Лирика Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Лицейское творчество условно делится на два периода – ранний (1813 – 1815) и поздний (1815 – 1817). Ранний период проходит под знаком анакреонтики. Здесь преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Батюшкова, Державина, легкой французской поэзии. Он пишет о беспечном и беззаботном отношении к жизни, к её горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться её чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатствами. Их место во многих стихотворениях занимает пир души и духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией.

Файлы: 1 файл

п.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

  Принцип использования сатирических  оборотов остался тем же, что и пасторальных. Как только сатира сменила идиллию, маска поэта-мудреца исчезла и появилась маска поэта-сатирика, гневного поэта-обличителя и строгого судьи общественных пороков. Вместо традиционного образа «друга природы» возник образ «друга человечества», который не может предаться вдохновению, видя всюду «Невежества убийственный позор», попранный закон и «рабство тощее».

  Играя литературными масками  и меняя жанровые установки  (с идиллии на сатиру например), Пушкин постигал многомерность  и объемность мира, в котором есть и красота природы и «барство дикое». Нельзя воспринимать мир только в розовых или только в черных красках. Да и сам Пушкин не мечтает быть сатириком или только идиллическим поэтом. Его влечет разнообразие мира, и он хочет найти такие формы и такой язык, чтобы свободно выразить богатство жизни. В «Деревне» Пушкин надеется на милость монарха, на его добрую волю:

                      

                       Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

                       И рабство, падшее по манию царя,

                       И над отечеством Свободы просвещенной

                       Взойдет ли наконец прекрасная  заря?

 

  Он искренне верит, что  с падением крепостного права  исчезнет противоречие между  идиллической деревней и деревней рабской. В этом счастливом и справедливом будущем поэт-сатирик уже не будет противостоять поэту-идиллику и исчезнут причины, приведшие к утрате душевного спокойствия, гармонического равновесия душевных сил, необходимых для поэтического творчества.

  В отличие от оды «Вольность»,  где поэт гонит музу любви,  в «Деревне» он сожалеет, что  ему не дан судьбой «Витийства  грозный дар». Из этого видно, насколько трудно было найти Пушкину собственную поэтическую дорогу. Временами он связывал её то с гражданской темой, то с личной. Победило сопряжение идеала гражданского с идеалом любви. Пушкин не пытается возродить оду, а насыщает гражданской лексикой «средние жанры» - элегию и послание, традиционно предназначенные для психологической лирики. Ещё до оды «Вольность», в мадригале Е. Голицыной «Краев чужих неопытный любитель…», он оценил как равноценных и одинаково достойных поэзии и «гражданина с душою благородной, возвышенно и пламенно свободной…» и женщину «не с хладной красотой, но с пламенной, пленительной, живой…».

  В ряду стихотворений,  в которых личная тема сочетается  с гражданской и  теряет  отвлеченность, почетное место  занимает дружеское послание «К Чаадаеву» (1818).

   «К Чаадаеву»

  В нем пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой. Пушкин разделяет убеждение друзей-либералов в том, что радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Пушкина и Чаадаева объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит ещё желанье…», «Мы ждем с томленьем упованья», «Напишут наши имена!»).

  Послание начинается  с традиционного элегического  зачина, с грустной ноты: упоение  жизнью оказалось всего лишь  обманом. При столкновении с  реальностью мечты о славе,  любви, свободе часто оборачиваются  неверием, сомнением. Героические  и честолюбивые мечты не угасают, а вновь овладевают поэтом. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным:

                            Но в нас горит ещё желанье…

 

  Стихотворение превращается  в вольный порыв к свободе.  Страстную жажду «вольности святой»  не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнет власти роковой».

  В «Деревне» и  «Вольности» Пушкин подразумевал  под свободой прежде всего  закон, конституцию, ограничивающие  власть царя. В послании «К  Чаадаеву» сохранилось такое  понимание слова «свобода».

  Однако романтический  порыв выражен с такой всеобъемлющей  мощью, которая раздвигает и расширяет значения слов. При этом гражданский порыв сливается с любовным порывом, и они объединяются в одном едином чувстве. Вся душа оказывается им объята. Индивидуальное содержание душевного порыва перерастает в сверхличное – речь идет о свободе России («Россия вспрянет ото сна…»).

  Для сопряжения  личной и гражданской тем Пушкин  использует устойчивые поэтические  сращения, которые способны нести  как разный, так и одинаковый смысл. Например, он употребляет сочетание «горит желанье». Оно может заключать в себе гражданскую страсть («Пока свободою горим…»), но может означать и любовную («В крови горит огонь желанья»). Выражение «горит желанье» в послании включает оба значения. Так в порыве вольности участвуют все силы души. Следовательно, можно сказать, что элегический словарь поэзии под пером Пушкина возможность выражать гражданские чувства. В послании «К Н. Я. Плюсковой» картина иная, Пушкин заключает стихотворение следующими стихами:

 

                               Любовь и тайная свобода 

                               Внушали сердцу гимн простой 

                               И неподкупный голос мой

                               Был эхо русского народа.

 

  Поэт выразил высокими словами и выражениями, гражданскими понятиями комплиментарное восхищение добродетельной женщиной с «приветною красой».

  петербургский период  был отмечен не одними лишь  вольнолюбивыми стихотворениями.  Упоение жизнью, с её радостями,  вакхическими удовольствиями, любовью, дружбой проявляется едва ли не в каждом стихотворении Пушкина («Торжество Вакха», «Дорида», «Веселый пир» и др.). В одном из лучших посланий, «Кривцову», поэт славит жизнь, юность, её наслаждения. Даже смерть не омрачает любви:

 

                                 Смертный мир наш будет светел;

                                 И подруги шалунов

                                 Соберут их легкий пепел

                                 В урны праздные пиров.

 

В Петербурге Пушкин был принят в общество «Арзамас». Со всем пылом молодости он бросился в атаку на Шишкова и поэтов его круга, но вскоре заметил, что слишком узко то основание, на котором его друзья замыслили создать национальный литературный язык. Пушкин не ограничился «средним стилем», а настаивал на привлечении языка старых церковных книг, Библии, летописей, древнерусских текстов и народных речений, услышанных им в речи простого люда на ярмарках, в церквах и монастырях, на нескончаемых российских трактах. Но эти мысли, уже взволновавшие Пушкина, найдут воплощение позднее, в пору работы над «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым»,  «Графом Нулиным», «Полтавой» и лирикой 1830-х годов.

  Итогом пушкинского  творчества в петербургский период  стала поэма «Руслан и Людмила». Она была начата Пушкиным, по его словам, в Лицее, а закончена в марте 1820 года. На Кавказе поэма дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов – прологом.

  «Руслан и Людмила»

Первая поэма Пушкина  была новаторским произведением. Пушкин в «Руслане и Людмиле» широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые встречают на пути к счастью множество преград. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем, герои поэмы очень условны. Так, Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу. Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем, а напоминает то витязя русской старины, то сентиментального влюбленного, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной.

  В любовных приключениях  запечатлелась жизнерадостность  Пушкина, его вера в победу  справедливости и добра.

  Поэма   «Руслан и Людмила» включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, баллада, элегия и дружеское послание. Все эти жанры включаются в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.

  Текст   «Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не отдает предпочтения ни одному из них. Он ведет беседу с читателем, и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмила – тоже балладное имя, ведь так называлась героиня одноименной баллады Жуковского.

  Новаторский характер  поэмы связан также и с образом  автора. Современник читателей, а  не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными переживаниями героев. Он , конечно же, не верит во все те чудеса, которые он рассказывает. Он молод, весел, остроумен. Поэма – его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность связались в поэме воедино. Заметим, что тот же способ впоследствии Пушкин применил в романе «Евгений Онегин».

  Современники по-разному  оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина  был отзыв Жуковского, подарившего  автору «Руслана и Людмилы»  свой портрет с надписью: «Победителю  ученику от побежденного учителя…»

  Созданием поэмы   «Руслан и Людмила» закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.

 

                          Лирика Михайловского периода.

 

  В Михайловском Пушкин написал множество глубоких и прекрасных стихотворений («Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Ненастный день потух…», цикл «Подражание Корану», послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья…», «Признание» и др.) . С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «Няне». Все это – значительные лирические произведения.

  Лирика Пушкина  в Михайловском приобретает новые  черты. Стиль становится проще, содержит по сравнению с лицейской и петербургской лирикой, поэзией южного периода меньше картинных сравнений и смелых метафор. Это произошло потому, что в Михайловском Пушкин по-новому увидел жизнь – в её «нагой простоте», в неброском, совсем неярком облике. Вместо пышного юга и мощи морской стихии перед ним открылись равнины и холмы, чистые и тихие реки русского пейзажа, а зимой – бесконечные снега. Вокруг – безлюдье, только в Тригорском сквозь окна виден свет свечей, как у него, в большом барском доме. Но именно красота тихой, не бросающейся в глаза, благородной и умиротворенной, спокойной простоты влечет поэта. Лирика его становится все более глубокой и гармоничной. В каждой строке стихотворений запечатлелась душа поэта.

 «К ***»

  Среди несомненных лирических шедевров, созданных в Михайловском – знаменитое стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), положенное на музыку М.И. Глинкой.

  С А. П. Керн  Пушкин впервые встретился в  1819 году у своих знакомых в  Петербурге. Теперь, спустя шесть  лет Керн приехала к своей тетке П. А. Осиповой в Тригорское. Она очаровала поэта. Перед отъездом молодой красавицы Пушкин принес ей отпечатанную первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением. В послании он восторгался её красотой. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств. Она, как поэзия, овладевает всем существом человека. У Пушкина любовь и поэзия – родные сестры.

  Но не только  любовной теме посвящено это  стихотворение. Облик Керн предельно  обобщен. «Гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты» - вот все, чем отмечена героиня произведения. Такими определениями можно наделить любую красивую женщину. Пушкин стремился нарисовать совершенный образ женской красоты. Жизнь самого поэта последовательно прослежена в стихотворении. Легко узнать по первым строкам, давнюю встречу с Керн, во второй строфе («В томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты … ») – молодого Пушкина в светском Петербурге. Третья строфа («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты…») указывает на романтический юг, четвертая – на начало ссылки в Михайловское. Каждый период жизни поэта рисуется им предельно точно. Стихотворение становится краткой духовной и опоэтизированной биографией Пушкина. Увиденный им «гений чистой красоты» помог постичь красоту жизни и обрести поэтическое вдохновение.

  Казалось бы, никакой  причинной зависимости между  «пробужденьем» души и явлением  прекрасной женщины нет. Исходя  из текста, нельзя сказать, будто  «ты» явилась, потому, что «душе  настало пробужденье», другого порядка не допускает и сам поэт: сначала настало пробужденье, потом «опять явилась ты». И все-таки причинная, тайная связь есть. Стих «Душе настало пробужденье» означает: духовные силы ожили и душа раскрылась миру, готовая благословлять, петь и любить, готовая наслаждаться гармонией красоты и красотой гармонии.

  Обращение человека  к творчеству («И сердце бьется  в упоенье, и для него воскресли  вновь, и божество, и вдохновенье,  и жизнь, и слезы, и любовь»), ощущение полноты жизни закономерно  венчается чувством любви.

  В стихотворении  Пушкина тема очарования красотой  совместилась с другой – темой  творческого вдохновения. Послание  содержит в себе глубокие философские  размышления о жизни, о радости  творчества, о чувстве полноты  бытия. 

Информация о работе Лирика Пушкина