Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.
Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.

Содержание работы

1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
5. Практическая часть.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

К.Р. Методика Р.Р..docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.

2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании            детей.

3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.

4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).

5. Практическая часть.

6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика  ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

Эстетическая функция иллюстрации  в детской книге.

Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку  в ее воздействии на читателя реализуется  двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.

Эстетическое развитие подрастающего  поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для  решения этой задачи располагают  фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как  части художественной культуры и  формирующие на этой основе высокий  эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к  действительности.

Основным средством эстетического  развития в библиотеке является детская  иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Художественная иллюстрация - важнейший элемент  книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности  использования ее в процессе эстетического  воспитания читателей. Книжная иллюстрация  помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного  произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для  чтения. Иллюстрация способствует пониманию  ребенком литературного текста, формирует  представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного  действия. Иллюстрация помогает детям  войти в литературный мир, почувствовать  его, познакомиться и подружиться  с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный  опыт ребенка невелик ему сложнее  воссоздать в своем воображении  то, о чем повествует писатель. Ему  необходимо увидеть, поверить. Здесь  в книгу вступает художник.

Особенно важна книжная иллюстрация  для младших школьников. Книга  для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а  затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности  детского восприятия, возникает интерес  к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.

Художественно исполненная иллюстрация  воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни  и познание искусства. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация  и литературный текст функционируют  в едином комплексе, помогают юному  читателю воспринять книгу как многоплановое  произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент  книги, как иллюстрация. Исходя из психологических  особенностей младших школьников детская  книга всегда проиллюстрирована, и  поэтому руководить ее чтением без  понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и  возможностей влияния на юных читателей  не представляется возможным.

Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную  художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного  своеобразия самого литературного  произведения. Таким образом, влияние  иллюстрации на эстетические чувства  юного читателя осуществляется двумя  взаимосвязанными путями, что значительно  увеличивает силу ее эмоционально-эстетического  воздействия.

Эстетическая функция иллюстрации  обусловлена ее ценностью как  самостоятельного произведения искусства  и является основополагающей. Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации  может быть признано полноценным, в  котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов. Задача иллюстратора в наиболее общем выражении  состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Велика роль книжной иллюстрации  и в раскрытии идейно-художественного  своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор  в детской книге выступает  как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. В библиотечной работе с читателем-ребенком важно знать, какими средствами раскрытия литературного произведения пользуется художник-иллюстратор, для того чтобы способствовать углубленному эстетическому восприятию литературного произведения маленькими читателями. Интересным средством раскрытия, например, идеи литературного произведения, является художественный вымысел. Суть художественного вымысла - в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей. Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом начале книги, против титульного листа. В русле этой идеи, как бы вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все дальнейшее восприятие книги читателем. В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, в их понимании - большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития детей.

Эстетическое восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного  содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация  своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить  в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация  стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Восприятие юным читателем  ритмической структуры стихотворного  произведения - важное условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед детскими библиотекарями.

Важно также постараться донести  до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного  в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций  композицию литературного построения, младшим школьникам легче воспринимать и само литературное произведение в  единстве его идейного содержания и  художественной формы.

И наконец последнее средство - это отражение иллюстрацией языка  литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Язык иллюстрации - это язык изобразительного искусства. Поэтому так важно  научить ребенка чувствовать  язык искусства, соответствие между  стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.

Все вышеизложенное значительно повышает ответственность работы библиотекаря, увеличивает требования к нему, поскольку  весь процесс эстетического развития читателей-детей в библиотеке осуществляется, прежде всего, библиотекарем, его знаниями, умением, любовью к искусству, литературе и детям. От того, насколько он сам  знает творчество художников-иллюстраторов, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах  художественной выразительности, понимает язык книжной графики, а самое  главное, от его способности к  эстетическому восприятию иллюстрации, будет зависеть уровень понимания  искусства иллюстрации читателями-детьми, а значит и уровень их эстетического  развития.

Таким образом, книжная иллюстрация  как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное  влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке  эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте  во всех ее проявлениях. Иллюстрация  в книге - это первая встреча детей  с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства  и эмоции, которые вызывает в нас  истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его  зрительное восприятие, книжная иллюстрация  выполняет эстетическую функцию.

Систематическая и целенаправленная работа с иллюстрацией в - жизненная  необходимость. Помня о том, что  книжная иллюстрация - самый ,”максимально приближенный“ к читателю вид искусства, детские библиотеки должны включать ее по возможности во все формы индивидуальной и массовой работы, которые используются в процессе эстетического воспитания читателей-детей. Следует отметить, что работа писателя и художника не расслаивается, но образует органическое единство, которое и есть книга, совместное произведение двух мастеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская литература немыслима  без содружества с изобразительным  искусством, потому что в этом содружестве  текста и иллюстрации рождается  то, что называется детской книгой. Иллюстрация, дополняя и углубляя содержание произведения, акцентируя его основную идею, пробуждая в ребенке те чувства  и эмоции, которые может вызвать  в нас истинное произведение искусства, обогащая его зрительное восприятие, способствует его общему и эстетическому  развитию.

 

Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в  общении детей с изобразительным  искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации  к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с  которыми встречаются дети дошкольного  возраста.

Самые маленькие дети по картинкам  как бы прочитывают книгу, прослеживая  сюжет от одной иллюстрации к  другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и  развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет  и эстетическую функцию. Воплощая идейное  содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации - одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше  воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами  самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная  ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).

Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного  творчества. Вглядываясь в них, ребенок  получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор  воображению и собственному творчеству.

Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную  любознательность, развивает ее и  углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в  книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной  детской книги.

Велика роль книжной иллюстрации  и в раскрытии идейно-художественного  своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор  в детской книге выступает  как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.

Целая плеяда художников посвятила  свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева  и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги Владимира  Конашевича; и его изумительные иллюстрации  к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой  рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.

Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации  В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации  Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям  уточнить их словесные образы.

До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И.А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные  персонажи навечно сохранили  за собой образ, созданный мастерами - классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия.

Таким образом, книжная иллюстрация  как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное  влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке  эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте  во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и  собственному творчеству детей.

Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией