Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 10:27, курс лекций
Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.
Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.
Философские основы декаданса и модернизма.
Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса (декадентские художественные направления) на рубеже веков.
Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Покажите своеобразие реалистической литературы рубежа веков на примере 2-3 произведений.
Но вместе с тем присущий Кэрри фатализм сохраняется на протяжении всего романа. Она выиграла бой, но не осознает, что может выиграть войну. Да и она не собирается ее выигрывать. Сидеть в кресле-качалке и мечтать о несбыточном счастье оказывается вершиной ее достижений. Конечно, лучше мечтать в кресле-качалке, чем в швейном цехе или на плантации. Но откуда такое неверие в собственные силы, нежелание сделать шаг без толчка в спину? Кэрри стала хозяйкой себе. В этом проявился прогресс цивилизации, позволивший уже в конце 19 века некоторой части женщин самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, а следовательно, будучи экономически независимыми, самостоятельно определять свою судьбу.
29 вопрос. Литературный процесс в США на рубеже 19-20 вв.
Развитие литературы США в последней трети XIX века и в первые десятилетия XX века характеризуется ускоренными темпами и быстрой сменой литературных направлений и тенденций. Вслед за романтиками Купером и Ирвингом, По и Лонгфелло, Мелвиллом и Готорном выдвигаются великие Мастера реалистического искусства — Уолт Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер. Их творчество определяет главную линию литературного процесса в США. Эти писатели представляют американскую литературу в глазах читателей других стран, им принадлежала честь прокладывать новые пути, которые вели на магистрали мировой литературы.
Окончание гражданской войны привело к важным переменам в политическом климате США. Победа Севера способствовала бурному развитию в США капитализма и ускорила выявление его противоречий. На смену аболиционистским лозунгам борьбы против рабства негров и романтическому протесту против буржуазной цивилизации пришли лозунги борьбы против капиталистического рабства, отвратительные черты которого выявлялись теперь с особой наглядностью. Вместе с тем распространялись и буржуазно-демократические иллюзии об американской «исключительности», о возможности для каждого американца пробить себе дорогу к богатству. Реалистическая литература в США развивалась в трудной борьбе с этими иллюзиями, мешавшими познанию американской действительности. События, в ходе которых развенчивались иллюзии и выявлялась. Вся острота и непримиримость классовых противоречий в США,— это прежде всего общенациональные выступлений рабочих в 1886 году и испано-американская война 1898 года. Буржуазно-демократические иллюзии в США были особенно живучи вследствие того, что па протяжении некоторого времени они опирались и на определенные Предпосылки экономического порядка.
26 вопрос. Новелла «Тонио Крегер» Т. Манна.
Новелла «Тонио Крегер» (1903) —выдающееся произведение раннего Т. Манна. В ней полнее всего отражается комплекс раздумий молодого писателя о судьбах цивилизации и искусства, о будущем человеческой культуры. В новелле с блеском проявилось мастерство писателя: тонкий психологизм, лиризм, изобретательность в отборе деталей и умение сочетать глубокую проблематику с яркой живописностью. Типичные конфликты современности писатель подмечает в самых, казалось бы, простых явлениях и картинах жизни. Великолепно начало новеллы: восторженное преклонение юного Тонио Крегера, художника и поэта в душе, перед своим одноклассником «златоволосым и голубоглазым Гансом».
Новелла замечательна тем, что в ней непосредственно проявляется любовь писателя к здоровой жизни, к простым людям. В новелле — осуждение искусства. Непременный признак настоящего искусства, по Т. Манну,— любовь к обыкновенному, земному, здоровому. Такова любовь Токио к Гансу. Но столь же важным признаком современного художника предстает в новелле и жизненная драма его: неудавшаяся дружба, безответная любовь к Инге. В финале возмужавший Тонио Крегер напрасно будет ждать задушевной беседы с Гансом. «Голубоглазые и златоволосые» не примут художника в свой круг, между ними пропасть. Стремление преодолеть этот разрыв, сделать искусство здоровым, жизненным, а жизнь полнокровной и богатой — глубокий философско-психологический подтекст новеллы Т. Манна.
В поисках культуры интеллектуально глубокой, но вместе с тем здоровой и жизненно полнокровной Т. Манн обращается к традициям русского искусства. Оппонентом, проницательным критиком и духовным наставником Тонио является в новелле русская женщина Лизавета Ивановна. Она в равной степени порицает Крегера и за шопенгауэровский пессимизм и за консервативную привязанность к бюргерству. Но именно Лизавета Ивановна побуждает Тонио Крегера преодолевать вечные колебания, идти гораздо дальше. В этой маленькой, но глубокой по смыслу новелле Манн со всей проницательностью вскрывает процесс оскудевания искусства в эпоху империализма. Он критикует не только проявление декаданса, но и ограниченность художественных тенденций. Так, Крегера привлекает мысль сделать искусство безличным, абсолютно созерцательным, изгнать из книг индивидуальную заинтересованность художника. Приводя слова Лизаветы Ивановны о величии русских писателей, о значительности их индивидуальностей, Т. Манн указывает Тонио Крегеру и вообще художнику значительно более плодотворный путь. Преодолеть в себе обывателя и подняться в сферу чистого созерцания — еще очень мало, главное — воспитать в себе настоящего человека, «чистоту нравственного чувства». Новеллу «Тонио Крегер» справедливо считают автобиографической.
5 вопрос. Критический реализм.
Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О.Бальзака, во Франции, Ч.Диккенса, У Теккерея, в Англии, в России - А.С.Пушкина ("Капитанкая дочка"), Н.В.Гоголя ("Мертвые души", "Ревизор"), И.С.Тургенева ("Записки охотнка"), Ф.М.Достоевского ("Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"), Л.Н.Толстого ("Воскресенье", "Война и мир"), А.П.Чехова (рассказы, пьесы).
Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл РОМАНТИЗМ, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "
6 вопрос. Творчество Э. и Ж. Гонкуров.
ГОНКУ́Р, французские писатели, братья: Эдмон Луи Антуан де , Жюль Альфред Юг де.
В 1834 братья потеряли отца, в
1848 — мать, оставившую скромное состояние,
которое позволило им целиком посвятить
свою жизнь творчеству. Сначала они решили
испытать силы в качестве художников или
драматургов, но все их попытки реализовать
себя в живописи или на сцене окончились
неудачно. Первый роман «В 18.. году» (1851),
опубликованный в день декабрьского переворота Луи Наполеона, также не имел успеха. В том
же году Гонкуры начали вести ежедневный
дневник, составивший впоследствии более
20 томов и опубликованный полностью лишь
в 1956-58 годах. Эта замечательная хроника
содержит богатейший материал для изучения
литературной жизни эпохи и эстетических
воззрений авторов. Отойдя на время от
романного творчества, братья обратились
к историческим и искусствоведческим
исследованиям: «История французского
общества эпохи Революции» (1855), «История
Марии-Антуанетты» (1858), «Камерные портреты
XVIII века (1857-58), «Искусство XVIII века» (1859-1875),
«Женщина и XVIII век» (1862). В этих работах
они уделяли большое внимание быту, анализируя
заурядные внешне документы типа театральных
программок, выкроек одежды, ресторанных
меню и т.п. Вновь обратившись к роману,
они прибегли к сходным приемам и в изображении
современной жизни. В программном предисловии
к роману «Жермини Ласерте» (1864) авторы
заявили о необходимости ввести в литературу
беднейшие слои общества, показать их
безрадостную жизнь. Впоследствии Гонкуры
вошли в так называемую Меданскую группу
писателей-натуралистов, признанным главой
которой стал Эмиль
Золя. Когда Жюль умер от сифилиса,
Эдмон на несколько лет отошел от литературы,
но затем опубликовал роман о проститутке
под названием «Девка Элиза» (1877). За ней
последовали «Братья Земганно» (1879), история
о двух цирковых акробатах, в которых современники
узнавали самих Гонкуров, и «Актриса Фостен»
(1882), основанная на фактах из жизни великой
Рашель. В конце жизни Эдмон занимался
творчеством японских художников, опубликовав
посвященные им книги «Утамаро» (1891) и
«Хокусай» (1896). Братья Гонкуры составляют
один из знаменитейших творческих союзов
в истории литературы. Их именем названа
самая престижная литературная премия Франции, основателем которой
был старший из братьев.
Считая, что «документальной основой
романа должна быть жизнь», Гонкуры черпали
сюжеты и заимствовали характеры из своего
непосредственного окружения. В романе
«Шарль Демайи» (1860) они изобразили знакомую
супружескую чету. В «Сестре Филомене»
(1861) описывается история, произошедшая
в больнице Руана и ставшая известной
им в пересказе одного из друзей. Героиня
романа «Рене Мопрен» (1864) была подругой
их детских игр. В «Жермини Ласерте» (1864),
первом великом французском романе о низшем
классе, предвещающем появление пролетарских
книг Золя, повествуется о разгульной
жизни, которую вела некогда экономка
Гонкуров. «Манетт Саломон» (1867) посвящена
художникам и натурщицам, которых они
лично знали, а в «Мадам Жервезэ» (1869) описывается
обращение, маниакальная религиозность
и кончина их тетки. Но если воссоздаваемая
обстановка была нарочито обыденной, то
характеры являли собой пример необыкновенной
патологии, которая описывалась очень
тщательно, с учетом всех медицинских
деталей. Отчасти это объясняется тем,
что сами Гонкуры были легко возбудимыми
неврастениками и страстно увлекались
изучением болезней. В книгах, созданных
после смерти брата, Эдмон обратился к
поиску новых путей в развитии романа
и постепенно сблизился с литературой декаданса.
8 вопрос. «Ругон-Маккары» Э. Золя.
Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи, отражающих, по его замыслу, целую эпоху современной ему жизни. Выполнение гигантского замысла потребовало от Золя решения проблем, неизбежно встающих перед каждым художником, - вопросов об отношении искусства и действительности, о связи между наукой и искусством, о движущих силах истории и каждой отдельной личности.
Первый роман серии - "Карьера Ругонов", в котором показаны истоки семьи и бонапартистский государственный переворот 1851 года, вышел в 1871 году, последний - "Доктор Паскаль", где ученый Паскаль составил генеалогическое древо этой семьи, увидел свет в 1893 году. В двадцати романах серии действуют 32 представителя раздвоившейся семьи Ругон-Маккаров, всего же персонажей – около двух тысяч. Генеалогическое древо героев начало произрастать в первом из задуманных Эмилем Золя романов – «Карьере Ругонов» (1871). Это экспозиция и завязка всей серии. Аделаида Фук, владелица богатой усадьбы в Плассане, занималась огородничеством и садоводством. Восемнадцати лет от роду она вышла замуж за своего садовника Ругона. Через год она родила сына Пьера, а еще через год она
овдовела. В 1789 г. она на виду всего Плассана сожительствовала с пьяницей Маккаром, вспыльчивым неуравновешенным бродягой. От него она прижила сына Антуана и дочь Урсулу. В молодости она отличалась странностями, а в старости сошла с ума. Все герои «Ругон-Маккаров» в большей или меньшей степени связаны с этими прародителями - сумасшедшими и пьяницами.
События романа «Карьера Ругонов» продолжаются всего-навсего в течение нескольких дней, но каждому персонажу в момент исторического катаклизма предстоит сделать свой гражданский выбор. Стать союзником правящего большинства означало для провинциальных буржуа участие в грабеже города и получение должностей, которые обеспечат доход и компенсируют риск. Семейка Ругонов с напряжением следит за событиями в столице, дабы не опоздать зачислить себя в ряды союзников Бонапарта и его партии. Но в романе есть и борцы против узурпатора власти. Символом свободы и братства выступают у него молодые влюбленные - сын Урсулы Маккар Сильвер и дочь каторжника Мьетта. Несущие алое знамя, освещенные яркими лучами солнца, они идут впереди колонны.
Эмиль Золя делает в «Карьере Ругонов» проницательное умозаключение, замечая, что в момент, когда общество вступает в новую историческую стадию, опорой режима становятся те деклассированные силы, которые не могли ничего добиться на предыдущем историческом этапе. Ими движет ненависть к тому общественному порядку, который не позволил им выбиться в люди.
Самым удачливым в семье Ругонов стал старший сын Эжен, карьере которого посвящен роман «Его превосходительство Эжен Ругон» (1875). Ловко компрометируя и устраняя противников, он проникает в правительственные круги, избирается депутатом, назначается министром внутренних дел, борется с
прессой, становится опорой самого императора. Среднему сыну Пьера Паскалю Ругону - Золя отводит роль исследователя и летописца всего семейства. Именно Паскаль, скрупулезно изучив клан Ругон- Маккаров, делает вывод о всесильной власти наследственности, о биологической обреченности всех потомков плассанской огородницы. Врач и ученый, к которому Золя относится с заметной симпатией, он выступает главным героем романа «Доктор Паскаль» (1893). Давид Ругон, дабы замаскировать близость к брату-министру, взял себе фамилию Саккар. Уже в самом звучании ее слышится хруст ассигнаций. «Да, с таким именем либо на каторгу попадешь, либо наживешь миллионы», - сказано по этому поводу в «Добыче». Давиду удалось избежать возмездия за спекуляции. Главный герой романов «Добыча» (1871) и «Деньги» (1891) Давид Саккар испытывает алчное вожделение к деньгам. Создав фальшивую компанию, выпустив подложные акции, выстроив некое подобие пирамиды, он сумел прикарманить грандиозное состояние. Прототипом Давида Саккара послужил банкир Ротшильд. История рода Ругонов - это скользкий путь в высшее общество, тогда как история Маккаров отражает преимущественно жизнь низших и средних слоев французского общества после прихода к власти Наполеона III.
Роман «Жерминаль» (1885) - одно из самых ярких произведений в семейной хронике «Ругон Маккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу. В романе естественная история рода отходит на второй план, так как писатель, несмотря на свою приверженность натурализму, сосредотачивает все свое внимание на конфликте социальном, предвидя, что политическая борьба на многие последующие десятилетия предопределит общественную жизнь не только Франции, но и всей цивилизации. Хотя рабочие терпят поражение, жерминаль - месяц всходов по революционному календарю! - предвещает грядущее торжество социальной справедливости.
Золя упорно продвигался к завершению «Ругон-Маккаров». После романа «Жерминаль» ему оставалось создать еще семь произведений, подвести читателя к финалу эпопеи – крушению Второй империи. От частных вопросов социальной и политической жизни Золя все чаще и чаще переходит к решению общих вопросов, связанных с судьбами буржуазной Франции. Золя обращается к изображению индустриального пролетариата (роман «Жерминаль»), представителей новой финансовой олигархии (роман «Деньги»). Через два года после создания романа о рабочих Золя решает показать современную деревню, многомиллионную массу крестьян, которые кормят и одевают Францию (роман «Земля»). Современный рабочий, современный крестьянин, современный капиталист – три главные темы времени. Золя подошел к ним, умудренный большим жизненным и творческим опытом, и не случайно, что эти произведения создавались им с небольшими интервалами на подступах к окончанию социальной эпопеи.
Информация о работе Лекции по "Истории зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков"