Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:23, реферат
Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Окончил церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, а затем, переехав из Рязанской губернии в Москву, незадолго учился на историко-философском отделение народного университета (имени А. Л. Шанявского).
Рано начал читать, обостренно воспринимая при этом окружавшую его народнопоэтическую и религиозно-духовную стихию.
I Вступление
Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Окончил церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, а затем, переехав из Рязанской губернии в Москву, незадолго учился на историко-философском отделение народного университета (имени А. Л. Шанявского).
Рано начал читать, обостренно воспринимая при этом окружавшую его народнопоэтическую и религиозно-духовную стихию.
Поэтическое развитие Есенина было раним и интенсивным. В 1914 году его стихи появляются в московских журналах. В 1915 году Есенин переезжает в Петербург, входит в литературную среду, знакомится с Блоком, Клюевым, Ремизовым и другими. Своеобразен был быстрый и шумный успех Есенина-успех «самородка». Выход первой книги Есенина «Радуница»(1916) сделал его известным серьезному читателю.
Постоянные мотивы поэзии Есенина с самого начала – любовь к родной деревенской Руси, тяга к гармонии человека и природы, чувство любви ко всему живому, как, например, в балладе о собаке, лишившейся своих щенков («Песня о собаке».1915) или в стихотворном рассказе о раненой лисице («Лисица»,1916). Уже в эти годы проявились характерные черты есенинской поэзии, о которых писал критик и литературовед Марк Щеглов: «”Общительность” поэзии Есенина расширяется на все живое, за пределы разумного и сознательно внимающего. Много раз исследователи отмечали исключительное свойство есенинского мировосприятия, отличать живую душу во всем вокруг: в березке, которая шепчет поэту слова о покинувшем ее возлюбленном, в цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который у Есенина может быть и «серебряным», и «косматым», наконец. В животном, потерявшем детеныша или жестоко раненом во время охоты, - во всем, что дышит, движется, растет и селится по земле. Это-поэзия по преимуществу, по самой своей сути, редкий чудодейственный дар души, подлинная близость природе…»
События 1917 года были встречены С.Есениным с надеждой и убеждением, что люди, совершившие революцию, «не губить пришли в мир, а любить и верить». «В годы революции. - признавался Есенин, - был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему с крестьянским уклоном». «Крестьянский уклон» явственно выражен в программной статье Есенина «Ключи Марии»(1918), определяющей его творческие и общественные позиции.
Осенью 1921году в жизни Есенина произошло событие, повлиявшее на его творческие планы: в жизнь поэта вошла знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, ставшая его женой.
В декабре 1925 году в Ленинграде Есенин кончает жизнь самоубийством,
которое до сих пор остается еще во многом неразгаданным. Над Домом печати в Москве, где был установлен гроб с телом Есенина, был вывешен плакат, сообщавший о том, с кем прощалась Москва: « Великий русский национальный поэт Сергей Есенин».
II Основная часть
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком»
О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых - в песенном русском фольклоре («Подражание песни», «Ты поила коня из горстей в поводу…»,1910). Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая частота представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа - олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари»(1910); Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна царевна».
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):
Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая»(1923):
Сыпь, гармоника. Скука…Скука…
Гармонист пальца льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали-
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хочешь?
Поэтичность, нежность сменил
озлобленный цинизм, цинизм как защитная
реакция, как отчаяние. Любовь низведена
до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное
раскаяние:
Цикл «Любовь хулигана» (1923, возращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением. Спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
…
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:
«Персидские мотивы»(1924-1925)-попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.
Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые ситцем /Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая Фирдуси») соответствовала идеалу: « Хорошо бродить среди покоя/Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» -противовес «Москве кабацкой»:
Улеглась моя былая рана-
Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:
Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям…»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась».
Однако Персия в художественном воображении поэта – лишь временный покой. Одна из тем цикла - ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних/На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз,/Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже/На тебя она очень похожа»; «Сердцу снится страна другая».
Вспомним «Соловьиный сад» Блока. Персидский «сад» Есенина - не более чем миф, грез. Постепенно наступает разочарование:
Многие видел я страны,
Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет-динамику, развитие чувств и настроений лирического героя.
Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924-1925гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчеству С.Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики-современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня.
Основная тема этого произведения посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В этой поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».
Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:
Герой, подписывающийся под письмо: «Знакомый ваш - Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни – «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы – чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «В развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.
Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков…был/И что…осталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о
Прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» - «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое в лицо» и предрекая, что его «удел – катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:
В развороченном бурей быте
Куда несет нас рок событий…
Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствие, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья с кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем…»).