Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:24, курсовая работа
Цель работы – исследовать структурно-семантические особенности локуса «коммунальная квартира» в рассказах М. Зощенко.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
1. рассмотреть бытование термина "локус" в современной филологии;
2. определить социально-культурологические источники формирования специфического пространства "коммунальная квартира";
3. выявить круг текстов М. Зощенко, репрезентативных в аспекте темы исследования (локус "коммунальная квартира");
4. раскрыть суть локуса коммунальная квартира в рассказах М. Зощенко и указать на роль его в художественной системе писателя.
Введение
Глава I… Глава 1. Концептуализация пространства в современном литературоведении.……………………………………….………...с.2-5
1.1 Пространство как целостный эстетический феномен. ………………….
1.2. Методологические концепции понятия локус. …….……………...с.5-11
Глава II. Роль локуса «коммунальная квартира» в рассказах М. Зощенко
2.1. Комунальная квартира как социокультурный феномен советской действительности…………………………………………………………..с.11-16
2.2. Пространство коммунальной квартиры в художественных произведениях М.Зощенко.
………….……………………………………………………………………с.16-23
Заключение………………………………………………………..………..с.23-25
Список использованной литературы………………………….…………..с.26-27
4. Зависимость использования какого-либо набора локусов и топосов от рода, жанра, направления или течения (например, локус ОРЕНБУРГ в оренбургской литературе в ХIХ веке используется только в прозе, оренбургская же поэзия предпочитает топосы УРАЛ, ЯИК, РИ-
ФЕЙ, СТЕПЬ, БЕРЕГ)
5. Локусы интертекстуальные внутри национальной литературы (т.е. присущие многим художественным тестам, например, ГОРОД, ДОМ, ДОРОГА) и индивидуальные, формирующие идиолект писателя (например, КОТЛО-ВАН/К. Платонова, ЛАЗ В. Маканина, ОСТРОВ КРЫМ В. Аксенова и др.).
6. Локус как концепт, формирующийся из «подлокусов» и представленный в художественном произведении в виде текстовой тематической группы или лексико-семантического поля (например, локус ДОМ может формироваться из; пол, потолок, порог, окно, стена, лампа и принесших собственный смысл в контексте произведения).
7. Включение локуса / топоса в оппозиции
{ДОМ -А НТИДОМ, ДОМ - БЕЗДОМЬЕ, ДОМ - САД, СТОЛИЦА -ПРОВИНЦИЯ, ГОРОД-ДЕРЕВНЯ и т.п.).
8. Соотнесенность: «локус / топос
- персонаж». Ю.М. Лотман
Итак, рассмотрев значение и бытование термина локус в современной филологической науке, мы пришли к выводу о том, что это понимание, на наш взгляд, не является полным и устоявшимся. В рамках нашего исследования мы будем исходить из понятия локуса как ограниченного пространства в составе безграничного; локус - текстовое представление социокультурного пространства, созданного и организованного человеком.
Глава II. Роль локуса
«коммунальная квартира» в
2.1. Комунальная квартира как социокультурный феномен советской действительности.
Жилище – чрезвычайно емкий символ, который олицетворяет освоенное, покоренное и «одомашненное» пространство. Не менее многообразной символикой обладают и отдельные элементы дома. Например, наличие в доме двух лестниц – парадной и «черной» всегда служило знаком социального разграничения входящих. Весьма символично и то, что после революции рабочие и крестьяне наделили черный ход функциями парадного. Тогда как коммуналка вообще превратилась в некий символ советской повседневности, нашедший свое отражение в литературе и кинематографе: «Место встречи изменить нельзя» С. Говорухина, «Покровские ворота» М. Казакова, «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа, «Окно в Париж» Ю. Мамина, «Вор» П. Чухрая и др. Вспомним и героиню известного рассказа А. Толстого «Гадюка», чьи представления о коммунальном 848g63ji быте послевоенных лет очень напоминали казарму. Или картину жизни студентов-химиков в общежитии имени монаха Бертольда Шварца, ярко описанную в «Двенадцати стульях» И. Ильфа и Е. Петрова. Архитектура многолюдных коммуналок создавалась так, чтобы, по словам М. Фуко, возникала возможность «внутреннего упорядоченного и детального контроля» жильцов и «сделать видимыми находящихся внутри». [Торопов 2004: с. 54].
В 1919 г. Наркомздрав РСФСР принял санитарные нормы жилья. Например, сначала все жилье в Москве было поделено на доли в 10 квадратных метров (на взрослого и ребенка до 2-х лет) и 5 «квадратов» на ребенка от 2 до 10 лет, а в1924 г. независимо от возраста была установлена единая норма в 8 квадратных метров. В первые годы советской власти, когда городские советы стали активно «уплотнять» квартиры, в качестве основного мотива выдвигалось стремление уравнять жизнь рабочих и буржуазии. Кроме того, в Москве революционный «жилищный передел» был направлен на разрушение иерархической кольцевой структуры города. Именно с этой целью рабочих с окраин столицы переселяли в «богатые» дома и квартиры в центре. В результате такой «миграции» число рабочих в пределах Садового кольца выросло с 1917 г. по 1920 г. с 5% до 40-50%. Всего в столице до 1924 г. в национализированные дома было вселено свыше 500 тысяч рабочих и членов их семей. И это при том, что рабочие всячески тормозили процесс переезда в новые квартиры из-за более высоких затрат на отоплении «апартаментов» и транспортных неудобств. [Белая 2008: 31-36].
Что из себя представляло в начале двадцатых годов подобное «уплотненное» жилище, наглядно свидетельствует сохранившееся воспоминание поэтессы И. Одоевцевой: «В Москве, на Басманной в квартире из шести комнат двадцать один жилец всех возрастов и всех полов живут в тесноте и в обиде:
Эх, привольно мы живем –
Как в гробах покойники:
Мы с женой в комоде спим,
Теща в рукомойнике».
В первое годы большевистского правления власть отказалась от взимания квартирной платы, однако с переходом к нэпу в 1922 г. произошло восстановление квартплаты. Правда, летом этого же года рабочие были освобождены от оплаты за электроэнергию и воду. При этом, многоквартирные дома, переданные после национализации в распоряжение работодателя (завода, учебного заведения и пр.) и нередко заселенные посторонними лицами, тяжким бременем ложились на плечи трестов, всячески стремившихся избавиться от обузы. [Громов 1998: 31-36].С другой стороны, привилегии по оплате жилья, предоставленные рабочему классу, с лихвой компенсировали «нетрудовые элементы» и лица «свободных профессий», платившие повышенный налог за занимаемую площадь
Коммунальная организация жизни (одна кухня на всех и использование прихожей как мест общего пользования) была не только неизбежной в условиях послереволюционного дефицита жилья, но и полностью отвечала новой социально-политической системе. Более того, коммунальные идеи находили широкую поддержку в рабочей среде. Так, в 1926 г. в № 4 журнала «Современная архитектура» были опубликованы результаты опросов общественного мнения о коммунальных домах. [Виноградов 1998: 31-36].Поразительно, что, хотя все участники опроса отстаивали право на уединение, домашний уют (а именно отдельная квартира выступали символом последнего) не относился респондентами к разряду необходимых жизненных условий. Весьма примечательно, что все коммунальные проекты двадцатых годов предусматривали личное жизненное пространство семьи (спальни, ванна, реже - кухня), а коммунальное пространство предназначалось для совместной деятельности жильцов - комнаты для занятий по интересам, общественные столовые и т.п. Например, в Магнитогорске первые капитальные дома строили по проекту, который вообще не предусматривал кухонь, поскольку предполагалось, что все будут питаться в общественных столовых.
Однако наиболее радикальные архитекторы 1920-х годов предпочитали проектировать коммунальные квартиры для рабочих с общими кухнями и ванными, так как «жизнь в коммуне» требовала упразднения семьи как частной экономической общности и замены ее коллективным хозяйством. Экономический совет в 1927 г. постановил обратить внимание ведомств, осуществляющих жилищное строительство, [Виноградов 1998: 31-36]. на «целесообразность проведения в жизнь строительства типов домов с коллективным использованием вспомогательной площади». Экономические требования совпадали с идеологическими декларациями: социалистический город должен преодолевать противоположность города и деревни и, главное, противостоять капиталистическому общежитию. При таком подходе место для сна, отдыха, личной гигиены и частной жизни вполне могло соответствовать одной комнате. В 1929 г. был спланирован такой настоящий дом-коммуна, принятый за образец для массового строительства. Его планировка предусматривала одну общественную кухню и одно общее пространство. При этом размер комнат был минимальным, чтобы сократить время пребывания там и расширить, в свою очередь, коллективное времяпровождение. [Ноева 1998: 31-36].
Однако попытки реализовать идеи «коллективной жизни» на практике провалились: строительство домов-коммун оказалось делом дорогим, общественные столовые пустовали, в прачечных была очередь на месяц вперед. Официальный идеал коммунальной квартиры и обобществленного быта просуществовал фактически до 1930 г. – до момента выхода постановления ЦК ВКП (б) «О работе по перестройке быта». Да и семья упорно не разрушалась. Уже в 1931 г. власти признали, что игнорировать существование семьи нельзя. И хотя ликвидация частного домохозяйства и семьи остались в проекте построения коммунистического общества, она откладывалась на неопределенное будущее, а в настоящем утверждалась необходимость строительства жилищ «переходного периода», где «формы обобществления быта могут проводиться только на основе добровольности». Разочарованию в «коллективизации быта» способствовала и смена направления в архитектуре: от конструктивизма архитекторы переходят к «сталинскому классицизму»
Правительственные
учреждения утопали в просьбах и
жалобах граждан на отсутствие подходящего
жилища. Тридцатишестилетний
Именно в тридцатые годы коммунальное жилье (бараки, общежития, коммунальные квартиры) превращается в некий социокультурный феномен, когда, во-первых, оно становится преобладающим типом жилища в больших городах (на каждые 100 жилищ в конце 1930-х гг. приходилось чуть больше 150 семей) и, во-вторых, перестает восприниматься как временное бытие. Огромный поток переселенцев из деревни с их идеалом публичности личной жизни, нашедшим свое организационное воплощение в жилищных товариществах и в «товарищеских судах», привел к тому, что с учетом личных домов, которые в предвоенный период составляли около трети городского жилищного фонда, около половины городских семей (а в крупных городах больше) не имели изолированных жилищ и вынуждены были жить без элементарной бытовой изоляции.
При этом жильцы
в «домах-коммунах» с
Тем не менее, дефицит жилья и долголетние очереди на него заставляли мириться с коммунальным образом жизни. Плохие жилищные условия отчасти компенсировались его дешевизной, так как квартплата определялась не только в соответствии с количеством квадратных метров, но и зарплатой квартиросъемщика. В соответствии с бюджетами индустриальных рабочих в 1932-1933 гг. на жилье уходило всего 4-5% всех расходов семьи. Низкая квартирная плата рабочих, не окупавшая даже ремонта жилищ, создавала у обитателей коммуналок чувство «псевдохозяина» - по принципу: «все, что мной освоено – мое». Но с другой стороны, коммунальная квартира порождала массовое соглядатайство и доносительство, особенно в 1930-е годы. Воистину, верна пословица: «Бог видит все, соседи - еще больше». Ветераны коммуналок вспоминали, что «в каждой квартире был свой сумасшедший, так же как свой пьяница, свой смутьян и свой доносчик». К середине 1930-х годов в коммуналках сложилась система правил бытового поведения, закрепленная в «Правилах внутреннего распорядка», и властная иерархия. Сменившие квартиронанимателей квартирные уполномоченные обязаны были выполнять не только функции поддержания порядка в квартире, но и сотрудничать с жилищными и милицейскими органами.
Отчасти можно
согласиться с профессором
Проведенный нами анализ позволяет заключить, что комунальная квартира являлась особым пространством, феноменом советской действительности, очевидно, именно это и првлекло М.Зощенко.
2.2. Пространство коммунальной квартиры в художественных произведениях М.Зощенко.
Необходимо отметить что как тему, использование комунальной квартиры М.Зощенко был не первым. Многие писали и до него. К примеру мистический образ коммунальной квартиры создан в стихотворении Олега Хлебникова “Коммуналка”:
Старуха в комнате жила
И сына моего пугала.
И умерла, когда смогла,
Но так еще страшнее стала.
Уже и девять дней прошло —
Ночами заявлялась к сыну:
Смотрела в темное стекло,
Сдвигала плотную гардину...
На вопрос “ты же умерла?” эта старуха могла бы ответить так, как и вечно веселый Кошкин из рассказа Виктора Голявкина: “Это было вчера”. Действительно, мало ли что вчера было... Мертвые так же страшны, как живые. В этом мирке мертвецы живут наравне с живыми, и непонятно, кто эта напугавшая ребенка старуха — живая или неуспокоившийся после смерти призрак соседки. Может быть, и не странно поэтому, что старушка из повести “На Крюковом” Андрея Неклюдова путает, где реальный Егор, а где — двойник его, ведь у жителей коммуналок формируются свои представления о норме и аномалии, о том, кто — безумец, а кто — вменяемый, здравомыслящий.
Смерть соседа в коммунальной квартире оказывается для других жильцов не трагедией, а скорее досадным беспокойством, как это описано в “Рассказе о беспокойном старике” Михаила Зощенко. Умерший (правда, как выяснятся позднее, уснувший летаргическим сном) старик воспринимается окружающими как “лишний элемент”, лежащий в комнате80 . Смерть явилась причиной того, что в коммуналке происходят “сплошная ерунда, волынка и неразбериха”81 . Родственники и соседи не знают, куда деть труп до той поры, пока его заберет катафалк. Сначала усопшего кладут на ломберный столик возле ванной, затем “переставляют его в переднюю, что, естественно, в высшей степени вызывает панику и замешательство у входящих в квартиру” . Тогда, чтобы покойник никому не мешал в квартире, решили вынести его во двор, но управдом не позволил это сделать, мотивировав свой протест тем, что появление трупа во дворе “может вызвать нездоровое замешательство среди жильцов, оставшихся в живых, и, главное, невзнос квартирной платы, которая и без того задерживается”83 . Нетрудно заметить, что смерть соседа вызывает у обитателей коммуналки прежде всего раздражение, чувство брезгливости, “нездоровое замешательство”, но не скорбь, не печаль. Такие, казалось бы, естественные чувства по отношению к покойному совершенно чужды обитателям коммуналки. Старик словно бы умер нарочно для того, чтобы доставить окружающим ненужные хлопоты, из вредности, и поэтому усопший недостоин скорби, ведь он смертью своей нанес обиду живым. Смерть — как нелепая шутка, как фига в кармане, как злой розыгрыш. Бенедикт Сарнов справедливо отмечал, что герои Михаила Зощенко — “это все не те люди, известные нам по старой литературе”, это “в самом полном смысле этого слова новые люди. Они даже не подозревают о существовании каких-либо моральных координат. Они не “преступают” их, потому что им нечего преступать. У них отсутствует тот орган, наличие которого так умиляло старика Канта и который за неимением другой, более точной терминологии он назвал нравственным законом внутри нас”84 . И ведь, что совсем уж невероятно, смерть старика действительно оказывается “шуточной”, старик просыпается от летаргического сна, и выясняется, что бесчувственные, жестокосердные соседи были правы в своем раздраженно-брезгливом отношении к смерти. Действительно, старик нелепо пошутил. Пошутил он и вторично, столь же нелепо, когда через несколько дней, простудившись возле открытой форточки, “по-настоящему помер. Сначала никто этому не поверил, думая, что старик по-прежнему валяет дурака, но вызванный врач успокоил всех, говоря, что на этот раз все без обмана”85 .
Информация о работе Локус коммунальной квартиры в рассказах М. Зощенко