Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель работы – исследовать структурно-семантические особенности локуса «коммунальная квартира» в рассказах М. Зощенко.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. рассмотреть бытование термина "локус" в современной филологии;
2. определить социально-культурологические источники формирования специфического пространства "коммунальная квартира";
3. выявить круг текстов М. Зощенко, репрезентативных в аспекте темы исследования (локус "коммунальная квартира");
4. раскрыть суть локуса коммунальная квартира в рассказах М. Зощенко и указать на роль его в художественной системе писателя.
Введение
Глава I… Глава 1. Концептуализация пространства в современном литературоведении.……………………………………….………...с.2-5
1.1 Пространство как целостный эстетический феномен. ………………….
1.2. Методологические концепции понятия локус. …….……………...с.5-11
Глава II. Роль локуса «коммунальная квартира» в рассказах М. Зощенко
2.1. Комунальная квартира как социокультурный феномен советской действительности…………………………………………………………..с.11-16
2.2. Пространство коммунальной квартиры в художественных произведениях М.Зощенко.
………….……………………………………………………………………с.16-23
Заключение………………………………………………………..………..с.23-25
Список использованной литературы………………………….…………..с.26-27
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский
государственный университет
Институт Филологии и Межкультурной коммуникации
Кафедра литературы
Курсовая работа по теме: Локус коммунальной квартиры в рассказах М. Зощенко.
Выполнил: студент группы 4 ФО
Лещенко С. И.
Руководитель: кфн, Лукьянович Е.А.
Абакан
2012г
Глава I… Глава 1. Концептуализация
пространства в современном литературоведении.………………………………
1.1 Пространство как целостный эстетический феномен. ………………….
1.2. Методологические концепции понятия локус. …….……………...с.5-11
Глава II. Роль локуса
«коммунальная квартира» в
2.1. Комунальная квартира как социокультурный
феномен советской действительности……………………………………
2.2. Пространство коммунальной квартиры в художественных произведениях М.Зощенко.
………….…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………….…………..с.
Введение.
Творчество Михаила Зощенко - самобытное явление в русской литературе, привлекавшее широкий круг ученых и многопланово отразившееся в их исследованиях: …. Приведите ряд исследователей, которые занимались изучением творчества Зощенко Основное внимание литературоведов было сосредоточено на вопросах сатиры М. Зощенко, поэтики его сказа, на том, что писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, создал галерею персонажей, породивших нарицательное понятие "зощенковский герой", выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова, создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.
Тем не менее, в
свете современных тенденций
литературоведческой науки, разнообразных
методологических принципов становится
очевидной необходимость
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения репрезентативных аспектов локуса коммунальная квартира в рассказах М.Зощенко как одного из важных аспектов художественного мира и поэтики писателя.
Новизна работы определяется новым подходом к изучению поэтики художественного пространства.
Объект исследования - рассказы М. Зощенко (Перечислите названия., с указанием даты написания).
Предмет исследования – семантико-функциональная содержательность локуса коммунальная квартира в указанных произведениях.
Цель работы – исследовать структурно-семантические особенности локуса «коммунальная квартира» в рассказах М. Зощенко.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. рассмотреть бытование термина "локус" в современной филологии;
2. определить социально-культурологические источники формирования специфического пространства "коммунальная квартира";
3. выявить круг текстов М. Зощенко, репрезентативных в аспекте темы исследования (локус "коммунальная квартира");
4. раскрыть суть локуса коммунальная квартира в рассказах М. Зощенко и указать на роль его в художественной системе писателя.
Работа
базируется на теоретических исследованиях от
Методологической основой исследования служат системный, историко-сравнительный, историко-культурный, семиотический методы исследования.
Практическое значение. Материалы курсовой работы, ее основные выводы и положения могут быть использованы при подготовке к учебным занятиям по курсу История русской литературы, при написании курсовых и дипломных работ смежной тематике, а также на уроках литературы в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях.
Глава 1. Концептуализация пространства в современном литературоведении.
1.1. Пространство как целостный эстетический феномен.
ПРОСТРАНСТВО, будучи важнейшим фрагментом картины мира человека, тесно связано с другим - ВРЕМЯ, по тем не менее обладает собственными свойствами и характеристиками, позволяющими исследовать только пространственную концептуализацию. Как универсальная категория человеческого мышления, пространство фиксируется различными видами знаний - языковым и дискурсивным. Пространство эксплицируется в языке в виде лексико-семантических дихотомий, номинаций ключевых концептов и ориентационных метафорических моделей. В современных исследованиях пространственных представлений, зафиксированных языком, объектами литературоведческой разработки становятся [Прокофьева 2000 с.37.] ПРЕДМЕТ и МЕСТО, ФОН и ФИГУРА. Особая роль в отражении физического пространства языком принадлежит лексике: семантические классы имен расчленяют не дискретный мир на более или менее объемные фрагменты. Современные и уже ставшие классическими концепции художественного пространства (П. Флоренский, М.М. Бахтин, М.Ю. Лотман, Д.С Лихачев, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский) определяют его следующим образом. Пространство художественное не равно реальному (точнее, реальность и действительность суть разные категории, и художественный текст (далее - ХТ) представляет собой «возможный мир», структура которого в большей или меньшей степени повторяет структуру мира действительного) и связано с моделью мира, отраженной в ХТ. [Прокофьева 2000 с.37: 31-36]. Как любая модель, пространство ХТ дихотомично, в его структуре можно выделить набор смысловых оппозиций. Организация пространства ХТ имеет отношение к референции, однако пере структурируются в соответствии с типом культуры, видом искусства (семиотическим кодом), жанром текста, оно связано с системой субъектов речи текста и может быть рассмотрено в терминах ФИГУРА и ФОН .Неоднородность художественного пространства выражается в том, что оно может быть как результатом отражения «натурального» пространства в ХТ, так и ментальным образованием - «пространством представления». [Прокофьева 2000 с.37: 31-36]. Авторская картина мира является результатом анализа и интерпретации в творческом сознании художника реального мира, это синтез представлений о мире и человеке на основе знаний о реальном мире и его вторичной интерпретации. [Прокофьева 2000 с : 35-36]. Анализ пространственных отношений в художественных текстах даст возможность их классификации, определения инвариантных моделей текста и их вариантов.
1.2. Методологические концепции понятия локус.
В художественном тексте пространство предстает в виде гельштальтов, фреймов, пропозиций, метафорических и метонимических моделей, являющихся содержательными формами тех или иных пространственных концептов. Усилившееся в последнее время внимание филологов к пространственным образам, отраженным в ХТ, привело к различным их классификациям и терминологическим обозначениям. Так, активно используются не имеющие еще окончательной дефиниции термины питое и локус, пришедшие в филологию из философии и естественных наук. Эти термины вводятся в научный текст без конкретной ссма1ггизации, часто смешиваются, взаимно заменяются и представляют любое включенное в художестве! Или текст автором намеренно или подсознательно пространство, как открытое, так и имеющее границы, то есть находящееся между точкой и бесконечностью. Исследователями сделана попытка определить эти термины, проанализировав контексты их употребления. Так, Прокофьева отмечает: «Впервые термин «локус» начинает активно употреблять Ю.М. Лотман. В его статьях о семиотике художественного пространства звучит мысль о твердой приуроченности героя произведения к определенному месту, локусу. По отношению к герою эти «места» являются функциональными пространствами , которые равнозначно включены в конфликтную ситуацию. [Прокофьева 2000 с.3731-36].
Как и «хронотоп»,
«локус» пришел в филологию из
естественных наук. В биологии этот
давно утвердившийся термин означает
«участок хромосомы, где локализирован
ген» (Словарь биологических термино
Локус, таким
образом, входит в филологию уже
с некоторым устоявшимся
Органичное вхождение этого термина в исследования художественного текста приводит Океянский, он считает, что локус - это -место-имение (авторское написание) тотальности, «место-имение здесь надо понимать как уникальный и локализированный в космологическом отношении топос, вне которого тотальность таким способом нигде и никогда не сбудется. Хорошо известны древние корневые основания лексемы «локус» с и рису шей ей символической игрой значений: на санскрите «лока» - «мир»,«свет», «вселенная», «все», «целое», «тотальность», на латыни — «место», «часть», «удел», «локальность»... В движении антонимических смыслов обнажается логика... макро культурной судьбы, ...в развертываниях которой антиномически совпадают и не совпадают наш мир и наша родина» [Океанский 1999, с. 1791]- «Локус» здесь трактуется через «топос», как ограниченное пространство в составе безграничного. Содержательное наполнение этих терминов, исходит из этой посылки: филологи называют «локусом» закрытые пространственные образы, «топосом» открытые (ср. деление Ю.М. Лотманом художественного пространства на открытое и закрытое): локус города и питое степи в диссертации А.Г. Масловой (Маслова 2003). локус Михайловского и топос деревни (имеются в виду образы усадьбы и природы в I ворчеетве А .С. 1[\ шкина I в диссертации В.Ю. Козмина (Козмин 1999). В то же время наблюдается и другая тенденция: топосу отводится роль обозначения «языка пространственных отношений», пронизывающих художественный текст (ср., напр., сочетания: топос смерти, бытийный то/юс. топос небытия, топос социально-исторического времени, то/юс проституции, топос оживающих статуй), т.е. «места» разворачивания смыслов (в этом понимании термина проясняются объекты исследования в статьях Топос Петербурга в тексте А. Ахматовой [Кофанова 1999; 36с.] и Фразеологический питое А. Ахматовой (Кудрина 2001)); локус же соотносится с конкретным пространственным образом, отсылающим к действительности. Один и тот же пространственный образ может называться и топосом, и локусом, в зависимости от осмысления его как национального символа с актуализацией в его репрезентации оценочных смыслов или реального описания с превалирующими в тексте денотативно-референциальными отсылками. Так, в диссертации Н.В. Закурдаевой «Концеитосфера поэзии В. Высоцкого: аксиологические и экзистенциальные концепты» (М., 2003) представлен концепт дома в двух образах – идеального [национального питоса) и реального - локуса. В статье венгерского слависта Зол тана Хайнади « Архетипической топос» анализируются чеховские образы сада и парка как «прасимволы», архетипические основы, которые автором определялись как «хранящиеся в коллективном подсознании человечества мифологические извечные образы», возвращающиеся в литературу как
«универсальные понятия» [Хайнади 2004, с. 7], в т о же время вишневый сад.В монографии Н.Ц. Меднис о Венеции в русской литературе (Меднис 1999) говорится о «венецианском топосе» в «обще итальянском топосе» в том случае, когда «Венеция не сводима к своим городским пределам» (Меднис 1999 с. 28); в том случае, когда исследуется вхождение в художественный текст наименований городских реалий, автор обращается к Венеции «в ряду прочих итальянских локусов» (там же, с. 44).
ПОСМОТРИТЕ:
ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ
РЯД, ВВЕДЕНИЕ КОТОРОГО НЕ ПОДГОТОВЛЕНО
СИНТАКСИЧЕКИ??????????????????
Образный уровень, формирующийся при помощи: а) парадигмы номинантов города (дивный град, град, отвергнутый Петром), б) лексем, участвующих в воплощении микро образов географических и культурно-исторических реалий (колокольная зелья, церкви, башни, улицы),парадигмы лексем, отражающих звуковую характеристику образа (звон, рев), г) парадигмы лексем, отражающих цветовую характеристику города (златоглавая, красная).
Денотативный уровень-выделение ключевых денотатов (колокола, церкви, дорога, небо). Тематический уровень-выделение различных лексико-тематических групп (православия, звучания). Эмоциональный уровень – использование лексических средств высокого стиля, включая устаревшие слова и старославянизмы, для придания торжественной эмоциональной тональности [Веселовская 2002, с. 11].Одна из составляющих образного уровня концепта «Родина» - поле цветообозначений рассмотрена в диссертации СИ. Бабулевич [Бабулевич 2004; c 300].
Исследование же системы локальных концептов (локусов), отраженных русской литературой, еще не проводилось. Перспективным представляется изучение структуры поэтических локусов, отражающих прототипические локальные пространства, которые эксплицированы в лексической структуре текста в виде гештальтов, а также «лексических портретов», создаваемых на базе концептуальных признаков локуса как концепта и связанной с ними метафоризации: Социальные (культурные) фрагменты пространства, или локусы
Страна Город
Россия Город
Италия Петербург
Америка Москва
Дом
Дом
Изба
Небоскреб
Макролокусы Страна, Город, До формируют поля микролокусов, отражающих поэтическое представление различных стран, обобщенного города, российских столиц и француз соотносится с принятой в социологии структурой социального пространства. Так, Т.Ю. Петровой выделяются 4 уровня социального пространства [Петрова 2001, с. 110]:
1. Индивидуальный уровень.
2. Уровень ближайшего окружения человека.
3. Региональный уровень.
4. Национальный уровень.
Эти уровни представлены в художественном тексте в виде локусов, иерархически связанных друг с другом по принципу «матрешки».
ОПЯТЬ КАКОЙ_ТО «НЕПОНЯТНЫЙ КУСОК»????????????
Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы в пространстве. Идея виртуального мира... позволяет осознать автономность существования и развития образов стран, конструирование которых предстает как целенаправленная методологическая и теоретическая деятельность» [Шулер1993, с. 18]. Другими словами, детально разработанный и хорошо структурированный художественный образ страны фактически есть упорядоченное представление страны - он как бы объявляет страну; изначальная «виртуальность» образа становится самой реальностью. В рамках филологии проводятся исследования способов художественного воплощения стран и городов, образы которых отражаются в авторских идио стилях, как в зеркале, «причем зеркало это фасетчатое, дробящее единство отражения», при этом каждая картинка представляет весь локус; «картинки и складываются вместе (как мозаичные фрагменты в ри221е).и одновременно накладываются друг на друга» [Цивьян 2000, 443]. Эти повторения –подобия создают единое представление о локусе, опирающееся прежде всего на собственные имена и названия, по этому «именослову» не только опознаются реальные страны и города, но и
создаются их «геоэтнические» [В.Н. Топоров 2001 c. 23] панорамы. Представляется перспективным исследование локусов и топосов художественной литературы в следующих направлениях.
1. Локусы/ топосы национальные и интеркультурные. Во всей художественной литературе одного народа можно выделить устойчивые локусы, которые, выходя за рамки индивидуального авторского сознания и принадлежат сознанию всего народа, характеризуют его целостное восприятие мира. Воссоздав «вертикальные» связи множеств художественных текстов, можно обрисовать «устойчивое ядро» той или иной национальной литературы в целом. Так, общечеловеческий локус ДОМ в русской литературе предстает как ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА, ИЗБА, КВАРТИРА, КОММУНАЛКА, БАРАК и т.п.
2. Локусы цивилизации
и природные топосы (ГОРОД, ДОМ
- МОРЕ, РЕКА, СТЕПЬ и пр.). С этой
точки зрения интересно
3. Локусы реальные (исторические,
наблюдаемые в
Информация о работе Локус коммунальной квартиры в рассказах М. Зощенко