Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 10:27, курс лекций
Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.
Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.
Философские основы декаданса и модернизма.
Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса (декадентские художественные направления) на рубеже веков.
Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Покажите своеобразие реалистической литературы рубежа веков на примере 2-3 произведений.
Логическим завершением социальной эпопеи Золя был «Разгром» (1892). В романе описан путь шалонской армии. Совершая бессмысленные марши и нелепые остановки, она доходит до Седана и терпит там поражение. Нераспорядительность высшего начальства обрекает солдат на тяжкие лишения. Золя показывает антипатриотические силы Франции, корыстных буржуа, для которых личные интересы превыше долга перед родиной и которые готовы идти на сговор с врагом.
Патриотический роман завершает социальную эпопею. Следующий и последний роман серии – «Доктор Паскаль» (1893) – понадобился Золя для обоснования его естественно-научных взглядов на природу и общество. Доктор Паскаль – убежденный последователь теории наследственности. В течение долгих лет собирает он данные о своих предках, ближайших родственниках, следит за жизньюотдельных представителей семьи Ругонов и делает вывод о закономерности их индивидуальных судеб. Множество страниц романа посвящено анализу психологии и поступков уже знакомых персонажей.
Большое место в романе занимает философия «радости жизни», которую на этот раз Золя почти полностью освобождает от всякой связи со своими социальными воззрениями и выводит из биологических законов жизни. Можно сказать, что ни в одном из романов серии с такой обнаженностью не проявлялись лженаучные взгляды Золя на человека и общество, как в это произведении. Это обусловило художественное несовершенство романа «Доктор Паскаль», в котором риторика и надуманные ситуации почти не оставляют места для живого изображения действительности.
И все же «Доктор Паскаль» представляет известный интерес как книга, в которой Золя подводит итоги своей почти двадцатипятилетней работы над «Ругон- Маккарами». Несколько страниц «Доктора Паскаля» посвящены краткому изложению содержания «Ругон-Маккаров».
24 вопрос. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».
Эстетизм для автора «Портрета» всегда был не кредо, а скорее проблемой, и потому в романе он сделал попытку переосмыслить его постулаты. В этом отношении удачным литературным примером стал для него знаменитый роман Ж. К. Гюисманса «Наоборот». Неслучайно поэтому самой востребованной книгой для Дориана становится именно роман Гюисманса. Герой романа Гюисманса дез Эссент отрекается от реальности, от всего естественного и, окруженный произведениями искусства, уединяется в своем доме. Однако в финале он вынужден вернуться в реальный мир: эстетский идеал созерцательной жизни оказывается неосуществимым.
Уайльд не отказывается от эстетизма, он лишь уточняет свою позицию. Об этом свидетельствует предисловие писателя к роману, где он в форме афористических парадоксов представляет читателю свои мысли об искусстве, полностью совпадающие с концепцией, подробно разработанной им в его теоретических трактатах. К числу этих парадоксов относится высказывание Уайльда о том, что «всякое искусство совершенно бесполезно». Уайльд воссоздает негативный опыт эстетизма. Подлинная индивидуальность в уайльдовском понимании слова сопряжена с самоотречением, с отказом от обыденного «я». Личность ощущает тайну мира, видит его взаимосвязи, совершая «восхождение» к высшей красоте. Таким предстает перед нами в начале романа художник Бэзил Холлуорд. В своем друге Дориане Грее он постигает земной облик красоты, что делает его собственную индивидуальность завершенной. В портрете, который он создает, отражается его высшее постижение красоты, сущность его души, его индивидуальность. Поэтому он отказывается послать картину на выставку, боясь, что грубые обыватели разгадают сокровенную сущность его «я». Именно Бэзил открывает Дориану великую тайну его (Дориана) красоты. Изначально невинный, Дориан Грей в романе является воплощением античного идеала красоты: его имя заключает в себе намек (Дориан — дорический) на древнегреческую культуру. Но сам Дориан видит в красоте лишь чувственное начало, ибо он, будучи невинным юношей, лишен, в отличие от Бэзила, индивидуальности. Чувственная красота, не опосредованная этикой, эгоистична. Она рождает в сознании Дориана собственные тайные желания, но не стремление к высшей любви, а эгоистическое стремление, жажду бессмертия, желание сохранить собственную красоту. Очарованный собственной внешней красотой, герой сожалеет о том, что со временем утратит ее, хотя она и сохранится на портрете. Дориан хочет поменяться с портретом ролями, и его желание сбывается: портрет стареет, а Дориан сохраняет красоту юности.
Таким образом, Бэзил становится виновником грехопадения Дориана, и одновременно лорд Генри развращает юношу своей украшенной парадоксами философией. Мысли, высказанные лордом Генри, во многом совпадают с идеями самого Уайльда и его учителя Уолтера Пейтера. Герой проповедует эстетские принципы отношения к жизни, культ красоты и философию наслаждения, которую он называет «новым гедонизмом». Однако лорд Генри ни в коем случае не является alter ego автора романа. Его эстетизм — лишь поза, маска, заменившая его подлинное «я». Идеи Пейтера в изложении лорда Генри выглядят поверхностными, доведенными до абсурда логическими схемами. Однако главный герой воспринимает их как откровения, ибо лорд Генри выразил и объяснил те мысли Дориана, которые тот не мог сформулировать для себя сам. Личность Дориана раздваивается: сам он носитель внешней красоты, не связанной с совестью и душой (которая должна рождать мысль о самоотречении), а душа и совесть остаются на портрете.
Дориан не жертвует своим «я». Напротив, он прикладывает усилия к тому, чтобы «овладеть» миром, удовлетворить эгоистические требования чувственности. Нарциссизм Дориана (его болезненное самолюбование) заставляет его постоянно искать все новые и новые наслаждения. Сначала это выражается в «высоких» страстях, в интересе к произведениям искусства. Но эгоистическое «я» требует иных, более острых ощущений; Дориан Грей стремится к грубым, чувственным удовольствиям, которые, в свою очередь, сменяются самыми извращенными желаниями. Он внимательно наблюдает, как эти чувства опустошают и уродуют его душу, и следит за теми изменениями, которые происходят с портретом. Душа Дориана Грея неизбежно становится уродливой и жестокой, ибо она отделена от человеческой сущности. Уайльд проводит важную мысль, что эгоизм красоты становится губительным для всех, кто с ней соприкасается — для Сибилы Вейн, Бэзила, Алана Кэмпбелла и тех, кто окружает Дориана Грея.
Сибила Вейн оказывается первой жертвой его эстетского себялюбия. Дориан приходит на спектакль с ее участием и наслаждается ее актерской игрой, тем, как она передает чужие страсти, выступая в самых разных ролях. Сибила Вейн привлекает Дориана Грея исключительно как эстетический феномен, как воплощение искусственной красоты, но он принимает свой интерес зрителя (созерцателя прекрасного) за естественное чувство: он убежден, что действительно влюблен в Сибилу Вейн. Сама же героиня остается прекрасной актрисой до тех пор, пока она не осознает свою любовь к Дориану, которая ей кажется реальнее и глубже тех страстей шекспировских героинь, изображаемых ею. С этого момента талант актрисы ей изменяет: она начинает играть плохо. На примере Сибилы Вейн Уайльд проводит эстетскую концепцию разделенности искусства и естественной жизни: реальные чувства, обыденная жизнь, проникающая в мир искусства, разрушает его целостность. Естественное чувство Сибилы Вейн делает ее в глазах Дориана Грея нестерпимо вульгарной и преувеличенно мелодраматичной. Он отталкивает ее, и она умирает.
В финале герой предстает перед читателем как настоящий мученик эстетизма. Попытка покаяния, желание совершить добро оказываются, вопреки его собственному ожиданию, очередной позой. Он не в силах избавиться от самолюбования, которое ему уже наскучило. Стремясь разорвать этот порочный круг, Дориан, пытаясь пронзить свое изображение на портрете кинжалом, гибнет.
34 вопрос. Творчество марка Твена.
ТВЕН Марк, псевдоним Самуэля Ланггорна Клеменса — американский писатель. Родился в семье мелкого торговца. Участвовал в гражданской войне. Свою литературную деятельность начал с журналистики. В 1867 он совершил длительное путешествие на туристском пароходе в качестве корреспондента крупной газеты «Alta California». Из его еженедельных корреспонденций впоследствии составилась одна из его наиболее популярных книг «Простодушные за границей». Твен скоро завоевал мировую известность.
Творчество Твена очень разнообразно. Он оставил более 25 томов произведений различных жанров, от легких скетчей и фельетонов до толстых исторических романов. Твен начал писать в 60-х гг., в период экономического подъема США. Добродушно подтрунивая над «простодушием» своих соотечественников, совершающих средиземноморское путешествие, Твен в то же время саркастически высмеивает нравы и обычаи Старого Света. Этот иронический тон проскальзывает в «Простодушных за границей», в «Путешествии за границу» и в других путевых очерках, относящихся к Европе.
Мировую славу Твену создали романы о Томе Сойере и его товарище Геккльберри Финне. Первый из этих романов — «Приключения Тома Сойера»— прозвучал свежим и новым словом в американской лит-ре для юношества. Юные герои романа Твена наделены предприимчивостью, смелостью и воображением, переживают различные приключения, совершают «подвиги», — они увлекают своей энергией и непосредственностью. Все это делает понятным, почему Том Сойер был и остается до сих пор одной из любимых книг юношества всех стран и с увлечением читается также и взрослыми. Продолжением «Тома Сойера» служат «Приключения Геккльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер сыщик». Здесь очень ярко разработаны образы обоих мальчиков. Это не только живые и яркие индивидуальные характеры, но и представители определенной социальной среды. Буржуазный мальчик Том Сойер противопоставлен Гекку — сыну пьяницы и бродяги, презирающему буржуазную мораль.
В творчестве Марка Твена, как ни странно, очень ярко проявились черты просветительского реализма, каким он был в 18 веке, многие его произведения лишены убедительности конкретных бытовых деталей, чем славится реализм 19 века, не создают настоящей жизненности, полного правдоподобия. Для него главное - не правдиво отразить жизнь, а доказать свою идею. По мировоззрению он просветитель, материалист, воинствующий атеист. Основанная его цель - борьба с остатками феодального строя, социальной несправедливостью, делением общества на классы, разоблачение дворянства, война с религией как помехой на пути освобождения и просвещения. Среди основных ценностей Марка Твена – Разум и здравый смысл. Он считает США – лучшей страной мира, демократической республикой, где простые люди наиболее свободны и счастливы (думаю, он не далёк здесь от истины).
Кроме того, важная цель Твена – осмеяние вообще разнообразных глупых, бессмысленных общепринятых традиций, условностей, правил поведения, противоречащих здравому смыслу, существующих только по традиции, по инерции.
Два наиболее просветительских произведения Твена.
Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика – один принц, другой нищий – поменялись одеждой ради забавы, и этой подмены никто не заметил. Нищий стал принцем, а принц нищим. Глазами нищего описываются средневековые придворные церемонии и выглядят смешно и нелепо. Зато принцу приходится очень не сладко, он испытал на своей шкуре страшную жизнь простого народа.
Роман «Янки при дворе короля Артура» (1889). Янки – умелый американский рабочий с механического завода попадает в Англию 6 века, во времена легендарного короля Артура, его круглого стола, рыцарей и т.д. И глазами этого Янки Твен осмеивает средневековье как таковое, образ жизни людей, традиции, обычаи, социальную несправедливость, религию, манеру одеваться и т.д. Янки, вооружённый техническими знаниями и умениями 19 века, кажется в 6 веке великим чародеем, он вмешивается в средневековую жизнь, пытается её превратить в Америку 19 века и в техническом, и в политическом смысле. Но ничего из этого не получается.
В обоих книгах есть много по-настоящему смешных моментов, но в целом они совершенно не убедительны, неправдоподобны, неинтересны.
Марк Твен писал неплохие рассказы, наиболее смешные: «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Часы», «Журналистика в Теннеси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
30 вопрос. Творчество Джека Лондона.
Джек Лондон - американский писатель. Лондон - фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 году простым матросом отправился в первое морское путешествие (к берегам Японии). В 1894 году примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 году вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901-1916 годах член Социалистической партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств, ушёл после 3-го семестра. Зиму 1897-1898 годов Лондон, захваченный "золотой лихорадкой", провёл на Аляске.
В 1899 году начал публиковать
северные рассказы, вошедшие в
сборники "Сын волка" (1900), "Бог
его отцов" (1901), "Дети мороза"
(1902) и другие, к которым тематически
примыкают роман "Дочь снегов"
(1902) и талантливые повести о
животных "Зов предков" (1903) и "Белый
клык" (1906). В северных рассказах
Лондон противопоставляет
Роман "Морской волк" -
сложное, противоречивое произведение,
содержащее осуждение индивидуализма
и ницшеанской философии "сверхчеловека".
Большой разоблачительной силы достигает
критика экспансионистской политики американского
империализма в сборнике "Рассказы
южных морей" (1911).
После знакомства Лондона с романом М.
Горького "Фома Гордеев" в творчестве
Лондона всё настойчивее звучит голос
в защиту угнетённых. "Люди бездны"
- книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда
в Лондоне, который писатель незадолго
до этого посетил. Лондон также мастер
репортажа, документального очерка; несколько
раз был корреспондентом на театрах военных
действий. Восторженно встретив русскую
революцию 1905-1907 годов, Лондон ездил с
лекциями по стране, выступая перед рабочей
и студенческой аудиторией; в печати появился
цикл публицистических статей Лондона
о классовой борьбе в США. В романе "Железная
пята" писатель дал острую критику финансовых
и промышленных королей. Пафос этого публицистического
романа-утопии - борьба за социальное переустройство
мира, во имя чего отдают свои жизни профессор
революционер Эрнст Эверхард и его соратники.
В обстановке спада
революционных настроений и наступления
реакции в США появляется роман Лондона "Мартин Иден", в котором
особенно заметно влияние М. Горького.
Лондон отстаивает право писателя на отображение
"грубой" правды жизни, на активное
вмешательство в действительность. Впервые
в американской литературе Лондон поднял
тему "умерщвления" таланта. Мартин
Иден одинок, его трагедия - в неумении
найти своё место в борьбе народа за освобождение.
После 1910 года Лондон отходит от политической
деятельности. Незадолго до смерти он
вышел из Социалистической партии США,
утратив веру в её "боевой дух", как
сказано в его заявлении. За некоторыми
исключениями произведения Лондона 1911-1916
годов по художественным достоинствам
намного слабее предыдущих, порой откровенно
потакают обывательским вкусам. Произведения
этих лет - "Время не ждет" (1910), "Лунная
долина" (1913), "Маленькая хозяйка большого
дома" (1916, русский перевод 1924), "Сердца
трёх" (1920) отражают попытку писателя
представить "возвращение к природе"
как разрешение всех социальных проблем.
Последние годы жизни Лондон страдал тяжёлой
болезнью.
Писатель-борец, новатор
темы и формы, Лондон много сделал для
утверждения реалистических традиций
в современной американской литературе.
Один из зачинателей пролетарской литературы
на Западе, Лондон завоевал всемирное
признание, его книги переведены на многие
языки.
25 вопрос. Творчество Т. Манна.
Знаменитейший умнейший немецкий писатель, основные его произведения приходятся на следующий этап развития литературы, после 1914 года. Это писатель не общедоступный, писатель для интеллектуалов, интеллигентов. Основная его тема – смысл жизни интеллигентного человека, часто творческого человека, его взаимоотношения с народом, религией, нравственностью, опасности, подстерегающие его на жизненном пути. Интересно, что главная идея творчества Томаса Манна - предостережение интеллигенции, которая не должна отрываться от народа, от традиционных классических ценностей, призвание интеллигенции – служение народу. Но сами произведения Манна написаны так, что они народу интересными никогда не будут.
Информация о работе Лекции по "Истории зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков"