Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, реферат
Лицейское творчество условно делится на два периода – ранний (1813 – 1815) и поздний (1815 – 1817). Ранний период проходит под знаком анакреонтики. Здесь преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Батюшкова, Державина, легкой французской поэзии. Он пишет о беспечном и беззаботном отношении к жизни, к её горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться её чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатствами. Их место во многих стихотворениях занимает пир души и духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией.
Стихотворение «К ***» дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника. Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества для него бедна и однообразна. В эти моменты мир для поэта сужен и певец отторгнут от мира, не слышит бытия и не видит его красок. Но вот приходит чудо душевного преображения и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается всему миру, готовая ему внимать, отвечать поэтическим словом. Мир беспредельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с миром. Приобщение к бытию происходит чудесным, необъяснимым образом благодаря прекрасному мгновенью. Оно возможно вследствие того, что образ гармонии хранится в душе поэта и появляется оттуда силой воспоминания, принимая облик прекрасной женщины. Духовное развитие проходит несколько стадий – «от чистого», светлого состояния души к душевным тревогам и мраку, когда гармоническое равновесие с миром и внутреннее спокойствие нарушено, исчезло, затем к возрождению души, которое мыслится как возвращение к изначальной гармонии. Признак гармонии – свобода душевных сил, способных творить совершенные произведения. Гармония у Пушкина непременно сочетается с красотой.
Пушкин всегда
задумывался о своем даре и
поэтическом призвании. В
«Пророк»
«Пророк» написан в сентябре 1826 года, после того, как поэт получил известие о казни пяти декабристов, последовавшей 13 июля 1826 года.
«Пророк» - программное
произведение в творчестве
В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть, умереть , стать прахом. Трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Через мучение, через страдание человек преображается в Пророка:
Пророк у Пушкина – образ человека, каким его запечатлела Библия. Пророк верил, что его устами говорит Бог, который повелел ему возглашать истину. И он не может сойти с пути, предначертанного Богом. Он избран. У него отнят грешный язык, который не может осквернять Божественную истину. Только чистыми устами дозволено возвещать правду. Высокая миссия-поручение, полученная от Бога, преображает человека и делает его Пророком. Теперь он не принадлежит себе, а исполняет волю Бога. Это роднит древнего Пророка и современного поэта. Ему дан дар слова, глагола, следовательно, он тоже избран, чтобы люди через него услышали высшую волю. Пушкин ощущал себя таким поэтом. Его служение поэзии родственно служению Пророка. Впоследствии он скажет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна». Создавая близкий историческому прошлому образ ветхозаветного Пророка, Пушкин соотносил с ним себя как поэта современности.
Та же задача
– правдиво передать
«Борис Годунов»
Замысел исторической драмы возник при чтении X и XI томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В них содержалась история царствования Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин составил план трагедии, в котором наметил основные сюжетные события – от пребывания Бориса Годунова в монастыре до въезда Самозванца в Москву.
В рукописи трагедия была озаглавлена «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве» (имелось несколько вариантов). Название связывало историческую драму с жанром народной комедии и лубочной драматургии. Историческую основу трагедии составляли факты, изложенные Карамзиным. Однако некоторые эпизоды (описание смерти царя Федора, рассказ об исцелении слепца) не имели исторических источников. В «Истории…» Карамзина не упоминались ни Афанасий Пушкин, ни молодой Курбский (сын князя А. М. Курбского).
Отказавшись от намеков на
современность, Пушкин тем не
менее видел косвенную связь
между крахом Московского
Пушкин решительно разошелся
с тогдашней драматургической
традицией, склонившись на
Законченную трагедию Пушкин
читал у Соболевского, Вяземского,
Веневитинова по приезде в
Москву в 1826 году. А. Х. Бенкендорф,
узнав об этих чтениях,
Ф. В. Булгарину, написавшему отзыв и сделавшему из неё выписки.
Отзыв Булгарина был