Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:35, лекция
Литература "потерянного поколения" сложилась в евро¬пейских и американской лит-рах в течение десятилетия после окончания 1-й мир. войны. 1929 – год её появления, когда были изданы три романа: "Смерть героя" англичанина Олдингтона, "На Западном фронте без перемен" немца Ремарка и "Прощай, оружие!" американца Хемингуэя. В лит-ре определилось потерянное поколе-ние, названное так Хемингуэем, кот. использовал в кач-ве эпиграфа к своему первому роману "Фиеста. И восходит солнце" (1926) слова Гертруды Стайн "Все вы – потерянное поколение". Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, кот-е принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах и повестях было столь¬ко отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажи¬ла ложь многих привычных догм и государственных институ¬тов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальши¬вые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества.
Образы: Лейтенант Фредерик Генри. Американец, пошел добровольцем в итальянскую армию в войне против Австрии, служит в санитарных войсках. Поначалу проникнут романтическими идеями, которые вскоре утрачивает. Он видит, что самим итальянцам (простым солдатам) война не нужна. Они устали воевать, наносят самим себе увечья, дезертируют. Ужас войны не только в колоссальных физических жертвах и разрушениях городов и сел, но, прежде всего, в том, что она противоестественна, она уродует саму человеческую природу.
Священник: постоянный объект насмешек со стороны офицеров. Он тоже не благословляет, не приветствует войну. Война у Х. – не священна, а разрушительна.
Кэтрин (медсестра, англичанка): кажется немного странной. Она пережила трагедию: её жених погибает на войне, она жалеет, что не успела выйти за него замуж. Она теряет веру в понятие брака, в традиции, теперь она предпочитает следовать своим интересам. Поэтому она теперь не стремится непременно выйти замуж за Генри, это уже не имеет для нее никакого значения, наоборот, это только разлучит их: её сразу отправят домой. Поначалу Генри привлекает в Кэтрин ее красота. Когда его ранят, он начинает терять интерес ко всему – к жизни, к войне, к любви. Кэтрин возвращает ему интерес к жизни. В Милане они наслаждаются счастьем, не думая о войне. Но в их отношения закрадывается тревога – Кэтрин беременна, а в такое время ребенок – только помеха. После выздоровления Генри вынужден вернуться на фронт. Теперь итал. армия несет поражения, отступает, и настроения среди офицеров и солдат совсем иные: все чувствуют себя подавленными, потерянными, опустошенными. Генри дезертирует. Война для него кончена. Спасаясь от расстрела, он бросается в воду. Вода – символ очищения. Генри и Кэтрин спасаются в нейтральной Швейцарии. Их счастье омрачается тревогой: приближаются роды. Кэтрин умирает. Жизнь Генри кончена, он потерял всё. Но он не сломался, он не собирается умирать. Он будет жить воспоминаниями.
Основная мысль Х.: человек может наблюдать смерть близких людей, но он должен оставаться сильным, продолжать жить.
Композиция: 3 принципа построения произведений Хемингуэя:
Выделяют 4 этапа поведения героя Х. (хемингуэевский канон/кодекс):
Особый взгляд на мир – предпочтение конкретного отвлеченному.