Литература Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

С середины III в. до н.э. заметен упадок греческой литературы. Примерно в это же время получает развитие литература римская. Она по-своему отразила все периоды римской истории, своеобразие римского общества, которое прошло во многом те же этапы, что и греческое, однако уже на более высоком уровне. Для Древнего Рима характерны дальнейшее развитие рабовладельческого строя, накопление богатства и расслоение общества, что вело к обострению противоречий между знатью (патрициями) и бедняками (плебеями). Распад полисов и переход от республиканской формы правления к империи.

Содержание работы

Введение 3
Литература эпохи республики 5
Плавт 8
Теренций 10
Цицерон 12
Луцилий 14
Золотой век римской литературы 15
Гораций 19
Овидий 21
Заключение 24
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

древний мир.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Луцилий

 

Луцилий — древнеримский сатирик, публицист второй половины II века до хр. эры. Деятельность его протекала в эпоху роста римской экспансии и обострения политической борьбы в Риме, когда начал создаваться публицистический стиль с сильным сатирическим уклоном. В результате получился новый литературный жанр — «сатира», который у Луцилия впервые определился как таковой, приняв постоянную метрическую форму — гекзаметр. Л. — выразитель настроений эллинистически образованной аристократии, которая оценивала действительность через призму греческой идеалистической философии (особенно — стоицизма) и, возмущаясь отрицательными явлениями современности, романтически ориентировалась на более «здоровое» прошлое Рима. Сатиры Луцилия, от которых остались лишь многочисленные отрывки (более 800), отражают этот романтический отход от действительности. Луцилий восторгался «добродетелью» древних римлян, порицал современное ему корыстолюбие, честолюбие, обжорство и роскошь; отчасти по адресу своего же класса он высказывал сожаление, что только золото является в данную эпоху залогом «добродетели». Луцилий также не щадил и отдельных личностей, иногда он подтрунивал над языком и манерой других писателей. Л. — предшественник сатир Горация, Персия, Ювенала. Гуманисты XVI в. отчасти использовали сатирические фрагменты Луцилия.

 

 

 

 

 

Золотой век римской литературы

 

Золотым веком" римской  литературы называют период ее развития в эпоху становления империи  и принципата (между смертью Цезаря - 44 г. до и. э. и смертью Августа - 14 г. н. э.).

 Самыми выдающимися поэтами, входившими в литературный кружок во главе с ближайшим сподвижником Августа Меценатом, были Вергилий и Гораций.

Публий Вергилий Марон (70-19) создал три крупных произведения: "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), дидактическую поэму "Георгики" ("О земледелии") и эпическую  поэму "Энеида" - самое значительное свое произведение. Стремясь создать общенациональный эпос, Вергилий обратился к поэмам Гомера, располагая материал по гомеровской схеме (I часть - бегство Энея из гибнущей Трои и его приключения до прибытия в Лациум; II часть - подготовка к сражениям, бои Энея и его союзников с противником, подвиги Энея и его победа над Турном). I часть перекликается с "Одиссеей", а II - с "Илиадой". Героическая поэма "Энеида", прославлявшая историческую миссию Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир, явилась образцом для национальных эпопей новоевропейской поэзии: Т. Тассо, Л. Камоэнса, Ф. Вольтера, М. М. Хераскова и других.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.) писал "Эподы", "Сатиры", "Оды" и "Послания". "Эподы" - сборник стихотворений, написанных ямбическим размером, в которых раскрываются современные для поэта темы. В  них звучат мотивы разоблачения отдельных  моментов действительности. С особой силой осуждаются гражданские войны, расшатывающие былое могущество Рима.

"Сатиры" Горация представляют  собой произведения на морально-философскую  тематику. Высказывая свои принципы, Гораций критикует человеческие  пороки и недостатки, проповедует  "философию умеренности". Сатира  Горация лишена резкости и  обличительной силы, она имеет  характер проповеди добродетели  и мудрости.

Оды" - наиболее известные  произведения Горация. Это сборник  лирических стихотворений, состоящий  из четырех книг. Философские мотивы "Од" Горация связаны с прославлением  наслаждения радостями жизни: любовью, благами и красотами природы, радостями сегодняшнего дня ("лови день", "пользуйся настоящим, не думая о будущем"). Все это  сочетается с проповедью "довольства малым" и умения держаться "золотой  середины" (ода "К Лицинию").

Теме дружбы посвящено  стихотворение "К Помпею Вару", переведенное Пушкиным. Многие оды  Горация посвящены прославлению Октавиана  Августа, его политической деятельности. Но наиболее известным, оказавшим влияние на мировую поэзию, явился знаменитый "Памятник", тема которого - бессмертие поэта и его труда - нашла воплощение в творчестве Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и других.

Наряду с официальным  направлением в римской поэзии развивается  оппозиционное, культивировавшее жанр римской любовной элегии. Наиболее ярким представителем этого направления  явился Публий Овидий Назон (43 г. до и. э. - 18 г. и. э.). Любовная тематика в шутливом плане раскрыта в его дидактической  поэме "Наука любви". Позже к  ней дописано шутливое стихотворение "Лекарство от любви".Наиболее значительными произведениями явились  поэмы "Метаморфозы" ("Превращения") и "Фасты" ("Календарь"). В "Метаморфозах" Овидий обращается к богатому мифологическому  материалу (пересказано около 250 различных  мифов), оформленному композиционно  в стройное произведение.

Начинается поэма с  мифа о сотворении мира, а заканчивается  превращением Юлия Цезаря после его  смерти в звезду. Наряду с богами и героями в поэме действуют  простые люди. Таковы старики Филемон  и Бавкида - благочестивая супружеская  чета из Фригии, вознагражденная Зевсом за доброту и гостеприимство долголетием. Таковы и юные влюбленные Пирам и  Фисба, погибшие из-за невозможности  жить и любить друг друга; их кровью окрасились плоды тутового дерева, с той поры сохраняющие красный  цвет. В "Метаморфозах" Овидия находим  мифы о самовлюбленном Нарциссе, превращенном в цветок, о скульпторе Пигмалионе, который изваял из слоновой кости  статую, и полюбил ее, а боги ее оживили.

Все эти мифы о превращениях имеют у Овидия свое философское  обоснование: поэт опирается на теорию Лукреция ("изменяется все, но не погибнет ничто") и на учение Пифагора о  переселении душ.

Одним из известнейших римских  поэтов был Децим Юний Ювенал (около 60-140) - писатель-сатирик, имя которого вошло в историю мировой культуры. Им написаны 16 сатир, где резко критикуются  пороки высшего римского общества, политическое и социальное неравенство, жестокость императоров, льстивое угодничество приближенных. Он возмущается мифологическими  темами в искусстве, требует, чтобы  предметом поэзии была жизнь людей, их поступки, их заботы. Ювенал - создатель  подлинно обличительной сатиры.

 

 

 

 

Выдающим историком и  писателем Рима был Публий Корнелий Тацит (55 - около 120). Его литературное творчество представлено различными по жанру произведениями: "Диалог об ораторах", "Жизнеописание Юлия Агриколы", "Германия" ("О  происхождении, положении, нравах и  народах Германии") и двумя  крупными историческими сочинениями - "Истории" и "Анналы" ("Летопись"), в которых автор с замечательной  художественной силой и глубиной аналитического проникновения в  конфликты действительности описывает  кровавую борьбу за власть, правление  римских императоров (Тиберия, Нерона и др.), их взаимоотношения с сенатом, обществом и т. п. Резко критикуя деспотизм императоров, утверждая "доблести", культивировавшиеся в республиканском  Риме, Тацит в то же время признавал  историческую неизбежность римского принципата.

Из поздних римских  писателей следует отметить Апулея. О и автор романа "Метаморфозы", получившего впоследствии название "Золотой осел". Сюжет романа основам на превращении героя  романа Лукия в осла, который, попадая  в руки разных владельцев, становится свидетелем грязных людских дел. Апулей обнажает произвол богачей и  высших чиновников, показывает бесправное положение мелких землевладельцев  в римской провинции.

Роман интересен и вставными  эпизодами, имеющими фольклорную основу. Такова известная сказка об Амуре  и Психее, символизирующая странствия человеческой души, жаждущей слиться  с любовью. Роман имеет значительную культурно-историческую и художественную ценность, содержит правдивые и яркие  зарисовки жизни провинции, описания религиозных культов, наблюдения над  театральным искусством. Языковые, стилистические и композиционные особенности  произведения придают роману художественное своеобразие и обусловливают  его место в истории культуры.

 

Гораций

 

Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus) (65–8 до н.э.), римский поэт, один из наиболее прославленных авторов во всей мировой литературе. Стихи, написанные Горацием в это время, привлекли внимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого человека ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 до н.э. последний принял Горация в круг своих друзей. Меценат являлся не только другом, но и покровителем поэтов. Он удостоился вечной признательности Горация, введя его в литературные и политические круги Рима, а в 33 до н.э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном. В этот период политика все еще заботила поэта. Естественно, он присоединился к партии своего покровителя, хотя никогда не открещивался и от старинных друзей-республиканцев. Гораций стал деятельным приверженцем Августа лишь в результате разразившегося между ним и его прежним союзником Марком Антонием военного конфликта, который завершился победой при Акции (31 до н.э.) и взятием Александрии (30 до н.э.). После этих событий Гораций внес немалый вклад в проводившуюся Августом кампанию по политическому и нравственному возрождению Рима. Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппах, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха (ок. 675 – ок. 635 до н.э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180–102 до н.э.) – сатиру. Первая книга Сатир Горация (сам он называл их Sermones, т.е. Беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 до н.э. После победы Августа, ок. 30 до н.э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных Эподы. После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот.

Он отыскал размеры, соответствующие  своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся  для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала 6 в. до н.э., у Алкея  и Сафо, у них же он черпал и  вдохновение. Обращался он и к  более легковесной лирике Анакреонта, и к более рассудочной и  ученой эллинистической поэзии. Гораций  искусно приспособил эти размеры  к латинскому языку, с легкостью  настоящего мастера использовал  он и благородный алкеев стих, и  изящную сапфическую строфу, и  текучие асклепиады. В 23 до н.э. он выпустил в свет Оды, 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации  стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (лат. Carmina, т.е. Песни, Одами  их назвали уже после античности). В следующие шесть лет Гораций  перестал сочинять лирические стихотворения. В 20 до н.э. вышла первая книга написанных гекзаметром Посланий, куда вошли 20 писем преимущественно философского содержания, более строгих по форме, чем Сатиры, но вполне индивидуальных и искренних. В эти годы Гораций  в силу ряда причин в значительной степени утрачивает былое легкомыслие. Он остро ощущает, что молодость  со всеми ее отрадами его покидает. В 23 до н.э. Меценат не угодил Августу  и был оттеснен с позиции наиболее приближенного к нему лица. В 19 до н.э. умерли любимый Горацием Вергилий, а также Тибулл. Однако в 17 до н.э. Август поручает Горацию сочинение  гимна в честь великих Столетних  игр. Это наконец-то доставило Горацию  широкую известность, и он вернулся к лирике. При создании написанных в несколько последующих лет 15 од, собранных в IV книге, Горацием двигало  ощущение того, что поэзия способна даровать человеку бессмертие. Здесь  мы находим восхищение императором, а порой и лесть. Таково же и  вдохновенное, блестящее 1-е стихотворение  из II книги Посланий, обращенное к  Августу по прямой его просьбе. В  нем обсуждается состояние римской  поэзии, причем Гораций защищает современных  ему авторов от нападок со стороны  приверженцев старины.

Овидий

 

Овидий [полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры — 17 нашей эры] — римский поэт. Согласно данным автобиографии О. родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О., поэт светской жизни Рима века Августа, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в эпоху О. высокой степени своего экономического развития. О. чужда социальная и философская проблематика, характерная для предшествующего литературного поколения, пережившего крушение республики (Вергилий, Гораций), — в его творчестве решительно преобладают эротические темы, притом с упором не на глубину или непосредственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру традиционными литературными мотивами, с постоянными перепевами как предшественников, так и самого себя. Произведения О. отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которым он владел в совершенстве.

В его лице литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости, уже таившей в себе семена загнивания и упадка. О. дебютировал в области эротической элегии («Любовные песни» — «Amores»), систематически снижая традиционно-условную топику этого жанра и перенося ее в атмосферу римской улицы; иногда элегии О. получали политическую заостренность: поэт полемизировал против тенденций Августа воскресить законодательным путем строгость семейных нравов.

Новую форму для вариации мотивов эротической элегии О. создал в «Героинях» (Heroides) — сборнике посланий мифологических героинь к покинувшим их мужьям или возлюбленным, где  при кажущемся однообразии тематики искусно нюансирована психология отдельных  героинь. О. черпает материал из трагедий Еврипида и произведений эллинистической  литературы и искусства, но мифологические образы О. полностью модернизирует, сохраняя лишь традиционные имена и ситуации. Обычная в римской элегии маска поэта — «учителя любви» — находит свое завершение в дидактических поэмах О.: «Наука любви» (Ars amatoria) и «Средство от любви» (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощренной риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями. Дидактическими поэмами О. подвел итог своей деятельности как поэта любви и перешел к более серьезным темам по образцу «ученой» поэзии эпохи эллинизма, которая особенно охотно разрабатывала этнологические мифы — о происхождении предметов, их свойств, обычаев, праздников и т. п.

Информация о работе Литература Древнего Рима