Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:56, реферат
С середины III в. до н.э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высоком уровне. Для Древнего Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, что вело к обострению противоречий между знатью (патрициями) и бедняками (плебеями). Распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи.
Введение 3
Литература эпохи республики 5
Плавт 8
Теренций 10
Цицерон 12
Луцилий 14
Золотой век римской литературы 15
Гораций 19
Овидий 21
Заключение 24
Список литературы 25
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ
Шифр:8001
1-курс ССО гр.14
КАФЕДРА ИСТОРИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
По теме «ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА»
Выполнил: Ваганов М. Н.
Челябинск - 2012
Содержание:
Введение 3
Заключение 24
Список литературы
Введение
С середины III в. до н.э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высоком уровне. Для Древнего Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, что вело к обострению противоречий между знатью (патрициями) и бедняками (плебеями). Распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи. Исподволь назревшие противоречия, неумолимый кризис рабовладельческой системы, нравственный и моральный упадок, восстания рабов и нашествия варваров – всё это, в конце концов, привело к крушению Римской империи. История Рима – это, прежде всего история захватнических войн, которые из римлянина делали, прежде всего, солдата. Кроме того, интенсивное развитие торгово-денежных отношений наложило отпечаток на формирование деловитости и практицизма, что, в свою очередь, сказалось на римской культуре и литературе. Римская мифология значительно беднее греческой. Римские боги не столь многочисленны и разнообразны. Нередко среди римских богов находят параллели с греческими (Зевс и Гера – Юпитер и Юнона, Арес – Марс, Афродита – Венера и т.д.) Долгое время бытовало мнение, что римская литература лишена оригинальности и является бледной копией литературы греческой. Это не совсем справедливо, поскольку римская литература самобытна и отмечена своими специфическими особенностями. Во-первых, римская литература писалась на латинском языке и тяготеет к жанрам, связанным с практической жизнью. Так, эпос считался самым высоким жанром, а потому служил для прославления государства и императора. Театр утратил свою воспитательную функцию и имел главной целью развлечение. Широкое развитие получило красноречие как жанр, наиболее достойный римского аристократа, участника прений в сенате. Популярностью пользовались и исторические сочинения, призванные показать героические деяния и победы Рима. Во-вторых, Рим был тесно связан с греческой историей и культурой. Греческие сюжеты , формы, художественные приёмы широко использовались римской литературой, но творчески перерабатывались. В третьих, римская литература отразила более поздний по сравнению с греческой исторический этап, когда происходил распад гражданского общества, а личность всё явственнее противостояла государству. Отсюда особое внимание к внутреннему миру личности, к её переживаниям. Этим объясняется особая популярность римской литературы в эпоху Возрождения. Литература Древнего Рима делится на 2 основных этапа. Первый – литература эпохи республики. Она представлена драматургией. Плавта и Теренция, поэзией Катулла, красноречием Цицерона. Второй этап – это эпоха империи, где выделяется конец республики и начало империи, «золотой век римской литературы» Здесь представлено целое созвездие имён, вреди которых Вергилий, Гораций и Овидий.
Литература эпохи республики
Литература эпохи республики
отразила взаимовлияние римской
и греческой культур, что проявилось
в существовании двух направлений
- сторонников и противников
Крупнейшим мастером римской
комедии, так называемой "паллиаты"*,
являлся Тит Макций Плавт. Наиболее
значительные его комедии: "Хвастливый
воин", "Горшечная комедия" (или
"Горшок"), "Два Менехма", "Пленники",
"Амфитрион" и другие. В основном
это переработка греческой
Середина II века до н. э. - 40-е
годы I века до н. э. - период гражданских
войн и гибели республики. Большое
значение приобретает творчество выдающегося
оратора, известного политического
деятеля Цицерона. Марк Туллий Цицерон
(106-43) оставил громадное литературное
наследие, представленное речами, трактатами,
письмами. Его творчество связано
с политическими событиями
Так, в период своего консульства (63 г. до н. э.) Цицерон разоблачил заговор Катилины; этому событию посвящены его речи "против Катилины", построенные по всем правилам ораторского искусства. Четырнадцать речей Цицерона направлены против Марка Антония, пытавшегося после убийства Цезаря (44 г. до н. э.) занять его пост. Эти речи получили название "Филиппики" (напоминали речи Демосфена против македонского царя Филиппа). Цицерон призывал отстоять свободу республики против тирана. И судебные, и политические речи Цицерона провозглашали высокие моральные принципы, осуждали корыстолюбие, невежество, жестокость ("Оратор", "О пределах добра и зла", "О дружбе", "Об обязанностях" и другие). Прекрасный стилист, Цицерон по праву считается создателем римской классической прозы. Гай Юлий Цезарь (100-44) - выдающийся политический деятель, полководец, оратор и писатель. Занимал видное место в литературной жизни своей эпохи. Сохранились два его произведения: "Записки о галльской войне", "Записки о гражданской войне". Они носят характер мемуаров, имеют большую ценность и с исторической, и с литературной точки зрения. Особое место в литературе Древнего Рима занимает Тит Лукреций Кар (около 98-55) - поэт и философ, последователь древнегреческого философа Эпикура, воспринявший его теорию, основанную на материалистическом атомизме. Для философского трактата Лукреций выбрал форму дидактической поэмы "О природе вещей". Это подлинно художественное произведение, исполненное высокого пафоса. Поэт считает, что человек должен освободиться от разных суеверий и страхов, проникнув разумом в тайны природы, законы се развития. Лукреций воссоздает в своей поэме величественную панораму природы, изучение которой должно "изгнать этот страх из души и потемки рассеять".Развивается в этот период и лирическая поэзия. Увлечение позднегреческой литературой отражается в творчестве поэтов, названных Цицероном "неотериками", т. е. новаторами.
У них наблюдается отход от общественной тематики, углубление интереса к индивидуальному миру человека. Наиболее значительным среди них был Гай Валерий Катулл (около 87-54). Его послание "К Аллию" называют предвестником римской любовной элегии. Основное место в творчестве Катулла занимает цикл его любовных стихотворений, посвященных Лесбии и отличающихся непосредственностью эмоций, искренностью и глубиной передачи чувств. Характерна для поэзии Катулла тема дружбы. Друзьям своим он желает благополучия и успехов в любви. Катулл - основатель римской лирики. Он оказал влияние на развитие латинской поэзии сочетанием искренности чувств и совершенства поэтической техники, простоты и изящества.
Плавт
Плавт Тит Макций [ок. 184 до нашей эры] — древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но, разорившись, поступил в услужение к мельнику, П. отразил в своих комедиях идеологию торговых слоев, преимущественно низших, враждебных не только правящей родовой, но и новой, денежной аристократии. В своей творческой практике Плавт широко опирался на греческую бытовую комедию IV—III вв. до нашей эры — комедии Филимона, Дифила, Демофила, реже Менандра ( «Комедия»), — приспособляя ее к римской сцене, с ее образами предприимчивых купцов («Купец», «Три монеты»), пронырливых рабов, охваченных духом делячества, жадных до денег гетер («Купец», «Стих», «Эпидик»), паразитов-прихлебателей, хвастливых воинов и т. п. Но П. не ограничивается только приспособлением греческих оригиналов к римской сцене; его комедии имеют свою направленность, вытекающую из социального бытия поэта и его позиций в классовой борьбе. П. усиливал и качественно изменял буффонный элемент своих греческих оригиналов, вводя в них новые сцены и разговоры, пересыпанные часто грубыми эпитетами и колкостями, пропитывая их сочным плебейским юмором, от которого например так далек изысканный Теренций. С мастерством рисуя образы рабов, сводников, паразитов, П. с особенной любовью воспроизводил образ ловкого раба-интригана, помогавшего своему молодому барину выкупить красотку, но вместе с тем дурачившего своих господ, не допускавших, чтобы раб был умнее барина. Значительное место в творчестве Плавта занимает комическая фигура всегда остающегося в дураках хвастуна-вояки (см. особенно комедию «Хвастливый воин», весьма популярную среди плебейских слоев, ненавидевших военщину).
П. — консерватор, противник
многих последствий роста денежного
хозяйства и становления
Комедия П. была живой массовой комедией, имевшей огромный успех у плебейской аудитории. С этим согласуется и ее язык, изобилующий грубыми остротами, каламбурами, комическими новообразованиями. Однако П. не был чужд веяний, шедших от эллинистической культуры, главными носителями которой в Риме являлись представители торгово-ростовщического капитала. Язык комедий П. не столько язык римских масс, сколько разговорный язык образованных верхов (даже в языке его рабов не удалось обнаружить специфики языков эксплоатируемой массы). Староиталийский буффонный язык — наследие ателлан, мимов, сталкивается у П. с языком слоев, уже воспринявших эллинистическую цивилизацию. С живостью и виртуозностью языка гармонируют и чрезвычайная гибкость и разнообразие метрики, особенно в «кантиках», по своей структуре представляющих выдержанное, иногда симметричное целое. Все это языковое и метрическое многообразие в соединении с общей динамичностью пьес производит впечатление свежести и оригинальности, которыми, несмотря на подражание, так блещет П. Комедии П. (в I в. до нашей эры под именем П. ходило 180 комедий, но из них лишь 21, почти полностью дошедшие до нас, признаны подлинными) имели большой успех среди ремесленных, крестьянских и рабочих слоев; они ставились на сцене и в императорскую эпоху, а во II в. нашей эры, при социальном разложении и идеализации архаики, П. считали классическим поэтом. Средние века его мало знали. Лишь в эпоху Возрождения гуманисты ознакомились в рукописях с П., и его комедии начали появляться на сцене.
Теренций
В отличие от Плавта, Т. не стремится к непосредственным комическим эффектам; образы и ситуации его комедий часто имеют целью не рассмешить, а растрогать зрителя (нежные друзья, добрые гетеры, угнетенная жена, отец, карающий себя за суровость к сыну, и т. п.). Однако идеологическая направленность комедий Менандра, отражающая распад полиса (государства-города), не всегда оказывается приемлемой для Рима середины II в., когда «государство-город» лишь вступал в период кризиса. Так, в «Братьях», где ставится проблема снисходительного и сурового воспитания, Т. изменяет концовку Менандровой пьесы с тем, чтобы показать известную правомерность консервативной точки зрения. Принимая таким образом установку на серьезную драму, Т. придает большое значение последовательности в характеристике персонажей. Он отказывается от традиционных комедийных вольностей вроде непосредственных обращений актеров к зрителям, нарушающих сценическую иллюзию, не прибегает и к обычному в римской комедии введению музыкального элемента, сохраняет тонкую диалогическую структуру подлинника, но зато считает необходимым повысить фабульную занимательность. В этих целях он возвращается к отвергнутому в послеплавтовской комедии старому приему — «контаминации» — обогащению основного оригинала образами и ситуациями, заимствованными из другой греческой пьесы; контаминация, однако, не нарушает у него цельности действия, и без указаний самого автора и античных комментаторов, имевших возможность сравнивать пьесы Т. с их источниками, ее наличия не удалось бы установить. Наблюдается даже чуждое, в общем, античной драме стремление заинтриговать зрителя; традиционный пролог не содержит предварительного осведомления зрителя о соотношениях, не известных действующим лицам пьесы, и используется исключительно в целях литературной полемики.
Комедии Т. не пользовались
большим успехом у
Цицирон
Цицирон, Марк Туллий(106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования. Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате О дивинации (Искусстве гадания),. Этот обзор начинается словами: «Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть наиболее полезным для республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих размышлений, пришел я к такому заключению: лучше всего будет, если я открою моим согражданам путь к благородным наукам». В 19–20 вв. наследие Цицерона интересовало историков философии в основном как источник сведений о платонической философии периода эллинизма (наиболее ценны материал о Филоне из Ларисы и Антиохе Аскалонском); Цицерон отражал в своих произведениях и современные ему идеи стоиков и эпикурейцев (Панетий, Посидоний), сознательно подражал диалогам Аристотеля. Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии, государственного устройства и, в частности, «наилучшего государства и наилучшего гражданина». Следуя за греческим историком Полибием и стоиком Панетием, он видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную политию», в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его подлинное участие в государственных делах) оптимально сочетается с элементами аристократии (руководством со стороны разумнейших и достойнейших).
Из теоретических