Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:13, реферат
Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.
Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.
1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
5. Практическая часть.
6. Список использованной литературы.
Содержание
1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
5. Практическая часть.
6. Список использованной литературы.
Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.
Эстетическая функция
Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.
Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.
Основным средством
Особенно важна книжная
Художественно исполненная иллюстрация
воздействует на ребенка, прежде всего,
эстетически, дает ему познание жизни
и познание искусства. Книга - особый
мир, в котором художественная иллюстрация
и литературный текст функционируют
в едином комплексе, помогают юному
читателю воспринять книгу как многоплановое
произведение искусства. Именно поэтому,
работая с книгой в библиотеке,
нельзя ограничиваться лишь анализом
литературного произведения, оставляя
в стороне такой важный элемент
книги, как иллюстрация. Исходя из психологических
особенностей младших школьников детская
книга всегда проиллюстрирована, и
поэтому руководить ее чтением без
понимания специфики
Значение иллюстрации в
Эстетическая функция
Эстетическое восприятие детьми литературных
произведений предполагает не только
постижение его идейно-образного
содержания, но и таких художественных
особенностей, как ритм, язык, композиция.
Поскольку книжная иллюстрация
своими средствами способствует их раскрытию,
то это обязательно нужно выявить
в библиотечной работе. Ритм является
основой речевого членения стихотворных
произведений. Ритмическая организация
стиха характеризуется
Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, младшим школьникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.
И наконец последнее средство -
это отражение иллюстрацией языка
литературного произведения. Язык -
важнейшее выразительное
Все вышеизложенное значительно повышает
ответственность работы библиотекаря,
увеличивает требования к нему, поскольку
весь процесс эстетического развития
читателей-детей в библиотеке осуществляется,
прежде всего, библиотекарем, его знаниями,
умением, любовью к искусству, литературе
и детям. От того, насколько он сам
знает творчество художников-иллюстраторов,
умеет различать их индивидуальную
манеру, разбирается в средствах
художественной выразительности, понимает
язык книжной графики, а самое
главное, от его способности к
эстетическому восприятию иллюстрации,
будет зависеть уровень понимания
искусства иллюстрации
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
Систематическая и целенаправленная работа с иллюстрацией в - жизненная необходимость. Помня о том, что книжная иллюстрация - самый ,”максимально приближенный“ к читателю вид искусства, детские библиотеки должны включать ее по возможности во все формы индивидуальной и массовой работы, которые используются в процессе эстетического воспитания читателей-детей. Следует отметить, что работа писателя и художника не расслаивается, но образует органическое единство, которое и есть книга, совместное произведение двух мастеров.
Таким образом, можно сделать вывод,
что детская литература немыслима
без содружества с
Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей
Период дошкольного детства - один
из самых благоприятных этапов в
общении детей с
Самые маленькие дети по картинкам
как бы прочитывают книгу, прослеживая
сюжет от одной иллюстрации к
другой. Дополняя и углубляя содержание
книги, пробуждая в ребенке те
чувства и эмоции, которые вызывает
в нас истинно художественное
произведение, и, наконец, обогащая и
развивая его зрительное восприятие,
книжная иллюстрация выполняет
и эстетическую функцию. Воплощая идейное
содержание литературных произведений
в художественных образах, ярких, выразительных,
конкретных, искусство иллюстрации
- одно из сильных средств воспитания.
Иллюстрация помогает глубже и лучше
воспринимать текст, быстрее запоминать
содержание, дает знания об окружающем
мире. Рассматривание книжных иллюстраций
- широко используемый метод в обучении
детей изобразительной
Образы, созданные хорошим художником-
Роль книги в процессе формирования
ребенка переоценить
Велика роль книжной иллюстрации
и в раскрытии идейно-
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.
Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И.А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами - классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией