Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:23, реферат
Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Окончил церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, а затем, переехав из Рязанской губернии в Москву, незадолго учился на историко-философском отделение народного университета (имени А. Л. Шанявского).
Рано начал читать, обостренно воспринимая при этом окружавшую его народнопоэтическую и религиозно-духовную стихию.
Суть нового взгляда
на мир состоит в приятии
Я самый яростный попутчик…
Любовная линия сюжета
проявляет глубинность
Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924). Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.
Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:
Многие стихи поэта стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Реферат по литературе на тему:
Любовная лирика С. Есенина
С самых ранних стихов
в лирике Есенина – тема любви.
Первоначально она звучала в
произведениях фольклорно-
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «я» неизбежно воспринимается как традиционное «я» народной лирической песни.
В стихах о любви, относящихся к 1918-1919 годам, обозначились уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомудренность. Таково стихотворение «Зеленая прическа…», построенное на сравнении девушки с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее кос – с ветвями, пронизанными лунным гребешком; далее следует рассказ самой березки о том, как однажды, звездной ночью, к ней подошел пастух:
Сияли зеленя.
Он обнимал меня.
Один из ближайших друзей поэта, литератор Георгий Устинов, недаром писал, что элементы эротики совершенно отсутствовали в стихах Есенина. « “Были, впрочем, такие элементы,- добавляет он, - но совершенно целомудренного, я бы сказал детски - целомудренного характера, вроде: “Отрок-ветер по самые плечи заголил на березки подол” или о той же березке и о пастушке: “За голые колени он обнимал ее”…». В таком духе, вероятно, должна была быть выдержана задуманная Есениным в начале 1918 года (но неосуществленная) книга «Стихи о любви».
Положение круто изменилось в пресловутом «кабацком» цикле («Москва кабацкая»). Можно взять из него любое стихотворение, например «Сыпь, гармоника. Скука…скука…». В нем сразу ощущается резкая смена интонаций, словаря, самого стиля обращения к женщине (не говоря уже о создаваемом женском образе), всей структуры и мелодики стиха:
Невтерпеж.
Как будто перед нами строки другого поэта. Дергающийся ритм, речитативный язык, вульгарная лексика, озлобленный цинизм-все это ничем не напоминает той нежности, поэтичности, временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихах о сказочности, которые звучали в его прежних стихах о любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства. Женщина обезображена, сам герой деморализован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния («Дорогая, я плачу, прости…прости…»).
Едва ли, однако, все содержащиеся в стихотворении выпады, вся потрясающая его эскапада грубости и цинизма должны приниматься в своем прямом и единственном смысле. Невольно напрашивается мысль об известной нарочитости, демонстративности изображаемой поэтом картины (и употребляемой им лексики), о том, что он как бы выставляет напоказ всю мерзость кабацкого омута, в которую он погрузился и который его ничуть не радует, не утешает, а наоборот - тяготит. Недаром в самом первом стихотворении цикла («Да! Теперь решено, без возврата…») это пристанище названо «логовым жутким», во втором («Снова пьют здесь, дерутся и плачут…») оно «чадит мертвячиной», а о развеселых его обитателях сказано: «Бесшабашность им гнилью дана».
В этом «логове», как показывает поэт и в других стихотворениях, нет места человеческой радости, нет и надежды на счастья. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его, словно чума:
Так бы и потонуло все это в пьяном угаре, в дикой музыке грубых страстей и жестоких оскорблений, если бы не прорывы к чистой
душевности, не пронзительные нотки раскаяния, которые слышатся почти в каждом из звеньев «кабацкого» цикла.
И непокорною отвагой.
Один из выдающихся современников поэта, Дмитрий Фурманов, писал: «”Москва кабацкая” веет ужасом, но пафос тут неподдельный и лиризм». О каком пафосе и лиризме здесь речь? О трагическом пафосе переживаний, связанных с ощущением кривизны и порочности избранного пути, с погружением в омут, из которого вырваться не так-то легко. Это трагическое чувство в сочетании с природной задушевностью, с исповедальной откровенностью, с неоценимым богатством таящихся в сердце «снов золотых» и рождает ни с чем не сравнимый, чисто есенинский лиризм.
Нам уже известно, что возвращение из-за границы, разочарование буржуазной действительностью и разрыв с богемой сыграли огромную роль в духовной жизни Есенина. Явственно отразилось это в стихах о любви, свидетельством чему является цикл «Любовь хулигана», сложившийся к концу 1923 года.
Исходные мотивы этого цикла - сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь.
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной, бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает «слова самых нежных и кротких песен», которая воспитывает человека в преданности и постоянстве:
Что ты одна, сестра и друг,
Такая любовь приносит не только уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли:
В эти годы углубляется и философское осмысление поэтом лирических тем. Есенин ставит чувство любви в связь с общими процессами жизни, пытается уловить их внутреннее содержание, их закономерностью. Поэт утверждает, что любовь - выше увядания, выше самой смерти. Один из своих лирических этюдов он начинает грустной констатацией: «Жизнь – обман с чарующей тоскою…»- и рассказывает об изменах и отречениях «легких подруг», «легких друзей». А заканчивает стихотворение так: