Любовная лирика С.Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:23, реферат

Описание работы

Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Окончил церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, а затем, переехав из Рязанской губернии в Москву, незадолго учился на историко-философском отделение народного университета (имени А. Л. Шанявского).
Рано начал читать, обостренно воспринимая при этом окружавшую его народнопоэтическую и религиозно-духовную стихию.

Файлы: 1 файл

Есенин(реферат).doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

 

I Вступление

Сергей Александрович  Есенин родился в крестьянской семье  в селе Константинове Рязанской  губернии. Окончил церковно-учительскую  школу в Спас-Клепиках, а затем, переехав из Рязанской губернии в  Москву, незадолго учился на историко-философском отделение народного университета (имени А. Л. Шанявского).

Рано начал читать, обостренно воспринимая при этом окружавшую его народнопоэтическую и религиозно-духовную стихию.

Поэтическое развитие   Есенина было раним и интенсивным. В 1914 году его стихи появляются в московских журналах. В 1915 году Есенин переезжает в Петербург, входит в литературную среду, знакомится с Блоком, Клюевым, Ремизовым и другими. Своеобразен был быстрый и шумный успех Есенина-успех «самородка». Выход первой книги Есенина  «Радуница»(1916) сделал его известным серьезному читателю.

Постоянные мотивы поэзии Есенина с самого начала – любовь к родной деревенской Руси, тяга к гармонии человека и природы, чувство  любви ко всему живому, как, например, в балладе о собаке, лишившейся своих щенков («Песня о собаке».1915) или в стихотворном рассказе о раненой лисице («Лисица»,1916). Уже в эти годы проявились характерные черты есенинской поэзии, о которых писал критик и литературовед Марк Щеглов: «”Общительность” поэзии Есенина расширяется на все живое, за пределы разумного и сознательно внимающего. Много раз исследователи отмечали исключительное свойство есенинского мировосприятия, отличать живую душу во всем вокруг: в березке, которая шепчет поэту слова о покинувшем  ее возлюбленном, в цветах, с которыми поэт «выпил  бы на ты», ветре, который у Есенина может быть и «серебряным», и «косматым», наконец. В животном, потерявшем детеныша или жестоко раненом во время охоты, - во всем, что дышит, движется, растет и селится по земле. Это-поэзия по преимуществу, по самой своей сути, редкий чудодейственный дар души, подлинная близость природе…»

События 1917 года были встречены  С.Есениным с надеждой и убеждением, что люди, совершившие революцию, «не губить пришли в мир, а любить и верить». «В годы революции. - признавался Есенин, - был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему с крестьянским уклоном». «Крестьянский уклон» явственно выражен в программной статье Есенина «Ключи Марии»(1918), определяющей его творческие и общественные позиции.

Осенью 1921году в жизни Есенина произошло событие, повлиявшее на его творческие планы: в жизнь поэта вошла знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, ставшая его женой.

В декабре 1925 году в Ленинграде Есенин кончает жизнь самоубийством,

 которое до сих пор остается еще во многом неразгаданным. Над Домом печати в Москве, где был установлен гроб с телом Есенина, был вывешен плакат, сообщавший о том, с кем прощалась Москва: « Великий русский национальный поэт Сергей Есенин».

II Основная часть

Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком»

О любви Есенин пишет  уже в самых ранних своих стихах, истоки которых - в песенном русском фольклоре («Подражание песни», «Ты поила коня из горстей в поводу…»,1910). Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая частота представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа - олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари»(1910); Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна царевна».

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина  от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

                                    Где-то за садом несмело,

                                    Там, где калина цветет,

                                    Нежная девушка в белом

                                     Нежную песню поет.

Круто меняется тональность  любовной лирики в городском цикле  «Москва кабацкая»(1923):

                           Сыпь, гармоника. Скука…Скука…

                           Гармонист пальца льет волной.

                            Пей со мною, паршивая сука,

                            Пей со мной.

                            Излюбили тебя, измызгали-

                           Невтерпеж.

                            Что ж ты смотришь так синими брызгами?

                             Или в морду хочешь?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена  до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние:                                                                                                                «Дорогая я плачу,/Прости…Прости…»

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением. Спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

                            Заметался пожар голубой,

                            Позабылись родимые дали.

                            В первый раз я запел про любовь,

                            В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется  задушевностью, лиризмом, откровенностью:

                              Пускай ты выпита другим,

                              Но мне осталось, мне осталось

                              Твоих волос стеклянный дым

                              И глаз осенняя усталость.

                               …

                              Дорогая, сядем рядом,

                              Поглядим в глаза друг другу.

                              Я хочу под кротким взглядом

                              Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная  гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

                                 Вечер черный брови насопил.

                                 Чьи-то кони стоят у двора.

                                  Не вчера ли я молодость  пропил?

                                  Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы»(1924-1925)-попытка  обрести согласие с самим собой  и с миром. Романтический сюжет  о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина  и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые ситцем /Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая Фирдуси») соответствовала идеалу: « Хорошо бродить среди покоя/Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» -противовес «Москве кабацкой»:

                                      

                                       Улеглась моя былая рана-

                                        Пьяный бред не гложет сердце  мне.

                                        Синими цветами Тегерана

                                        Я лечу их нынче в чайхане.

                                         …

                                         Никогда я не был на Босфоре,

                                         Ты меня не спрашивай о нем.

                                         Я в твоих глазах увидел  море,

                                          Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских  мотивов» соответствует форме древней  персидской  лирики:

                                           Воздух прозрачный и синий,

                                          Выйду в цветочные чащи,

                                           Путник, в лазурь уходящий,

                                           Ты не дойдешь до пустыни.

                                            Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям…»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась».

Однако Персия в художественном воображении поэта – лишь временный  покой. Одна из тем цикла - ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних/На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз,/Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже/На тебя она очень похожа»; «Сердцу снится страна другая».

Вспомним «Соловьиный  сад» Блока. Персидский «сад» Есенина - не более чем миф, грез. Постепенно наступает разочарование:

                                             Глупое сердце, не бейся!

                                             Все мы обмануты счастьем,

                                             Нищий лишь просит участья…

                                              Глупое сердце, не бейся.

                                               …

                                              Многие видел я страны,

                                              Счастья искал повсюду,

                                               Только удел желанный

                                               Больше искать не буду,

                                               Глупое сердце, не бейся.

Пятнадцать стихотворений  цикла передают особый лирический сюжет-динамику, развитие чувств и настроений лирического  героя.

Литературоведы относят  «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924-1925гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчеству С.Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики-современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня.

Основная  тема этого  произведения посвящена теме самоопределения  личности в эпоху исторического  перелома. Своеобразие ее формы связано  с мотивировкой рассказа о прошлом  и настоящем героя: обращение  к оставившей его женщине. В этой поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».

   Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:

                                  Я стал не тем,

                                   Кем был тогда…

                                   …

                                    Простите мне…

                                    Я знаю: вы не та…)

Герой, подписывающийся  под письмо: «Знакомый ваш - Сергей Есенин», максимально приближен  к автору. Но в то же время для  создания его образа использованы только две автобиографические: чувство  потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни – «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы – чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «В развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.

Благодаря исповедальной  интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков…был/И что…осталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о

Прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой»  свое состояние «тогда» - «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое в лицо» и предрекая, что его «удел – катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:

                                       Любимая!

                                       Меня вы не любили.

                                       …

                                        Не знали вы,

                                        Что я в сплошном дыму,

                                       В развороченном бурей быте

                                        С того и мучаюсь, что не  пойму-

                                         Куда несет нас рок событий…

Герой, чувствовавший  себя, «как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствие, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья с кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем…»).

Информация о работе Любовная лирика С.Есенина