Легенда о короле Артуре в английской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Легенды о Круглом Столе короля Артура появляются еще в период господства кельтских народов на территории Северной Европы V века, соответствуя особенностям мышления, верований и культуры кельтов под воздействием происходивших исторических событий, такие как атаки германских племен, создавшие необходимость в героизации одного из военачальников. В дальнейшем они отразились у валлийских бардов XI-XII веков, и в куртуазных романах XVI века.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..........................3
Глава I. Мифологическое и легендарное в образе Артура……………………..4
1.1 Мифологические корни образа Артура………………………………...4
1.2 Легендарный Артур……………………………………………………..6
1.3 Этапы формирования Артуровских легенд.…………………………...8
Глава II. Становление классической Артурианы …………………………….13
2.1 Общая характеристика классической Артурианы ………..................13
2.2 Французская классическая Артуриана ……..………………...............16
2.3 Английская классическая Артуриана………………………................20
Заключение…………………………………………………….…………………26
Список использованной литературы…...………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по зарубежной литературе.docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

       Ульяновский Государственный Педагогический  Университет

     имени И. Н. Ульянова

 

Кафедра германистики и лингводидактики

   

 

   

 

 

 

 

Курсовая работа

  

Легенда о короле Артуре в английской литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы  Буровцева Наталья Сергеевна

Шифр работы  ФА-11-1-02 факультет иностранных языков

Специальность  "Педагогическое образование" 050100.62   Иностранный язык (французский и английский язык)

Руководитель работы  Пальмина Алия Алмарисовна

 

 

«      »_______________20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Ульяновск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………..........................3

Глава I. Мифологическое и легендарное в образе Артура……………………..4

        1.1 Мифологические корни образа Артура………………………………...4

        1.2  Легендарный Артур……………………………………………………..6

        1.3 Этапы формирования Артуровских легенд.…………………………...8

Глава II.  Становление классической Артурианы …………………………….13

         2.1 Общая характеристика классической Артурианы ………..................13

        2.2 Французская классическая Артуриана ……..………………...............16

        2.3 Английская классическая Артуриана………………………................20

Заключение…………………………………………………….…………………26

Список использованной литературы…...………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Легенды о Круглом Столе короля Артура появляются еще в период господства кельтских народов на территории Северной Европы V века, соответствуя особенностям мышления, верований и культуры кельтов под воздействием происходивших исторических событий, такие как атаки германских племен, создавшие необходимость в героизации одного из военачальников. В дальнейшем они отразились у валлийских бардов XI-XII веков, и в куртуазных романах XVI века.

Король Артур - одна из величайших фигур, рожденных западным миром. Он является героем тысячи историй, пробуждает миллионы детских мечтаний и служит образом нации. Столетие за столетием вновь возрождается он в мире - пером, кистью и фантазией многочисленных писателей, художников, поэтов и политиков. Почти тысячу лет живет его дух в истории, но до сих пор нет точных сведений о том, кем же был король Артур. И до сих пор этот вопрос остается без ответа. Существовал ли Артур как историческая фигура, если да, то когда и где? Кем он был – королем, полководцем или вождем? Может, он был просто легендарной фигурой, которую, как не ищи, не сыщешь? Именно ответы на эти вопросы были бы интересны многим из нас.

Артуровские легенды вызывали неподдельный интерес не только у средневекового читателя, но и у современного. Их актуальность заключается в том, что на протяжении длительного времени своего существования они не утратили интерес и популярность среди читателей под воздействием различных сторонних факторов, будь то политические или социальные изменения в обществе, отражая особенности различных исторических периодов и событий, через которые они проходили.

Объектом исследования курсовой работы являются легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Предметом исследования курсовой работы является развитие легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола с V по XVI век.

Цель исследования курсовой работы - отразить основные этапы формирования легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола с V по XVI век.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Выделить основные этапы формирования легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
  2. Отразить специфику формирования «классической» Артурианы.

Решение вышеназванных задач  осуществлялось  с  использованием  культурно-исторического, сравнительно-исторического методов исследования,  анализа  источников  и  специальной  литературы  по теме, в том числе Интернет-ресурсов.

 

Глава I. Мифологическое и легендарное в образе Артура

 

    1. Мифологические корни образа Артура

 

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; мифология – наука о мифах. [13, с.359]

Миф является важнейшей частью нашей жизни, мироощущения. Мифологическое мышление  сопровождает  человечество  на  протяжении  всей  его  истории.  Мифология охватывает все сферы общественной жизни, но наиболее активно мифологизация массового сознания  используется  в  политической  сфере  общества. Мифы  формируют  ценностные ориентации  и  поведение,  создают  определенное  представление  о  прошлом  и  влияют  на восприятие  окружающей  действительности.  Чаще  всего  миф  несет  в  себе религиозное начало, так как вера предполагает подавление критического мышления. Мифологизация упрощает мир, лишает его контрастов, представляя мироздание как борьбу Добра и Зла.

Кельтская мифология известна в настоящее время лишь частично. Главным образом сведения о ней содержатся в ирландских и валлийских эпических произведениях, которые стали записываться уже в христианскую эпоху, поэтому в большинстве случаев функции древних богов можно представить лишь приблизительно.

«Явление» короля Артура, его внезапное вторжение в ход мифологической истории, представляет собой одну из многочисленных загадок кельтской мифологии. Артур не упоминается в валлийском произведении «Четыре ветви Мабиногион» (записано в конце XI в.), повествующем о богах древних бриттов.

Однако вскоре после этого мы видим Артура вознесенным на небывалую высоту, так как он именуется королем богов. В истории под названием «Сон Ронабви», входящей в состав Красной Гергестской книги, вассалами Артура считаются многие персонажи, считавшиеся в старину богами, — сыны Нуаду, Ллира, Брана, Гофанона и Аранрода.

В другой истории из той же Красной книги, озаглавленной «Куллох и Олвен», его вассалами объявляются еще более высокие божества. Так, сыновья прародительницы богов Дану (Дон) работают на него: Амаэтон пашет землю, а Гофаннон кует железо; двое сыновей солнечного бога Беленуса, Нинниау и Пейбоу, «превращенные им в быков во искупление грехов», впряжены в одну упряжку и заняты тем, что сравнивают с землей гору, чтобы урожай мог созреть за один день. Именно Артур созывает богов на поиски «сокровищ Британии», и на его зов спешат божество потустороннего мира Манавидан, сын Ллира, Гвин, сын Нуаду, и Придери, сын Пуйла.

Считается, что Артура так же можно сравнить с Гераклом, потому что легенды об Артуре создавались в обществе, которое испытало на себе влияние Рима, особенно на юге острова. Сами римляне взяли образ Геркулеса из греческой мифологии, соответственно бритты также могли заимствовать этот образ и приписать Артуру черты Геркулеса (Геракла). В этой связи, вполне сопоставимы 12 знаменитых битв Артура и 12 подвигов Геракла.

Обычно имя Arthur производят от римского родового имени Artorius, однако на уровне кельтской мифологии существует несколько разных этимологий. По одной из них Arthur происходит от кельтского Artos, «медведь», по другой имя Артура расшифровывается как «черный ворон», а «ворон», в свою очередь по- валлийски звучит как bran, что подтверждает связь короля Артура с богом Браном. «Бран благословенный» считался сыном Лира и правителем Британии. Толкуя эпитет «благословенный», позднейшая традиция приписывала Брану утверждение христианства в Британии. Бран стал святым Бренданом средневековых легенд; он считается одним из предков короля Артура.

В поздней кельтской мифологии огромная роль отводится христианству. Самый яркий пример этому — поиски святого Грааля. Напоминающий кельтские чудесные котлы (неистощимый котел изобилия верховного бога Дагда; котлы, возвращающие к жизни воинов; котлы мудрости) этот священный сосуд служил чашей в день Тайной вечери, затем в него была собрана кровь распятого Христа, хлынувшая из его раны.

Грааль привез в Британию Иосиф Аримафейский, позже реликвия исчезла и ее поискам посвятили жизнь многие герои знаменитого цикла мифов о рыцарях короля Артура: Ланселот, Персиваль, Гавейн, Борс, Галахад и другие. Могущественный Артур, государь королевства Логрес, обладатель меча Экскалибур, «разящего железо и камень», долгие годы справедливо правил своим народом, однако битва короля с вероломным племянником сэром Мордредом положила конец британскому рыцарству и братству Круглого стола.

В живых не осталось почти никого, а смертельно раненный король уплыл на таинственном корабле на остров Аваллон, загадочный потусторонний мир кельтов.

Таким образом, Артур оказывается в центре имеющего широкое распространение цикла мифов о правителе мира, упадке и неизбежной гибели его царства, несмотря на попытки духовного очищения, в данном случае Граалем. Гибель и исчезновение правителя оказываются все же временными, и мир ожидает его нового появления.

 

1.2 Легендарный Артур

 

Легенды – это поэтические предания о каком-нибудь историческом событии.[13, с.359]

Артур являлся героем кельтского эпоса, а впоследствии стал персонажем европейских средневековых повествований о рыцарях Круглого стола, поисках Грааля и др.

Появлению легенд о короле Артуре способствовала война бриттов со скоттами, англами и саксами в V-VI вв. Бритты хотели вселить своим соплеменникам надежду на победу над врагами. И в итоге, о короле Артуре сложили множество песен и поэм, в которых трудно отделить вымысел от действительности.

В последующие века образ Артура бытует преимущественно в валлийской традиции, приобретая (у Ненния, в валлийской повести «Куллох и Олуэн», в сочинениях Гальфрида Монмутского) существенно новый облик: из кельтского военного предводителя он превращается в мудрого короля, окончательно устанавливается число его подвигов и выдержанных им сражений и т.д.

Артур изображается воином необыкновенной силы и доблести, Нений, например, пишет, что в двенадцатой из знаменитых битв Артура от его руки «пало в один день девятьсот шестьдесят вражеских воинов, и поразил их никто иной, как единолично Артур» [12, с.187].

В изображении Гальфрида Монмутского Артур становится вровень с такими идеальными правителями (по представлениям средневековья), как Александр Македонский или Карл Великий. Король «проникается страстным желанием подчинить себе всю Европу»[5, с.102]. Сначала он покоряет Норвегию и Данию, отнимает у римлян Галлию, а затем в ожесточенной битве разбивает войско, возглавляемое римским императором. Так в легенде Артур осуществляет давнюю мечту кельтов: сокрушить не только завоевателей англов и саксов, но и отомстить римлянам: «…потомки тех поработителей тщились отнять у бриттов свободу, но они встали грудью, дабы ее отстоять».[6, с.121]

Созданная Артуром империя гибнет не из-за удачливости или отваги её врагов, а из-за благородства и доверчивости, с одной стороны, и вероломства – с другой.

Не позднее XI в. легенды об Артуре широко распространяются на континенте среди кельтского населения Бретани, а затем воспринимаются и во многом переосмысливаются средневековой рыцарской литературой. Историческая реальность Артура отступает на второй план, на предания об Артуре заметное влияние оказывают куртуазная рыцарская среда и мир христианских представлений, прежде всего, о Граале.

 

    1. Этапы формирования Артуровских легенд

 

Артуровские легенды представляют собой лиро-эпические предания, сказания кельтского народа, которые описывают героические подвиги, жестокие сражения короля Артура, его огромное царство, жизнь его приближенных, таких как его жена Гвиневра, доблестный рыцарь Ланселот, и не менее доблестный Гавейн и, конечно же, волшебник Мерлин. Как пишет Р. М. Самарин: « В кельтской среде Бретании и Уэльса возник цикл сказаний, который был связан с памятью о герое борьбы против англов и саксов – вожде одного из британских племен Арториусе, который позже превратился в Артура». [14, с. 550]

По легенде, Артур утвердил свою власть над Британией, сумев вытащить из лежащего на алтаре камня волшебный меч или добыв при помощи мага Мерлина, меч владычицы озера, который держала над водами таинственная рука (название меча "Экскалибур"). Во дворце Артура (Камелоте) был создан знаменитый Круглый стол (сведения о нём впервые появляются у авторов на рубеже 12 и 13 вв.), вокруг которого восседают храбрейшие рыцари короля. Центром пиршественного зала был добытый Артуром при путешествии в Аннон (потусторонний мир) магический котёл. Кульминация многочисленных подвигов рыцарей короля - поиски Грааля, героями которых были прежде всего Персевал и Галахад (рыцари Круглого Стола). Закат королевства и гибель храбрейших рыцарей знаменует битва при Камлане, где Артур вступает в битву со своим племянником Мордредом, который в отсутствие короля посягнул на его супругу Гвиневру. Мордред был убит, а смертельно раненный Артур перенесён своей сестрой феей Морганой на остров Аваллон, где он и возлежит в чудесном дворце на вершине горы. [11, с. 90]

В развитии Артуровские легенд можно выделить несколько этапов их формирования.

Первый этап – это этап самого начала формирования легенд в кельтской литературе. Как отмечает, А. Д. Михайлов «…первый этап – это как бы Артур до Артура. Нет ни имени, ни героических деяний, ни привычного нам окружения. Есть лишь «мотивы», которые очень скоро найдут отклик в ранних памятниках кельтской (валлийской) литературы и фольклора, где будет фигурировать и Артур». [10, с. 70] Фигура Артура формируется на общих моделях, которые можно найти в кельтском, валлийском и ирландском эпосе. В основе Артуровских легенд лежат кельтские эпические предания, которые известны по ирландской вариации. Поэтому ирландские саги – не источник Артуровских легенд, а параллель, в известной мере даже модель легенд о короле Артуре. Из ранних валлийских саг в сюжетном плане не было внесено ничего. Эпические мотивы отражают общую модель, по которой строятся легенды. Но все же валлийский эпос отозвался в сказаниях об Артуре своей стилистикой. [10, с. 34]

Информация о работе Легенда о короле Артуре в английской литературе