Метафора болезни в рассказе М. Булгакова «Звездная сыпь»: люэс и аномия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать метафоры болезни в рассказе М. Булгакова «Звездная сыпь».

Цель определяет следующие задачи:

1. выявить метафоричность понятия «болезни»;

2. определить семантику сифилиса в истории европейской культуры;

3. проанализировать болезнь в творчестве советских писателей 20-х годов ХХ века;

4. исследовать метафору люэса в рассказе М.А.Булгакова «Звездная сыпь».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

1. Болезнь и метафора в культуре: теоретический аспект……………….5

1.1. Метафора болезни……………………………………………………...5

1.2. Сифилис в истории европейской культуры………………..................9

2. Метафора болезни в творчестве М. Булгакова…………………………12

2.1. Болезнь в работах советских писателей 20-х годов ХХ века………...12

2.2. Люэс как аномия в рассказе М.А.Булгакова «Звездная сыпь». ……..17

Заключение…………………………………………………………………...25

Список литературы…………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «АЛТАЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

     Кафедра истории русской и зарубежной литературы 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     Метафора  болезни в рассказе М. Булгакова «Звездная сыпь»: люэс и аномия 
 
 

     Выполнил  студент

     филологического факультета,

      281 гр. Мазарев Д.С. 

     Научный руководитель:

     Стенина В.Ф.

     ___________________

     Дата  сдачи: ____________

     Оценка: ________________ 

     Подпись научного руководителя

     _____________________________ 
 

     Барнаул 2011 

     Оглавление 

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Болезнь и метафора в культуре: теоретический аспект……………….5
    1. Метафора болезни……………………………………………………...5
    2. Сифилис в истории европейской культуры………………..................9
  2. Метафора болезни в творчестве М. Булгакова…………………………12

     2.1. Болезнь в работах советских писателей 20-х годов ХХ века………...12

     2.2. Люэс как аномия в рассказе  М.А.Булгакова «Звездная сыпь».  ……..17

     Заключение…………………………………………………………………...25

     Список литературы…………………………………………………………..27 
 
 
 

     Введение 

     Метафора  на протяжении долгого времени оставалась предметом исследования филологов  и философов, но в последнее время  этот феномен все чаще вызывает интерес  у представителей широкого круга  общественных дисциплин: историков, социологов, политологов. В исследованиях подобного рода метафора не является первоочередным предметом исследования, вместе с тем в общественных науках анализ метафор становится распространенным методом познания социально-политической действительности. Исследователи фиксируют организующую роль метафор в постижении социально-политической реальности, метафорическую природу политической картины мира.

     Метафора  является одним из центральных понятий  в современной научной парадигме  и выступает объектом изучения целого ряда наук, таких как философия, логика, герменевтика, когнитивная психология, языкознание.

     В последние десятилетия интерес  к метафоре значительно возрос. Это  связано прежде всего с тем, что  метафору стали рассматривать как  один из основных механизмов познания мира, отражения внеязыковой действительности.

     В настоящее время изучение метафоры носит междисциплинарный характер, что позволяет глубже проникнуть в суть этого явления и связать  его с познанием мира человеком, вскрыть взаимосвязи между объектами изучения разных областей знания. В работах, посвященных проблемам метафоризации, часто отмечается, что интерес к метафоре способствовал взаимодействию названных выше направлений научной мысли, их консолидации. [Арутюнова 1999: 371]

     Понятие болезни имеет междисциплинарный характер. Болезнь может быть рассмотрена с функциональной, психологической, морально-этической точек зрения, в том числе, как социальное отклонение от нормы. В связи с этим, сегодня, сталкиваемся с тем, что болезнь стала предметом изучения не только медиков, но и психологов, культурологов, социологов, а также специалистов других направлений.

     Так,  функционирование метафоры в различных  видах дискурса П. Де Ман, Г.А. Абрамова, Е.М. Иванова, Э.Р. Когай, Н.О. Магнес, А.П. Чудинов. И все же, на сегодняшний день еще не выработано однозначной трактовки метафоры и механизмов ее действия.

     Актуальность  данной работы, таким образом, определяется устойчивым мниманием теоретиков и  исследователей к метафоре, а также  метафоричному характеру болезни с одной стороны и недостаточностью изученностью этой проблемы в творчестве М. Булгакова, с другой.

     Цель  работы – исследовать метафоры болезни  в рассказе М. Булгакова «Звездная  сыпь».

     Цель  определяет следующие задачи:

    1. выявить  метафоричность понятия «болезни»;

    2. определить  семантику сифилиса в истории  европейской культуры;

     3. проанализировать болезнь в творчестве советских писателей 20-х годов ХХ века;

     4. исследовать метафору люэса в  рассказе М.А.Булгакова «Звездная  сыпь». 

     Объект  работы – рассказ М. Булгакова «Звездная пыль».

     Предмет – метафора люэса в рассказе М. Булгакова «Звездная сыпь».

     В работе были использованы историко-культурный и литературно-семантический метод  исследования.

     Практическая  значимость работы заключается в  возможности использовать результатов исследования в школе на уроках литературы, а также на факультативных курсах по поэтике текстов.

      Методологическую  базу составили труды Н.Г. Архиповаой, А.Н. Баранова , Ю.Н. Караулова, Н.К. Болоковой и многих других.  
 
 

    1.Болезнь в культуре и метафора: теоретический аспект 

     1.1. Метафора болезни 

     Лингвистический акспект.

     Чаще  всего появление метафоры достигается  на основании контраста между  обычным и необычным. Слово, употребленное  метафорически лишено привычного контекста.

     Человек следует определенной лингвистической традиции, где принято употреблять звуки, слова, тексты определенным образом, эффект метафоры достигается отступлением от традиции.

     Расширение  контекста употребления термина  «метафора» напрямую можно связать  с появлением антропоцентрической парадигмы в науке о языке. По мнению С.В.Лебедевой, между человеком и миром стоит язык [Лебедева, 2002: 120], что приводит к появлению разного рода сходств как продукта подобия и различий как аналога «живому опыту». Новые научные метафоры наполняют язык современного человека. Они накладываются на старые понятия, используя «мертвые» классические языки.

     Специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии не так давно «проникли» в медицинский дискурс. По мнению Н.Ф.Крюковой, производящей базой медицинского текста и метафоры является слово естественного языка, обозначающее объект действительности, освоенный в процессе непосредственного восприятия.

     Медицинский текст, с точки зрения автора, отражает специфику клинической диагностики  – многозначность, динамичность, вариабельность (субъективное по форме медицинское заключение, выражающее объективную сущность болезни пациента), позволяет изучить динамичный аспект метафоры в процессе преобразования и функционирования термина. На основании этого выделяются следующие типы метафор: антропоморфные, зооморфные, пространственные, временные, ландшафтные, политические, растительные, производственные, научные, культурологические, и отмечается, что все перечисленные типы образуются в текстах при описании клинических, тканевых, клеточных, молекулярных и субмолекулярных явлений [Крюкова, 2000: 127-128]. Следовательно, можно говорить об определенной степени метафоричности медицинского дискурса и особой роли слова в нем.

     Психологический аспект.

     «Слово  лечит» – эта общеизвестная истина приводит к размышлению о том, как работать со словом, чтобы оно проникло в сознание (подсознание) человека. Успех проводимой терапии предполагает взаимодействие и сотрудничество врача и пациента и выбор оптимальных для взаимопонимания метафорических моделей. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности.

     Известны  случаи, когда под влиянием неосторожного  слова врача пациент воображает, что он заболел опасной болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.

     Это обнаруживает слияние аспектов в  понимании заболевания.

     Нередко некоторые представители клинической  психологии, игнорируя различия между  психологией и точными науками, уподобляют хаос депрессивному синдрому, другие – креативности или деструктивным психическим проявлениям. Так, О.В.Галкина отмечает все увеличивающуюся метафоричность медицинского дискурса, идущую из классических языков: «симптомы кошачьего мурлыкания и телеграфного столба, траншейная стопа» [Галкина, 2003: 57].

     Политический  аспект.

     Распространенной  метафорой неблагополучия является образ «больного тела», метафорой  познания общества – разного рода диагнозы. Так, в публикациях А.П.Чудинова рассматриваются метафорические модели, выделяемые в современном политическом дискурсе на основе концептуальной сферы «болезнь». В подобных случаях описываются закономерности метафорического использования элементов этого концептуального поля для обозначения самых различных политических ситуаций (политические демонстрации, выборы, парламентская деятельность, управление государством и др.). При их характеристике используются метафоры с исходной семантикой болезни и ставятся различные конкретные диагнозы больному «социальному телу». Особенно часто Россия страдает от таких инфекционных заболеваний, как чума.

     Показательно, что в современной речи широко распространено метафорическое использование  названий не только физических, но и  психических болезней, таких как  паранойя («В "красном поясе" приступы антиельцинской паранойи прошлой весной были особенно заметны» (Носарев В.)), слабоумие («Это – крайняя степень политического слабоумия, крайняя степень безответственности» (Белов В.), а также традиционный алкоголизм («После первого эмоционального подъема наступило некоторое отрезвление. Чтобы не сказать похмелье»)( Архангельский А.)). При описании признаков болезни чаще всего метафорически используются слова бред (бред реформаторства (Дитрих О.)), атрофия( атрофия властных структур (Дитрих О.)). Отсутствие свобод издавна обозначалось как душная атмосфера, где человек «задыхается», мечтает хотя бы о глотке чистого воздуха свободы. Недостаток информации традиционно связывается с нехваткой духовной пищи. У стен имеются "глаза" и "уши", гражданам страны не рекомендуется "распускать язык", поскольку известные всем органы имеют "холодную голову" и "чистые (точнее, "длинные") руки".

     В этом случае мы наблюдали такой парадокс, когда казалось бы термин (слово  из классического языка), так называемое «мертвое слово», используется для  обозначения образа, который в сознании носителя языка является живым. В связи с этим интересно будет проследить, каковы особенности функционирования медицинской метафоры в лексиконе носителя языка и есть ли противоречие между коллективным и индивидуальным знанием.

     Аномия (букв. беззаконие, безнормность) — такое состояние общества, при котором значительная его часть сознательно нарушает известные нормы этики и права. Э. Дюркгейм, вводя в социологию понятие аномии (1893 г.), видел в ней продукт разрушения солидарности традиционного общества при задержке формирования солидарности общества гражданского. Это пережил Запад в период становления буржуазного общества при трансформации общинного человека в свободного индивида.

     Череда  революций при возникновении  современного Запада (Реформация, Научная и Промышленная революции, великие буржуазные революции) вызвали в Европе не просто всплеск психических расстройств, но и наследуемые физиологические изменения, ставшие этническими маркёрами, присущими народам этого региона, как, например, расщепление сознания (историк науки Нидэм называет его «характерной европейской шизофренией»).  
Историк психиатрии Л. Сесс пишет: «Шизофренические заболевания вообще не существовали, по крайней мере в значительном количестве, до конца XVIII - начала XIX века. Таким образом, их возникновение надо связывать с чрезвычайно интенсивным периодом перемен в направлении индустриализации в Европе, временем глубокой перестройки традиционного общинного образа жизни, отступившего перед лицом более деперсонифицированных и атомизированных форм социальной организации».

     Социологический аспект.

     На  материале американского общества середина ХХ века понятие аномии развил Р. Мертон – в очень актуальном для нынешней России аспекте («Порок и преступление - «нормальная» реакция на ситуацию, когда усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепризнанным и законным средствам, обеспечивающим этот успех, недостаточен»).  
От аномии человек защищен в устойчивом и сплоченном обществе. Атомизация общества, индивидуализм его членов, одиночество личности, противоречие между «навязанными» обществом потребностями и возможностями их удовлетворения – вот условия возникновения аномии.

     Атомизированное общество не озабочено жизненными целями людей, нравственными нормами поведения, даже социальным самочувствием. Целые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп. Неопределенность социального положения, утрата чувства солидарности ведут к нарастанию отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Аномия – важная категория общей теории девиантного поведения.

Информация о работе Метафора болезни в рассказе М. Булгакова «Звездная сыпь»: люэс и аномия