Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 10:27, курс лекций
Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.
Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.
Философские основы декаданса и модернизма.
Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса (декадентские художественные направления) на рубеже веков.
Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Покажите своеобразие реалистической литературы рубежа веков на примере 2-3 произведений.
Знаменит Томас Манн тем, что умеет тонко и ярко выразить сложнейшие нюансы человеческих мыслей, чувств, ощущений, передать загадочность, странность, даже мистичность жизни. Первый его роман «Будденброки» (1901) – не лучшее его произведение. Лучшее, что он написал до 1914 года – новеллы. Особенно «Тристан» (1902), «Тонио Крёгер» (1903) и «Смерть в Венеции» (1911). В новелле «Тонио Крёгер» есть очень положительный отзыв о русской литературе 19 века, она там названа святой.
"Будденброки". В 1901 году
в Германии появилось
Томас Манн ориентир
в русской литературе. Его привлекла
масштабность повествования, психологическая
глубина исследования, но одновременно
еще сумрачный немецкий гений
Т.Манна был очарован
Вместе с тем Томас Манн был человеком своего времени в национальной специфической ситуации. Почему роман "Будденброки" обрел такую популярность? Потому что читатели, открывшие этот роман, когда он был опубликован, нашли в нем исследование основных тенденций национальной жизни.
"Будденброки" — это произведение, которое тоже отличается масштабным охватом реальности, и жизнь героев, Будденброков, есть часть жизни страны. Это такая же семейная хроника, такая же роман-эпопея, перед нами рассказ о жизни 4-х поколений семейства Будденброков. Это бюргеры из города Любека, достаточно богатая семья, и время действия романа — большая часть 19 века. Томас Манн использует в повествовании какие-то данные н реалии жизни своей семьи, которая тоже происходил из города Любека. Это ганзельский (?) город, большой город. Был экономический союз независимых городов (Любек, Гамбург) — это приморские, еще со средневековья вольные города, не принадлежащие герцогам, которые управлялись Сенатами, выборными Советами, где 3-е сословие (бюргеры) чувствовало себя 1-м сословием, самым сильным. Вольные бюргеры вольных городов вступали в этот торговый союз, торговали между собой по всему свету, и позиция и самосознание бюргера во многом напоминали самосознание дворянина. Сама суть дворянства, его мироощущение - это ощущение, знание своего рода, своих корней, традиций, преемственности своего рода. Родовое дворянство — это череда поколений, знавших друг о друге, потомки знали предках какого-то колена (Пушкин "Моя родословная" — это об этом, есть преемственность, за ним есть время его семьи). В случае с Маннами — они потомки вот такого рода вольных бюргеров, они несут в себе это ощущение принадлежности к роду. Но с случае с Маннами эта традиция рода была очень резко оборвана; их отец женился на дочери своего компаньона, и когда он умер, мать (их мачеха) еще 2- дочерей решила, что ее сыновья будут заниматься чем угодно, но только не делом торговли. Она продала фирму, сыновей готовили современно, к другой жизни, ориентировали на написание книг, возили в Италию, во Францию с детства. Мы все эти биографические детали найдем в "Будденброках". Манны получили прекрасное образование.
Томас Манн весь этот материал о своей семье, включая ситуацию со своими братьями и сестрами, все принес в этот роман в 3-м поколении, но этот материал претерпевает изменения в трактовке, к нему что-то добавляется. Каждый представитель рода Будденброков является представителем своего времени: он и несет свое время в себе, и как-то пытается выстроить свою жизнь в этом времени. Старый Иоганн Будденброк - это типичный представитель бурного времени, человек редкого ума, очень энергичный, принял фирму. А сын? — продукт эпохи священного союза, человек, который может только сохранять то, что сделал его отец. В нем нет такой внутренней силы, но есть приверженность к устоям. И наконец, 3-е поколение. Ему в романе уделено большее внимание: центральной фигурой становится Томас Будденброк. На долю Томаса и его братьев и сестер выпадает тот отрезок времени, когда начинают происходить в немецкой жизни вот эти кардинальные изменения. Семья и фирма должны справляться с этими изменениями, и выясняется, что эта приверженность традициям, это осознанное бюргерство Будденброков уже становится своеобразным тормозом. Будденброкн порядочнее, может быть, спекулянтов, они не могут использовать оперативно новые формы отношений, которые возникают на рынке. Внутри семьи то же самое: приверженность традиции - источник бесконечных драм, которая впитала в себя бюргерский дух. И с какой стороны мы не посмотрим на жизнь Будденброков 3-го поколения — они оказываются не вписанными во время, как-то конфликтуют со временем, с ситуацией, и это ведет к закату семьи. Итог общения Ганно с другими детьми -это для него мучительно: любимое место жизни — это под роялем в гостиной матери, где он может слушать музыку, которую она играет, такая замкнутая жизнь. (Последний представитель Будденброков — сын Томаса маленький Ганно, этот слабенький мальчик заболевает и умирает.) Полное название романа "Будденброки, или история жизни одной семьи".
Эта книга — анализ семейной хроники, одна из первых семенных хроник, воздействие смены эпох на судьбы людей. И это было после долгого перерыва в немецкой литературе, первое произведение вот такого масштаба, такого уровня, такой глубины анализа. Поэтому Томас Манн и стал в 25 лет гением.
21 вопрос. Б. Шоу. «Профессия миссис Уоррен».
«Профессия миссис Уоррен» (1894). Главная героиня – молодая девушка Виви Уоррен, умная, самостоятельная, активная. Она закончила университет, математический факультет, и готовится начать взрослую жизнь. И только сейчас Виви узнаёт, что её мать миссис Уоррен содержит несколько публичных домов. История её жизни такова. Родилась она в бедной семье. У девушек в их городке было два пути: честный, похожий на медленное самоубийство – работать на химическом заводе за нищенскую зарплату, по этому пути пошли две её старших сестры. Одна скоро заболела и умерла, другая вышла замуж за рабочего, который оказался алкоголиком, и счастья она не увидела. Третья сестра пошла по другому пути – стала проституткой, зато жила в роскоши (была проституткой высшей категории, потому что была красива). Сманила и мать Виви на этот путь. Их девиз: надо пользоваться тем, что дала природа, продавать красоту и жить в своё удовольствие. Постепенно две сестры скопили денег, купили свой публичный дом, потом ещё.
Виви – девушка высоконравственная и принципиальная, она безоговорочно осуждает мать и требует, чтобы она отказалась от своего безнравственного бизнеса. Между ними возникает спор. Мать утверждает, что девушки в её домах живут гораздо лучше тех, кто работает на фабрике. Она к ним относится по-человечески, не выжимает все соки, заботится. Проституция как социальное явление всё равно не исчезнет. Значит, если она откажется от этого выгодного бизнеса, кто-нибудь обязательно займёт её место и ещё неизвестно, как будет относиться к девушкам.
Для Виви это абсолютно неприемлемо, она порывает всякие отношения с матерью, выбирает судьбу, необычную для девушки того времени, поступает на работу со скромной зарплатой. В пьесе много ярких обличений английского общества (что добавляет напряжённости пьесе). Оказывается, многие благородные аристократы имеют непосредственное отношение к развратному бизнесу, а многие благородные дамы вышли замуж исключительно из-за денег, и это Шоу называет скрытой формой проституции.
В пьесе очень остро поставлена проблема проституции как проблема социальная. Шоу задаёт вопрос: что лучше для девушки - медленно умирать на вредном производстве или продавать своё тело за деньги.
23 вопрос. Литературные сказки О. Уайльда.
Сказки Оскара Уйальда тонкие, лиричные, в основном утверждают самые традиционные, христианские, нравственные ценности: любовь, доброту, сострадание, альтруистическое самопожертвование. Лучшие из них: «Счастливый принц», «Великан-эгоист» (в этой сказке один из героев – маленький мальчик, из-за которого великан избавился от своего эгоизма – неожиданно оказывается будущим спасителем, Христом), «Соловей и Роза», «Преданный друг». В последней сказке один из героев, на мой взгляд, является одним из самых ярких олицетворений, символов человеческого лицемерия.
К сказкам примыкает полусказочная повесть «Кентервильское привидение» - одно из самых лучших, популярных произведений Уайльда. О том, как богатые, ни во что, кроме денег, не верящие американцы купили старинный английский замок с привидением, как они издеваются над бедным привидением, которое не может их напугать. Смысл повести самый традиционный: проповедь доброты, так как привидение спасла пожалевшая его американская девочка.
28 вопрос. Тема верноподданничества в романе Г. Манна «Верноподданный».
Писатель горячо приветствовал ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Г. Манн создает роман «Верноподданный». Роман показал всему миру, как жалкий, веками придавленный, аполитичный филистер, превращается в зверя и эксплуататора. Он показал, как филистер выходит на политическую арену, угрожает миру и прогрессу. Г. Манн разоблачил людей, подготавливавших победу фашизма. Центральный персонаж романа – фабрикант Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив и падает духом при любой неудаче, но горд, фанфаронит, когда чувствует за собой силу (грубость на суде, когда есть уверенность в расположении властей, кайзера). Манн показывает героя в развитии, называет силы, формирующие этого негодяя: филистерская семьи, гимназия, где поощряется наушничество и подхалимство, затем – университет. Манн описывает возникновение шовинистических организаций. Наука вытесняется солдатским сапогом. Затем – военная служба, брак по расчету, ряд самых гнусных интриг, политические сделки. И Дидерих унес столп империи, глава промышленного концерна…
Идейный багаж Дидериха невелик, его основа – национализм, шовинизм. Его идеал – «великолепный кайзер» Вильгельм. Сатирически описывает Манн две встречи Дидериха с императором. Совсем не смешное совпадение: Дидерих и кайзер сочиняют одинаковые поздравительные телеграммы, поздравляют человека, убившего рабочего. Разоблачая Дидериха, Манн разоблачает и кайзера. Император – такой же ничтожный, но страшный, опасный филистер, как и фабрикант.
Манн анализирует политическую борьбу. Это очень важная историческая картина: он показывает, как милитаристы пробивались к власти, оценивает слабость демократических сил страны: рабочее движение ослабляется оппортунистами, либералы 1848 г.- совершенно беспомощны. Старый либерал Бук – сломленная сила, он не может бороться с Дидерихом. Он даже плохо представляет себе его истинное лицо, и некоторое время поддерживает его. Лишь в минуту смерти Бук словно понимает опасность: «Смотрите это дьявол». Бук обрисован без идеализации, но с симпатией. Традиции 1848 г. умирают: Германия становится кайзеровской.
Г. Манн сумел показать, что в кайзеровской Германии легко совершаются невероятные, казалось бы, события. Общество попадает под влияние самой грубой и бессмысленной демагогии. Во время одного из политических споров Дидериха с Буком публика в театре поддерживает «верноподданного», националиста, хотя у Бука безупречна и логика, и интеллект, и демократические направления его рассуждений, и разящая четкая афористичная речь. Он говорит: «Власть нельзя вечно насаживать на штык, как колбасу. Единственная реальная власть в наше время – это мир! Разыгрывайте комедию сами! Бахвалитесь перед воображаемыми врагами, внешними и внутренними! Для дела у вас, к счастью, руки коротки!»
Писатель виртуозно раскрывает нищету верноподданнической, предфагаистской идеологии, показывает, что именно этот «уровень» был вполне достаточен и для испуганных лавочников, политиканов и для отпрысков старинных аристократических фамилий вроде фон Бриценов.
Роман «Верноподданный» сочетает две художестве иные тенденции, редко органически сливающиеся в рамках единого целого. Эти тенденции – резкость, гиперболичность, нарочитая выборочность сатиры и многогранность, пластическая и психологическая полнота объективного живописания. Сатирические маски в романе Генриха Манна являются в основном «дополнительной краской», дополнительной нюансировкой. Они словно доведенные до гротеска зеркальные отражения главных героев, это «кривое зеркало». Таков, например, чистейший гротеск - образ прокурора Ядассона. Его «злой рок» торчащие уши, мешающие не только его сценическим успехам в пьесе титулованной дилетантки фрау фон Вулков, но и его националистической претенциозности. Ядассон решается на операцию и говорит Дидериху: «Я собираюсь привести свою внешность в соответствие со своими националистическими убеждениями».
Образ Дидериха нарисован у Г. Манна иначе. Несмотря на то, что писателю удается вызвать у читателя постоянное «чувственное отвращение» к этому персонажу, он далеко не однозначен. Это обыкновенный немец, наделенный и некоторыми чертами национального характера. Г. Манн показывает, что на стезе национализма действует отнюдь не чудовище, наоборот, национализм деформирует и неплохие в целом задатки. Дидерих, как и Унрат, не только сатирический образ. Это, скорее, целый «космос» человеческой индивидуальности. Иногда, например, в доме правительственного президента Вулков, он чувствует свою беззащитность – беззащитность вчерашнего мелкого собственника, плебея: «Убеждения и чувства – все рухнуло вдруг в груди Дидериха, и из обломков бурпо вырвалось пламя ненависти… Живодеры! Куклы в мундире! Высокомерная сволочь!»
Роман «Верноподданный» не оставляет не осмеянным ни один аспект национализма, ни одну социальную прослойку. В этом случае Г. Мани создает правдивую, очень ценную историческую картину. Он вскрывает; как социал-демократы не сумели дать отпор милитаристам.
35 вопрос. Сопоставительный
анализ «Приключений Тома
В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена – «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера» представляют собой сочетание реализма с романтизмом. Реалистически описывая маленький городок, его сонную, обывательскую жизнь, Марк Твен противопоставляет ему романтический мир Тома и его друзей, их необычайные приключения. В красочных тонах изображается река Миссисипи и окружающая природа, создающая романтический фон в книге. В повести много действия. Динамично развивается сюжет, занимательности которого способствует приключенческая основа.
В «Приключениях Гекльберри Финна» центральным образом является образ Гека Финна, от лица которого ведется повествование. Образ Тома Сойера играет здесь второстепенную роль. По сравнению с первой книгой мы видим иного, повзрослевшего Гека Финна. Жизнь у него складывается иначе, чем у Тома Сойера, да и относится он к ней более серьезно. Большая разница между Геком и Томом заключается в том, что Том Сойер продолжает, оставаться мальчиком, не знающим трудностей жизни, и то время как Гек Финн взрослеет на наших глазах, приобретает жизненный опыт, многое испытывает и многое видит. Образ Гека Финна близок и дорог автору. Марк Твен особенно высоко ценит гуманность Гека, его человечное отношение к людям. Эта гуманность проявляется в отношении Гека к негру Джиму.
Одна из важнейших особенностей «Приключений Гекльберри Финна» в том и заключается, что этой книге правдиво воссоздается картина жизни Америки 50- х годов XIX в. По сравнению с «Томом Сойером» раздвигаются рамки повествования. В «Геке Финне» изображается уже не маленький городок, а значительная часть Америки. Гек и Джим плывут по Миссисипи- самой оживленной подпой артерии Соединенных Штатов, мимо больших и малых городов, многочисленных местечек, одиноких ферм,- здесь рисуется широкая картина американской жизни.
Информация о работе Лекции по "Истории зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков"