Любовь в Жизни Маяковского Владимира Владимировича, его любовная лирика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Маяковский и любовная лирика. Раньше я считал, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится как поэт.

Файлы: 1 файл

маяковский.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

Целую переносик  и родные лапики, и шарик, все равно, стрижетый или мохнатенький, и  вообще все целую, твоя Лиля."

1924 год был переломным  в отношениях между Маяковским  и Лилей Брик. Намек на это  можно найти в стихотворении  "Юбилейное", которое было написано  к 125-летию со дня рождения Пушкина, 6 июня 1924 года

Сохранилась записка  от Л.Брик к Маяковскому, в которой  она заявляет, что не испытывает больше прежних чувств к нему, прибавляя: "Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь."

Одна из причин этой перемены в  отношениях очевидна. В письме от 23 февраля 1924 года Лиля Юрьевна Брик спрашивает "Что с А.М.?" Александр Максимович Краснощеков, бывший председатель и министр иностранных дел Дальневосточной республики, в 1921 году вернулся в Москву и в 1922 году стал председателем Промбанка. Лиля Юрьевна познакомилась с ним летом того же года. Между ней и Краснощековым начался роман, о котором знал Маяковский. В сентябре 1923 года Краснощеков был арестован по необоснованным обвинениям и присужден к тюремному заключению.

Осенью 1924 года Маяковский уехал в Париж. После одной  недели во Французской столице Маяковский пишет Л.Ю.Б.: "писать я не могу, а кто ты и что ты я все  же совсем не знаю. Утешать ведь все  же себя нечем ты родная и любимая, но все же ты в Москве и ты или  чужая или не моя". На это Лиля Брик ответила:

"Что делать. Не  могу бросить А.М. пока он  в тюрьме. Стыдно! Так стыдно, как  никогда в жизни."

Маяковский: "Ты пишешь про стыдно. Неужели это все, что связывает тебя с ним, и единственное, что мешает быть со мной. Не верю!... Делай как хочешь ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит."

Л.Брик была не права, полагая в своей записочке, что он любит ее "много меньше" - ничто не могло подорвать его любви к ней, и он "мучился" (Б.Янгфельдт "Любовь - это сердце всего" М. "Книга" 1991 год).

После возвращения  Маяковского из Америки (1925), характер отношений между ним и Л.Ю.Брик коренным образом изменился. Теперь их связывала глубокая дружба; новые, эмоционально менее напряженные отношения.

"Ты одна мне  ростом вровень"

Биографические  обстоятельства и в дальнейшем предопределяли трактовку темы любви в поэзии Маяковского.

В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, где  остался до первых дней декабря. Помимо чисто литературных дел, цель поездки была в этот раз особой. 20 октября он покинул Париж и поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой. Это было первое свидание Маяковского с Элли Джонс с 1925 года и первая встреча вообще с ребенком, отцом которого очевидно был он. Встреча в Нице была, судя по письмам Элли Джонс к Маяковскому, не очень удачной: уже 25-го октября он вернулся в Париж.

Вечером того же дня  Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой  русской, приехавшей к своему дяде в  Париж в 1925 году.

Их встреча не была случайной. 24 декабря, за день до знакомства, Татьяна Яковлева написла своей  матери в Пензу :"...пригласили специально в один дом, чтобы познакомить".

Маяковский и  Татьяна Яковлева сразу влюбились  дрвг в друга. С первого же дня  их знакомства возник новый "пожар  сердца", и засветилась "лирики лента" новой любви. Это сразу  увидели и поняли те, кто был  близок Маяковскому и кто был  прямым свидетелем этого события.

Эльза Триоле в своих  воспоминаниях пишет: "В то время  Маяковскому нужна была любовь." А Р.О. Якобсон помнит слова поэта  о том, что "только большая, хорошая  любовь может еще спасти меня." И теперь, впервые с 1915 года, он встретил женщину, которая была ему "ростом вровень".

Из воспоминания художника В.И.Шухаева и его  жены В.Ф.Шухаевой: "Маяковский сразу  влюбился в Татьяну". И, дальше: "...когда  МАяковский бывал в Париже, мы всегда видели их вместе. Это была замечательная  пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюбленного. Она  восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом."

О том, что они  внешне составляли хорошую пару говорили и другие. Глядя на них, люди в  кайе благодарно улыбались, на улице  оборачивалиьс вслед им. "Маяковского  восхищала ее память на стихи, ее "абсолютный"слух, и то, что она не парижанка, а  русская, парижской чеканки... элегантная и воспитанная, способная постоять за себя!" (Ал.Михайлов. ЖЗЛ "Маяковский" М.: 1988 год).

Только через  три недели после встречи с  Т.Яковлевой Маяковский написал  Л.Ю.Брик письмо. 12 ноября он на ее вопрос: "Отчего не пишешь? Мне это интересно!", отвечает неопределенно и уклончиво: "Моя жизнь какая-то странная, без событий, но с многочисленными  подробностями это для письма не материал а только можно рассказывать перебирая чемоданы..."

Эти "многочисленные подробности" относились, конечено к новой любви поэта.

За ноябрь Маяковский написал два стихотворения, посвященных  Т.А.Яковлевой: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевойо2. Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные  не Лиле Юрьевне Брик.

Стихотворения Т.А. Яковлевой были на самом деле первой светлой любовной лирикой после поэмы "Люблю".

Нет сомнения, что  любовь к Татьяне Яковлевой была достаточно большая, чтобы заполнить  ту пустоту, которая образовалась после  разрыва любовных отношений с  Л.Ю. Брик.

В первом посвященном  Т. Яковлевой стихотворении, Маяковский обращается к ней по-простому, даже, я бы сказала, с характерной ему небрежностью:

"Я эту касавицу  взял и сказал: правильно сказал  или неправильно?

Я, товарищ, - из России, знаменит в своей стране я, я видал  девиц красивей, я видал девиц  стройнее..." Но оказалось, что Маяковский сказал неправильно. Оказалось, что  Татьяна Яковлева вовсе не "товарищ".

Парижская любовь Маяковского, красивая, статная Яковлева, слыла  в Париже "дамой полусвета", вела соответствующий этому "статусу" образ жизни и не лишала своих  чар многих именитых мужчин, среди  которых был даже великий Шаляпин.

Рассказывая о встрече  с красавицей в Париже, Маяковский подчеркивает свое отрицательное отношение  ко всякого рода случайным связям, ничего общего не имеющим с настоящей  любовью: "Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек  любовью ранен." (из стихотворения "Письмо к товарищу Кострову..."). Маяковский не допускает отождествления любви с чувстенной страстью, каой-бы сильной и волнующей она не была.

В "Письме к товарищу Кострову...", как мне кажется, Маяковский сумел передать состояние любовного  и творческого возбуждения. У  поэта обострилось восприятие окружающего  мира. Его привлекают и "земные огни", и "небесные светила". Душу переполняет "сонм видений и идей", "ураган, огонь, вода подствупают в ропоте". И из всего этого рождается  поэзия.

Безусловно, "Письмо товарищу Кострову..." - одно из интимнейших лирических произведений В.В. Маяковского. Именно из этого стихотворения, как ни из какого другого, становится ясно, что значит для него любовь. Нет, не любовь к определенной женщине, а любовь как чувство, как состояние души. Сердце поэта, кажется, готово вместить весь мир, его чувства приобретают "вселенские" масштабы. Наверное, поэтому, для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные, емкие слова: "Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой", или "Распластан хвост небесам на треть".

Совершенно иного  плана, на мой взгляд, второе, посвященное  Татьяне Яковлевой стихотворение. Оба эти стихотворения (и "Письмо товарищу Кострову...", и "Письмо Татьяне  Яковлевой") о любви, но сравнивая их, понимаешь, насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период.

Если первое носит  более глобальный, даже, где-то, философский  характер, то второе - более личное. В "Письме Татьяне Яковлевой" Маяковский весь как будто нараспашку, открыт. Здесь уживаются рядом сила страсти  и ее бессилие, ревность и достоинство.

Яковлевой не нравилось, что он читал стихи в русском  обществе Парижа: их отношения получили широкую огласку. И в то жевремя  ей были лестны внимание и ухаживание знаменитого поэта.

В течение пяти недель они встречались каждый день. "Сорок  дней осенью двадцать восьмого были радостны и до предела насыщены, но уже  весной двадцать девятого, Маяковский очень ясно осознает, что он - не единственный. Он конечно, знал об этом и раньше, но, как всегда, каждый день заново, надеялся на подавляющее, уничтожающее, захватывающее  действие своего обаяния. Как всегда ошибся." (Юрий Карабчиевский "Восресение Маяковского", М.Изд."Советсский писатель", 1990 г.)

Из письма Татьяны  Яковлевой к матери: "У меня сейчас тасса драм. Если бы я даже захотела быть с Маяковским, то что  стало бы с Ильей, и кроме него есть еще двое. Заколодованный круг."

Но кроме этого, существует еще один "Заколодованный круг", где главное действующее  лицо - Лили Юрьевна Брик.

"Все стихи  (до моих) были посящены только  ей. Я очень мучаюсь всей сложностью  этого вопроса," - жалуется Татьяна  Яковлева матери.

Да, все женщины  МАяковского не просто знали о  существовании Лили Брик - они обязаны  были выслушивать восхищенные рассказы о ней.

Привязанность Маяковского  к Лили Юрьевне была настолько  сильна, что мешала ему в общении  с другими женщинами, даже после  того, как в 1925 году изменился характер их отношений.

Н.А.Брюханенско, с  которой у Маяковского тоже была связь, вспоминает его слова:" Я  люблю только Лилию. Ко всем остальным  я могу относиться только хорошо или  очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте."

Есть женщины, которые  заколдовывают мужчин навечно. От них  невозможно освободиться. Такой женщиной в жизни Маяковского была, несомненно, Лиля Брик.

"Я люблю, люблю,  несмотря ни на что и благодаря  всему, любил, люблю и буду  любить, будешь ли ты груба  со мной или ласкова, моя  или чужая. Все раво люблю.  Аминь." Эти строки Маяковского,  написанные в дневнике в 1923 году, обращены, конечно же, к Лили  Юрьевне Брик.

Но, несмотря на это, "властительница" не на шутку встревожена. Такого серьезного увлечения, как Татьяна  Яковлева, в его жизни, пожалуй, не было.

Она осведомлена  обо всех подробностях (Эльза Юрьевна  обо всем ее информирует). В письмах  к ней Маяковский об этом - ни единого слова. Из Парижа он возвращается тоже какой-то иной, более независимый и отчужденный, с новыми мыслями и заботами.

Письма в Париж, эти публично прочитанные стихи, посвященные не ей - все раздражает Лили Юрьевну. она во всем видит, чуть ли , не измену, хотя между ними давно уже все кончено. Напрасно Маяковский пытается усыпить ее бдительность. "И в Ниццу, и в Москву еду, конечно, в располагающем и приятном одиночестве", - пишет ей Маяковский из Парижа. Затем, он опять возвращается, но только до осени. Пишет письма, получает письма, шлет телграммы...

"По тебе регулярно  тоскую, а в последние дни даже  не регулярно, а чаще," - так  пишет МАяковский Т.А.Яковлевой  в эти дни.

К сожалению, из переписки  Яковлевой и Маяковского сохранились  только письма, написанные Владимиром Владимировичем. Их Татьяна Алексеевна хранила до конца своих дней. Ее же письма к Маяковскому, как, впрочем, и всех других женищн к нему, уничтожила Лили Юрьевна, к которой, по завещанию  поэта, перешел весь его архив.

Осенью Маяковский хлопочет о поездке в Париж, очевидно для того, чтобы вернуться обратно  с Яковлевой.

Но его мечтам не суждено было сбыться.

Последняя телеграмма Яковлеовй отправлена 3 августа, а  последнее письмо- 5 октяря, уже после  запрета на выезд. Она еще немного  сомневатеся, еще ожидает его  приезда, а уже до нее доходят  слухи, что он собирается жениться на Веронике Полонской, с которой у  него, действительно, в этот период была связь. Так что, его неприезд в Париж Яковлева воспринимает как  добровольный.

А уже в январе Маяковский узнает о замужестве Татьяны  Яковлевой, и, действительно, очень  переживает.

Наконец, прило время  рассказать еще об одной женщине  в жизни Маяковского. И пусть  она, в отличие от Л.Ю.Брик и Т.А.Яковлевой, не вдохновила Маяковского на лирические строки, но эта женищан была последней, кто видел Маяковского живым. Это именно ей поэт делал предложение за минуту до рокового выстрела.

С вероникой Витольдовной Полонской Маяковского познакомил О.М.Брик. Это произошло в мае 1929 года, после возвращения Маяковского  из-за границы.

Полонская, дочь известного актеа немого кино, молодая актриса  МХАТа, жеа артиста того же театрра  Михаила яншина, была необыкновенно  хороша собой. К тому времени она  снялась в хроникальном фильме "Стеклянный глаз", где было несколько игровых  эпизодов. Сценарий фильма написали В.Л.Жемчужный  и Л.Ю.Брик. Тогда-то, в конце 1928 года, во время съемок фильма, Полоская и  познакомилас с Бриками. А в мае  Осип Максимович знакомит ее с Маяковским.

Маяковский, и это  не секрет, любил красивых женщин. И  хоть сердце его в это время  было не свободно, им прочно овладела Татьяна  Яковлева, ное го тянуло к Полонской, и он стал чато встречаться с нею.

Встречи с Полонской  продолжались летом, на юге. Маяковский 15 июля выехал в Сочи, ге начал свои выступления. ЗАтем он выступает  в Хосте, Гаграх, Мацесте, снова в  Сочаи. А в это время там  же отдыхает Полонская.

"Тогда, пожалуй,  у меня был самый сильный  период любви и влюбленности  в него, - вспоминает В.В.Полонская.- Помню, тогда мне было очень  больно, что он не думает о  дальнейшей форме наших отношений.  Если бы тогда он предложил  бы мне быть с ним совсем - я была бы счастлива."

Информация о работе Любовь в Жизни Маяковского Владимира Владимировича, его любовная лирика