Лирика Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Лицейское творчество условно делится на два периода – ранний (1813 – 1815) и поздний (1815 – 1817). Ранний период проходит под знаком анакреонтики. Здесь преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Батюшкова, Державина, легкой французской поэзии. Он пишет о беспечном и беззаботном отношении к жизни, к её горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться её чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатствами. Их место во многих стихотворениях занимает пир души и духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией.

Файлы: 1 файл

п.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

  Стихотворение «К ***» дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника. Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества для него бедна и однообразна. В эти моменты мир для поэта сужен и певец отторгнут от мира, не слышит бытия и не видит его красок. Но вот приходит чудо душевного преображения и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается всему миру, готовая ему внимать, отвечать поэтическим словом. Мир беспредельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с миром. Приобщение к бытию происходит чудесным, необъяснимым образом благодаря прекрасному мгновенью. Оно возможно вследствие того, что образ гармонии хранится в душе поэта и появляется оттуда силой воспоминания, принимая облик прекрасной женщины. Духовное развитие проходит несколько стадий – «от чистого», светлого состояния души к душевным тревогам и мраку, когда гармоническое равновесие с миром и внутреннее спокойствие нарушено, исчезло, затем к возрождению души, которое мыслится как возвращение к изначальной гармонии. Признак гармонии – свобода душевных сил, способных творить совершенные произведения. Гармония у Пушкина непременно сочетается с красотой.

  Пушкин всегда  задумывался о своем даре и  поэтическом призвании. В Михайловской  ссылке, замыкая предыдущее творчество и открывая новый период своей судьбы, он создал стихотворение «Пророк». В этом стихотворении отразилось могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости духовных сил.

«Пророк»

  «Пророк» написан  в сентябре 1826 года, после того, как поэт получил известие о казни пяти декабристов, последовавшей 13 июля 1826 года.

  «Пророк» - программное  произведение в творчестве Пушкина.  Стихотворение связано с традициями  философских и гражданских од  Ломоносова и Державина, с произведениями  декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.

  В момент творческого  вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть, умереть , стать прахом. Трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Через мучение, через страдание человек преображается в Пророка:

 

                                Как труп, в пустыне я лежал,

                                И Бога глас ко мне воззвал:

                                «Восстань, пророк, и виждь, и  внемли,

                                Исполнись волею моей,

                                И, обходя моря и земли, 

                                Глаголом жги сердца людей».

 

  Пророк у Пушкина  – образ человека, каким его  запечатлела Библия. Пророк верил,  что его устами говорит Бог,  который повелел ему возглашать истину. И он не может сойти с пути, предначертанного Богом. Он избран. У него отнят грешный язык, который не может осквернять Божественную истину. Только чистыми устами дозволено возвещать правду. Высокая миссия-поручение, полученная от Бога, преображает человека и делает его Пророком. Теперь он не принадлежит себе, а исполняет волю Бога. Это роднит древнего Пророка и современного поэта. Ему дан дар слова, глагола, следовательно, он тоже избран, чтобы люди через него услышали высшую волю. Пушкин ощущал себя таким поэтом. Его служение поэзии родственно служению Пророка. Впоследствии он скажет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна». Создавая близкий историческому прошлому образ ветхозаветного Пророка, Пушкин соотносил с ним себя как поэта современности.

   Та же задача  – правдиво передать исторические  события Руси и одновременно  связать их с настоящим временем  – решалась Пушкиным и в  народной трагедии «Борис Годунов».

«Борис Годунов»

  Замысел исторической драмы  возник при чтении X и XI томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В них содержалась история царствования Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Федора Годунова и Дмитрия Самозванца. Пушкин составил план трагедии, в котором наметил основные сюжетные события – от пребывания Бориса Годунова в монастыре до въезда Самозванца в Москву.

  В рукописи трагедия была  озаглавлена «Комедия о царе  Борисе и Гришке Отрепьеве» (имелось  несколько вариантов). Название связывало историческую драму с жанром народной комедии и лубочной драматургии. Историческую основу трагедии составляли факты, изложенные Карамзиным. Однако некоторые эпизоды (описание смерти царя Федора, рассказ об исцелении слепца) не имели исторических источников. В «Истории…» Карамзина не упоминались ни Афанасий Пушкин, ни молодой Курбский (сын князя А. М. Курбского).

  Отказавшись от намеков на  современность, Пушкин тем не  менее видел косвенную связь  между крахом Московского царства  и Смутой, с одной стороны, и петербургским периодом русской истории, с другой, в частности с убийством Павла I и вступлением на престол Александра I. Обнищание древних родов и недовольство самодержавием, урезавшим их независимость, он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, предвидя выступления дворян против монархической власти с целью её свержения или ограничения.

  Пушкин решительно разошелся  с тогдашней драматургической  традицией, склонившись на сторону  исторической достоверности, а  не текущей злободневности.

  Законченную трагедию Пушкин  читал у Соболевского, Вяземского, Веневитинова по приезде в  Москву в 1826 году. А. Х. Бенкендорф, узнав об этих чтениях, затребовал  рукопись, которая была отдана  на рассмотрение 

 Ф. В. Булгарину,  написавшему отзыв и сделавшему из неё выписки.

  Отзыв Булгарина был представлен  Николаю I, который наложил резолюцию: «Считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если б с нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Вальтера Скотта». О резолюции Николая I Пушкин узнал 14 декабря 1826 года, т. е. в годовщину восстания декабристов.


Информация о работе Лирика Пушкина