Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:23, реферат
Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии. Окончил церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках, а затем, переехав из Рязанской губернии в Москву, незадолго учился на историко-философском отделение народного университета (имени А. Л. Шанявского).
Рано начал читать, обостренно воспринимая при этом окружавшую его народнопоэтическую и религиозно-духовную стихию.
Строгую, мудрую философию поэт иногда смягчает юмором, подсвечивает шуткой. Весьма показательно в этом смысле стихотворение «Видно, так заведено навеки…» - одно из тех, что были навеяны реальными встречами, реальными событиями жизни. В нем описан случай, который предшествовал последней женитьбе поэта. На улице в Москве он услышал шарманку, подошел, увидел попугая, и тот вытянул ему «на счастье» конверт. В нем оказалось кольцо, оно было медным, вскоре почернело - значит, по народным приметам, женитьба и неудача… Стихотворение же, написанное по этому поводу, дышит жизнелюбием, юмором, тихой грустью:
…………………………………
Оттенок грусти иронии есть и в стихотворении «Не гляди на меня с упреком…», где сложный лирико-драматический сюжет завершается игривой сентенцией:
Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, проникнуты ненавистью и презрением ко всякого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести. Поэт гневно осуждает «напоенную ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Мечта о чистой, возвышающей человека любви была одним из сквозных мотивов лирики Есенина; в последние годы она трансформировалась в идеал первозданного, радостного, жизнетворящего чувства. Об этом написано стихотворение «Листья падают, листья падают…»:
Об этом же - « Свищет ветер, серебряный ветер…»
Я уж взволнован. Какие плечи!
Данное стихотворение- из так называемого «зимнего» цикла, написанного в самый последний отрезок жизни Есенина. И здесь любовь представала его взору как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы:
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Стихотворения Есенина о любви различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения невыдающиеся, а в раннем творчестве - и несамостоятельные. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство их пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию.
Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нем раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей. Этим в конечном счете определяется общезначимость лирической поэзии, ее способность у читателя сопереживание, заставить его применить к себе лирическую ситуацию, лирический сюжет. Есенин обладал этой способностью в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи.
Поэт Н. Рыленков очень тонко подметил те обстоятельства социального быта, те исторические условия, которые придавали особое звучание любовной лирике Есенина в двадцатые годы. Он писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенина угадывал, какая жажда человеческой нежности
накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихи Есенина».
Но «жажда человеческой
Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса (недаром они столь часто перелагались на музыку). Но это не тот романс, о котором сам поэт в «Анне Снегиной» писал: «По чувству цыганская грусть», и не тот псевдонародный, мещанский романс середины двадцатых годов нашего века, который отличался сентиментальной наигранностью, переходившей то в кабацкую удаль, то в глухой пессимизм. Романсы Есенина - это произведения лирической поэзии, оригинальные по сюжету, созвучные времени, необычайно тонкие по выраженному в них чувству, по вложенным в них драматическим переживаниям.