Любовь в Жизни Маяковского Владимира Владимировича, его любовная лирика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Маяковский и любовная лирика. Раньше я считал, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится как поэт.

Файлы: 1 файл

маяковский.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

                            Учреждение Образования

«Белорусский  Государственный Строительный   Профессионально Технический Колледж»

 

 

      РЕФЕРАТ

                        НА ТЕМУ:     

Любовь  в Жизни Маяковского Владимира  Владимировича, его любовная лирика

 

 

                                                  

 

 

 

Подготовил:

Учащийся группы №11

УО «БГСПТК»

Запорожец Владислав

                                                                                                                        

 

Маяковский и  любовная лирика. Раньше я считал, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится как поэт.

Настоящим откровением  для меня стала любовная лирика Маяковского. О месте любовной лирики в его  творчестве свидетельствуют такие  поэмы, как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Люблю", "Про  это". Мне кажется, что именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как  отнестись к многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода:"...поэт не тот, кто ходит  кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы" (М.В.В. Соч. в 2-х т. М.,1988 - Т.II - с.725); "меланхолическая  нудь" ("О поэтах"), или: "Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и  на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов  искусств..." ("Приказ N 2 Армии Искусств"). Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об отрицании  любви и любовной лирики, - это  выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных  отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение  любви истинной; вся поэзия Маяковского  устремлена к искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными являются размышления:

И, все-таки, возникает  вопрос: чем была для Маяковского  любовная лирика? "Меланхолической  нудью", или зеркалом душевных переживаний?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь  между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания  подтолкнули поэта к написанию  того или иного произведения. Разрешение этой задачи я начал, конечно, с изучения личной жизни В.В.Маяковского.

     В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии "Облака в штанах".

Итак, Лили Юрьевна  Брик. Ее отношения с Маяковским начались с посвящения ей поэмы, на которую его вдохновила другая, а  закончились тем, что он назвал ее имя в посмертной записке.

Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение "Лиличка!" Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением "Лиличке" только в 1934 году.

Интересно знакомство Маяковского и Лили Брик. Ведь раньше он узнал родную сестру Лили - Эльзу, которая впоследствии переехала  во Францию и стала знаменитой писательницей Эльзой Триоле, женой  писателя-коммуниста Луи Артона. Это  она ввела Маяковского в семью  Бриков. (Забегая вперед, хочу заметить, что именно в доме Эльзы Триоле произошло знакомство Маяковского  с Татьяной Яковлевой). Итак, знакомство с Лилей Брик состоялось в 1915 году, летом, на даче в подмосковной Малаховке. Поразительно, что Маяковский, увидев Лилю, мгновенно переключился с тогда  еще незамужней Эльзы на ее уже  замужнюю сестру. И все это творилось  в присутствии законного супруга. Трудно отказаться от мысли, что и  сам Брик способствовал сближению  Лили и Маяковского - ведь на почве  ревности у супругов не возникло ни единой ссоры. Да и вообще они практически  не ссорились.

Маяковский оказался поначалу находкой для обоих."Интеллектуальный" брак Бриков приобрел некую завершенность. Появился как бы "человек-ребенок", который мог расти и развиваться на их глазах.

Эстетически Маяквоский интересовал обоих супругов, но философски только Осипа. Они стали #наседками" Маяковского, и в этом смысле их можно считать его родителями. Но роль обоих в большей степени олицетворял Осип Максимович. Лили Юрьевна, пожалуй, не вполне справила бы с ролью матери-наставницы, если бы "собственный ребенок" не влюбился в нее по уши...

Лили Юрьевна, не сомненно восхищалась Маяковским как поэтом огромного дарования, как незаурядной личностью, как человеком с широкой душой. Притом на ее восхищение Маяковским не складывалось восхищение поэтом Осипа Максимовича.

Тем не менее, рождение любви, по-видимому, не произошло.

Юноши мечтают о  поклонницах и путешествиях, - Маяковский немало ездил по миру, и поклонницы у него были не только на родине. Юноши  грезят любовью без границ, до обожания, до умопомрачения. Маяковский мог так  любить. Но юноши еще верят, что  и они могут внушать такую  любовь. А вот этого в жизни  Владимира Владимировича, пожалуй, не было. Этим он был обделен в юношеском и зрелом возрасте

Не знаю почему, но у меня сложилось такое впечателние, что Маяковский был одиноким человеком. Его не всегда понимали мать и сестра. У него не было друзей, которым он мог бы открыть свою душу. Наконец, его по-настоящему не любила ни одна женщина. И Лиля Брик в том числе.

На старости лет  в минуту какой-то особой откровенности, Лили Юрьевна призналась поэту Андрею Вознесенскому: "Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кузне. Он рвался, хотел к  нам, царапался в дверьь и плагал." "После такого признания, 0 писал  Вознесенский, - я полгода не мог  приходить к ней в дом. Она казалась мне монстром. Но Маяковский любил такую, с хлыстом. Значит она святая..."                                                                                                                   

Когда я прочла эти  воспоминания, обнажившие очень личную сторону взаимоотношений Брик и  Маяковского, мне на память пришли строки из поэмы "Флейта-позвоночник"

Теперь, сопоставляя  факты из жизни поэта и эти  строки, становится совершенноя ясным, что личное и поэтическое у  Маяковского не существуют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, одна переходит в другую. Поэзия делается из прстой, реальной жизни, в  самой этой жизни существует, из нее рождается.

Подтверждение этой тесной связи можно найти и  в других произведениях Маяковского: поэмах "Люблю", "Облаков штанах", "Человек", "Про это".

После появления  поэмы "Про это" Маяковского  стали ообвинять в "субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний".

Поэма "Про это" не могла не получить самую отрицательную  оценку на страницах пролеткультовских  изднаий. Пролеткультовские теоретики  видели в лирике лишь "пережиток  буржуазного индивидуалистического  искусства". Они утверждали, что  их интересует не отдельная личность, а "черты, общие миллионам". Лирика, для большиства критиков того времени, была лишь передачей настроения, "предварительной, низшей ступенью организации сил  коллектива". В этих абстрактных  эстетических построениях не было место  живой, конкретной личности. Человек  во всем многообразии его связей и  отношений растворялся в отвлеченном  понятии коллектива, существовал  только как часть производственного  механизма.

Подтвержднеие такого отношения к личности можно найти  в многочисленных статьях и публикациях  того времени.

Одной из наиболее показательных, на мой взгляд, может  являться работа А.Б.Залкинда "Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата", опубликованная в 1924 году в журнале "Революция и  молодежь". Для наглядности приведу  некоторые выдрежки из этой статьи: "... коллективизм, организация, активизм, диалектический материализм вот  четыре основных мощных столба, подпирающие  собою строящееся сечас здание пролетарской этики, - вот четыре критерия, руководствуясь которыми всегда можно уяснить, целесообразцен ли с точки зрения интересов революционного пролетариата тот или иной поступок. Все, что способствует развитию революционных, коллективистских чувств и действий трудящихся - все это нравственно, этично с точки зрения интересов  развиваюейся пролетарской революции, все это надо приветствовать, культивировать всеми способами.

Наоборот, все, что  способствует индивидуалистическому  обособлению трудящихся, все, что  вности беспорядок в хозяйственную  организацию пролетариата, все, что  развивает классовую трусость, растерянность, тупость, все, что плодит у трудящихся суеверие и невежество, - все это  бузнравственно, преступно, такое поведение  должно боспощандно пролетариатом  преследоваться".

Одним из наиболее убежденных защитников идеи механзированного человека был в те времена поэт А.Гостев. Он предлагал делить рабочих  на типы в зависимости от характера  и труда, настаивая на технизации языка, отделении его от человека. В газете "Пролетарская культура (1919 год N 9-10, стр.45) он писал: "Мы идем к невиданной объективности, демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей  открытой грандиозности, не знающей  ничего интимного и лирического".

Пролеткультовский подход к лирике в значительной степени  восприняла группа "На посту". для  Лелевича, Родова, Вардина, Волина и  других "напостовцев" МАяковский был лишь "буржуазным попутчиком", и его обращение к лирике рассматривалось  как свидетельство к чуждому  пролетариату крылу литературы.

Заговорили о  том, что Маяковский исписался, начал "перепевать самого себя". Маяковского  обвиняли в его грехе "Индивидуализма и психологизма", в мелочном копании в личных переживани

И пусть многие видели в поэме Маяковского измену собственным  принципам, возвращение к традиционному  стиху, сам поэт считал, что он продолжает борьбу с пошлостью, которая проходит через поэзию Пушкина и Лермонтова. Он считал, что подлинная поэзия должна обязательно опираться на реальные чувства на собственные  переживания поэта.

За восемь лет  до написания поэмы "Про это", а точнее в 1915 году, Маяковским были созданы еще два произведения, которые объединяла общая тема - тема любви. Это поэмы "Облако в  штанах" и "Флейтапозвоночник". Причем, "Флейта-позвоночник" явилась  своего рода продолжением "Облака в  штанах". Указание на связь с "Облаком" содержится в самом тексте "Флейты":

 

В поэме "Флейта-позвоночник", на мой взгляд, на первом месте стоят  личные чувства и переживания  поэта, а не "гуманистический смысл  и революционное значение", (В.Перцов. "МАяковский. Жизнь и творчество". М. 1976 год) как это было принято  считать еще лет пятнадцать тому назад.

Тема любви была задана поэту конкретными событиями  его жизни. Изучая подробно биографию  В.В.Маяковского, становится совершенно ясно, что за вымышленными, как это  может показаться на первый взгляд, героями, стоят вполне реальные люди.

Несомненно, что главный герой поэмы, от лица которого ведется повествование, и есть сам Маяковский

Та, к которой  обращены эти строки, безусловно возлюбленная поэта - Лиля Брик. Маяковский даже и не скрывает ее имени; а в роли "настоящего мужа" выступает ни кто иной, как Осип Максимович Брик

Лили Юрьевна, с  первого дня знакомства с Маяковским, стала для него "единственной героиней в жизни и творчестве. "Облако в штанах" носило печатное посвящение ей, хотя вдохновительницей  этой поэмы был не она, а другие женщины.                   

Начиная с "Облака", он печатно посвятил Лиле Юрьевне  все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел  первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л.Ю.Б. - тем самым  он посвятил ей все им написанное и  до, и после знакомства.

И во "Флейте-позвоночнике" и в других стихотворениях 1915-1916 годов, Маяковский восторженно воспевает свою любовь, "имя которой звучит радостнее всех!". Он "поет" ее "накрашенную, рыжую,", готовый положить "Сахарой горящую щеку" под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, "а в короне слова мои радугой судорог". (Б.Янгфельдт. "Любовь - это сердце всего". М."Книга",1991 год)

Не могу не упомянуть  еще об одной поэме Маяковского, изданной впервые в Москве в марте 1922 года. Это поэма "Люблю".

Поэма "Люблю" писалась во время прибывания Лили Юрьевны Брик в Риге, которая отправилаь туда по двум причинам: "во-первых, повидаться с матерью, а во-вторых, разыскать  заграничного издателя, который напечатал  бы книги Маяковского в Латвии для экспорта в Россию, так как  в эти годы Маяковский испытывал  большие трудности в своих  отношениях с Госиздатом.

Поэма " Люблю" была готова как раз к возавращению Лили Брик домой, в фервале 1922 года. Она отражает отношения между  Маяковским и Брик этой поры, подобно  тому как "Флейта-позвоночник" и  другие стихотворения дают представление  об их связи в военные годы.

Вообще "Люблю" - самя светлая поэма В.В.Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным  настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.

Этот период в  отношениях между Маяковским и Лилией Брик был счастливым вопреки тому, что у обоих в это время были другие любовные приключения: у Лили Юреьвны в Риге была связь с Альтером, а Маяковский увлекался сестрами Гинзбург в Москве.

Подтверждение их нежных отношений в этот период я нашла  в недавно изданной книге Бенгта Янгфельдта "Любовь - это сердце всего", где автор приводит переписку  Брик и Маяковского с 1915 по 1930 год.

В.В.Маяковский -Л.Ю.Брик (первая половина января 1922 года. Москва -Рига)

Я люблю темя. Жду тебя, целую тебя. Тоскую без тебя ужасно.

Если стыдно писть  в распечатанном конверте - пиши по почте: очень аккуратно доходит.

Информация о работе Любовь в Жизни Маяковского Владимира Владимировича, его любовная лирика