют
огромную роль: они помогают нам понять
и прочувствовать настроение стихотворения.
Они делают его богаче и ярче, Не будь их,
было бы стихотворение?
Давайте проведем небольшой эксперимент:
из I катрена удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
Ну разве это стихотворение? Нет, конечно.
Нельзя забывать, что мы убрали только
эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение
без метафор, инверсий, сравнений, гипербол?!
Теперь, я думаю, ясно, что без художественных
и языковых средств в стихотворении (да
и прозе!) никак нельзя!
4. Лазурь – слово обозначает яркую, чистую
синеву. В стихотворении это очень важное
слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по
ясной синеве». Алчная – значит «жадная»,
это слово не менее важно в стихотворении.
Миновалась – то есть минула, прошла. Это
слово устаревшее, теперь не употребляется.
Скройся – скройся, удались, это слово
тоже устаревшее.
Древес – деревьев, это слово не употребляется
в современном русском языке.
Эти слова, мне кажется, настраивают читателя
на торжественный лад, служат для большей
полноты раскрытия смысла стихотворения.
5. Думаю, да, является. Именно на начало
XIX в. приходится расцвет романтизма. Ознаменовалось
это восторженностью, порывистостью. Стихотворение,
как говориться, соответствует. Оно проникнуто
восторгом от ясного «ликующего» дня,
от «ясной лазури», поэт в восхищении от
природы. Да и недавнюю грозу описывает
он ярко, красочно, что не менее характерно
для романтизма.
Анализ стихотворения - Я вас любил: любовь еще, быть может...
"Есть всегда что-то особенно
благородное, кроткое, нежное, благоуханное
и грациозное во всяком
В. Г. Белинский. Стихотворение "Я вас любил…», по выражению Д. Благого, "-абсолютно целостный, замкнутый в себе художественный мир».
Написано оно в период творческого
расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано
в издании "Северные цветы» в 1830 году.
Связано с чисто личными
Стихотворение "Я вас любил…», как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Это совсем небольшое по объему произведение воспринимается естественно, как свежий весенний ветерок, как нежные лучи солнца, как шелест листьев, как журчание лесного ручейка.
Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас. Троекратным "я вас любил» поэт, в какой-то мере уязвленный, даже, возможно, оскорбленный тем, что любимая относится к его чувству, как ему показалось, столь безответно, безразлично, хочет больше всего убедить самого себя.
Но главное не в этом. Поэт говорит о своей любви в прошедшем времени. И это продиктовано мыслями не о себе, а о ней, нежной заботой о том, чтобы своей настойчивой любовью ничем не потревожить любимую, не причинить ей хотя бы тень какого-то огорчения. Это уже лучшее само по себе подтверждение того, что любовь не угасла. "Я не хочу печалить вас ничем». В этих 8 строках, напоенных любовью, заключена целая история высокого и пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства. И это не только замечательное "мгновенье» сердечного настроя поэта. Это – в высшей степени просветленное состояние души, им в этих строках обретенное и снова порой в нем возникающее. В восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она еще жива в нем. Светлая печаль вызвана не приходом любви, а безответной сильной любовью. Он раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как сильна и благородна его любовь:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно…
В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству – самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже безответного любовного чувства:
Я не хочу печалить вас ничем.
Он не хочет причинить зло любимой и желает ей полного счастья:
Как дай вам бог любимой быть другим.
Совершенный отказ от каких-либо прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения.
Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
Восемь строк, составленных из простых рифм, насыщены словесными повторами-лейтмотивами: "Я вас любил». Стихотворение исполнено в строгом ритме, обладает тонкой интонационной и звуковой структурой. Оно на-писано пятистопным ямбом. Стройность ритма еще более возрастает от того, что в каждой строке после четвертого слога есть отчетливая пауза, так называемая цезура.
А как симметрична и упорядочена система рифм! Все нечетные рифмы как бы настроены на звук "ж»: "быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все четные – на звук "м»: "совсем, ничем, томим, другим».
Мы не встретим в стихотворении
каких-либо особых художественных приемов.
Здесь нет метафор, ярких эпитетов.
Наверное, в этом и есть привлекательность
поэзии Пушкина, чтоб при помощи самых
простых слов и образов передать
прекрасное, возвышенное состояние
души. Да, слова-то здесь обычные: "любовь,
душа, робость, ревность…» Но какой
силой и притягательностью
Впервые стихотворение "Я вас любил…» было прочитано мной в 9-м классе, когда мы "проходили» творчество Пушкина. Его учили наизусть, и как-то машинально заходили в сознание строчки: "Я вас любил…» И лишь позже, спустя несколько лет, перелистывая томик стихов Пушкина, я вдруг увидел знакомое: "Я вас любил…» Память тут же подсказала последующие строчки. Я мысленно дочитал их до конца и удивился, что помню все до последнего слова. Но теперь прочитанное воспринималось как-то по-другому. Во-первых, подкупало "вы» в первой строчке. Что это? Благородство? Деликатность? Уважение к той, кого любил поэт? А еще я почувствовал, как взволнован автор. Почему? Видимо, оттого, что любит, но запрещает себе это делать. Еще много "почему?» задавал я себе, перечитывая вновь стихотворение А. С. Пушкина. На некоторые вопросы не нашел ответа, но считаю, что все еще впереди. Ведь основное свойство поэзии Пушкина таково, что к ней никогда не поздно обратиться.