Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, реферат
Лицейское творчество условно делится на два периода – ранний (1813 – 1815) и поздний (1815 – 1817). Ранний период проходит под знаком анакреонтики. Здесь преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Батюшкова, Державина, легкой французской поэзии. Он пишет о беспечном и беззаботном отношении к жизни, к её горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться её чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатствами. Их место во многих стихотворениях занимает пир души и духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией.
Принцип использования
Играя литературными масками
и меняя жанровые установки
(с идиллии на сатиру например)
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Он искренне верит, что
с падением крепостного права
исчезнет противоречие между
идиллической деревней и
В отличие от оды «Вольность», где поэт гонит музу любви, в «Деревне» он сожалеет, что ему не дан судьбой «Витийства грозный дар». Из этого видно, насколько трудно было найти Пушкину собственную поэтическую дорогу. Временами он связывал её то с гражданской темой, то с личной. Победило сопряжение идеала гражданского с идеалом любви. Пушкин не пытается возродить оду, а насыщает гражданской лексикой «средние жанры» - элегию и послание, традиционно предназначенные для психологической лирики. Ещё до оды «Вольность», в мадригале Е. Голицыной «Краев чужих неопытный любитель…», он оценил как равноценных и одинаково достойных поэзии и «гражданина с душою благородной, возвышенно и пламенно свободной…» и женщину «не с хладной красотой, но с пламенной, пленительной, живой…».
В ряду стихотворений,
в которых личная тема
«К Чаадаеву»
В нем пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой. Пушкин разделяет убеждение друзей-либералов в том, что радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Пушкина и Чаадаева объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит ещё желанье…», «Мы ждем с томленьем упованья», «Напишут наши имена!»).
Послание начинается
с традиционного элегического
зачина, с грустной ноты: упоение
жизнью оказалось всего лишь
обманом. При столкновении с
реальностью мечты о славе,
любви, свободе часто
Но в нас горит ещё желанье…
Стихотворение превращается
в вольный порыв к свободе.
Страстную жажду «вольности
В «Деревне» и
«Вольности» Пушкин
Однако романтический
порыв выражен с такой
Для сопряжения
личной и гражданской тем
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Поэт выразил высокими словами и выражениями, гражданскими понятиями комплиментарное восхищение добродетельной женщиной с «приветною красой».
петербургский период
был отмечен не одними лишь
вольнолюбивыми
В Петербурге Пушкин был принят в общество «Арзамас». Со всем пылом молодости он бросился в атаку на Шишкова и поэтов его круга, но вскоре заметил, что слишком узко то основание, на котором его друзья замыслили создать национальный литературный язык. Пушкин не ограничился «средним стилем», а настаивал на привлечении языка старых церковных книг, Библии, летописей, древнерусских текстов и народных речений, услышанных им в речи простого люда на ярмарках, в церквах и монастырях, на нескончаемых российских трактах. Но эти мысли, уже взволновавшие Пушкина, найдут воплощение позднее, в пору работы над «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым», «Графом Нулиным», «Полтавой» и лирикой 1830-х годов.
Итогом пушкинского
творчества в петербургский
«Руслан и Людмила»
Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. Пушкин в «Руслане и Людмиле» широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые встречают на пути к счастью множество преград. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем, герои поэмы очень условны. Так, Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу. Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем, а напоминает то витязя русской старины, то сентиментального влюбленного, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной.
В любовных приключениях
запечатлелась
Поэма «Руслан и Людмила» включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, баллада, элегия и дружеское послание. Все эти жанры включаются в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.
Текст «Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не отдает предпочтения ни одному из них. Он ведет беседу с читателем, и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмила – тоже балладное имя, ведь так называлась героиня одноименной баллады Жуковского.
Новаторский характер
поэмы связан также и с
Современники по-разному
оценили поэму, но, может быть,
самым дорогим для Пушкина
был отзыв Жуковского, подарившего
автору «Руслана и Людмилы»
свой портрет с надписью: «Победителю
ученику от побежденного
Созданием поэмы «Руслан и Людмила» закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.
Лирика Михайловского периода.
В Михайловском Пушкин написал множество глубоких и прекрасных стихотворений («Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Ненастный день потух…», цикл «Подражание Корану», послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман…», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья…», «Признание» и др.) . С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «Няне». Все это – значительные лирические произведения.
Лирика Пушкина
в Михайловском приобретает
«К ***»
Среди несомненных лирических шедевров, созданных в Михайловском – знаменитое стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), положенное на музыку М.И. Глинкой.
С А. П. Керн Пушкин впервые встретился в 1819 году у своих знакомых в Петербурге. Теперь, спустя шесть лет Керн приехала к своей тетке П. А. Осиповой в Тригорское. Она очаровала поэта. Перед отъездом молодой красавицы Пушкин принес ей отпечатанную первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением. В послании он восторгался её красотой. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств. Она, как поэзия, овладевает всем существом человека. У Пушкина любовь и поэзия – родные сестры.
Но не только
любовной теме посвящено это
стихотворение. Облик Керн
Казалось бы, никакой
причинной зависимости между
«пробужденьем» души и
Обращение человека
к творчеству («И сердце бьется
в упоенье, и для него
В стихотворении
Пушкина тема очарования