Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.
Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.

Содержание работы

1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
5. Практическая часть.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

К.Р. Методика Р.Р..docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

 

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

Рассматривание иллюстраций - косвенный  метод обучения детей изобразительной  деятельности, который позволяет  обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.

Принципы оформления и иллюстрирования  книг в первую очередь обусловлены  возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности  усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и  т.д. Кроме того, с возрастными  особенностями детей связаны  и особые соединения иллюстраций  и текста в книге.

Важно подчеркнуть, что у ребенка  каждый возраст имеет самодовлеющую  ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего  развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием  ребенка, а продвигают, стимулируют  его развитие, пробуждая в ребенке  его творческие способности. Особенности  восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской  книге анализируются в ряде работ  психологов и педагогов. Исследователь  И. Котова установила некоторые особенности  узнавания детьми изображенного  образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного  образа является форма, цвет же имеет  второстепенное значение. Для детей  пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для  детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком  при узнавании изображенного  образа, как и форма.

Направленность внимания на выразительность  в изображении событий, образов  людей, животных, на богатство характерных  деталей, цветовую сторону в произведениях  искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать  их. Оценочное отношение у детей  выражается в предпочтении одних  произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается  осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, - ясность, простота и выразительность  графического произведения - вот три  требования, которые предъявляет  малыш к изображению. За внешней  примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего  мира. Детское восприятие требует, чтобы  предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и  изысков. Ребенку необходимо различать  все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль  или в каком-либо еще непривычном  и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у  животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы  и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда  узнавать изображенные предметы. Кроме  того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и  перспективу.

И, конечно же, в цветном рисунке  ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти  его на белом поле листа. Но в цвете  так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен  на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для  всех возрастных категорий.

Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и  вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с  первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным  текстом.

В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно  начинает складываться представление  об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются  эмоциональные реакции. Иллюстрации  в книге играют в этот период чрезвычайно  важную роль. Часто ребенок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.

Книжная иллюстрация особенно важна  для младших школьников. Книга  с иллюстраций служит для ребенка  стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности  детского восприятия, возникает интерес  к книге и чтению. Художественно  исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Иллюстрация - рисунок, образно  раскрывающий литературный текст, подчиненный  содержанию и стилю литературного  произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

 

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

Формирование представлений об изобразительных средствах иллюстрации.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с  содержанием, но и с художественно-выразительным  средствами книжной графики, значительно  повышает уровень художественного  восприятия детей, способствует появлению  интереса и желания рассматривать  иллюстрации, вызывает эмоциональный  отклик на них. Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильно воспринимать речь.

Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с  новой книжкой целесообразно  сначала прочесть детям текст, а  затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю  полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая  картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство  ребят к данной книжке.

После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации  к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций  словарный материал усваивается  детьми очень интенсивно. Само собой, разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям - даже корыта и т.п.

Выбор иллюстраций - важный момент в  подготовке к занятию. О неразрывности  текста и иллюстрации в детской  книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К. Чуковский сформулировал  это так: "... наши стихотворения  должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии  должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна  абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности".

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В  зависимости от возраста детей воспитатель  меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.

 

Приемы могут  быть следующие:

1) узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто или что?");

2) соотнесение фраз текста с  картинками ("Найди картинку к  таким словам... "; "Какие слова  подходят к этой картинке?");

3) оценка ребенком цвета нарисованных  предметов, выразительности жеста  героя, расположения фигур ("Почему  нравится тебе эта картинка?");

4) сравнение иллюстраций разных  художников к одному и тому  же произведению.

Для детей младшего дошкольного  возраста характерны: зависимость понимания  текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный  персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов  поступков; эмоциональное отношение  к героям ярко окрашено; наблюдается  тяга к ритмически организованному  складу речи.

При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям.

В первой младшей группе воспитатель  показывает двум-трем сидящим перед  нею детям картинки к уже известной  им потешке "Петушок, петушок, золотой  гребешок!" (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали  игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к  другому ребенку с вопросами:

Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься  до него пальчиком. (Девочка показывает)

Вот петушок - золотой гребешок. А  теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает)

Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим  и сравним картинки: на одной петушок  клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок  поет. (Мальчик находит)

Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его  части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).

Этот прием называния указанных  воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается  тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно  в процессе чтения.

В младшем дошкольном возрасте у  детей воспитывается любовь к  книге и иллюстрации, умение сосредоточивать  внимание на тексте, слушать его  до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей  формируют навык совместного  слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.

В очень редких случаях малыши смотрят  картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить  их правильно называть предметы и  некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых  ранее не знали.

Во второй младшей группе следует  расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог  с детьми внимательно рассматривает  картинку, а уж затем слушают рассказ  об увиденном. Воспитатель сначала  читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели "героя" рассказа и  им не нужно было до чтения объяснять  и показывать его). Затем, при повторном  чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в  соответствующих ситуациях. Затем  он раздает детям книжки, чтобы  они сами могли еще раз рассмотреть  рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще  раз без обращения к иллюстрациям.

Сказка К.И. Чуковского "Мойдодыр", как известно, впервые читается детям  четвертого года жизни. Тогда же они  рассматривают и иллюстрации  одного художника.

 Работа идет в обычном  порядке:

1) воспитатель читает текст без  показа картинок, чтобы фиксировать  внимание детей на словах, рисующих  художественные образы,

2) читает текст с одновременным  показом картинок, иллюстрирующих  слова писателя,

3) дети самостоятельно рассматривают  картинки,

4) воспитатель читает текст еще  раз без показа иллюстраций.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно  привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно  заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

В среднем возрасте происходят некоторые  изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением  опыта ребенка. Дети устанавливают  простые причинные связи в  сюжете, в целом правильно оценивают  поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес  к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией