Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.
Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.

Содержание работы

1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
5. Практическая часть.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

К.Р. Методика Р.Р..docx

— 38.46 Кб (Скачать файл)

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации  приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным  чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают  картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую  прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой  момент из сказки здесь изображен. Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. У ребенка начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Например, после  чтения произведения Е. Чарушина "Медведица  и медвежата" детям шестого  года жизни воспитатель показывает рисунок, иллюстрирующий такие фразы: "А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!" - и предлагает ребенку вспомнить их, поскольку  рассказ этот был прочитан, по меньшей мере, 2 раза.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых  не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они  способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета  всех характеристик героя

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей  учат понимать содержание художественного  произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В старшей и подготовительной группах  дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась  или не понравилась картинка?", "Почему?"), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к  одному и тому же литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают  умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых  имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и  сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более  младшем возрасте, - о многом они  могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и  новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся  к пейзажу, определяют, какое время  года изображено, что характерно для  осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.

Книжная иллюстрация позволяет  подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при  этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие  связь между содержанием картины  и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая  иллюстрации, обращает внимание детей  на передачу характерной внешности  героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: знакомство с писателем, демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом). В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

 

Практическая часть

РАССМАТРИВАНИЕ  КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ОСЕННИМИ ПЕЙЗАЖАМИ. УПРАЖНЕНИЕ «ГДЕ ЛЕТО, А  ГДЕ ОСЕНЬ?»

Программные задачи.

Познакомить детей с иллюстрациями, изображающими разные периоды осени; учить замечать различия в подборе  красок при изображении тех или  иных периодов осени; различать и  называть цвет. (Красный, желтый, зеленый).

 

Материал. Иллюстрации из детских книг с изображениями летних (2–3)пейзажей и осенних (3–4); наборное полотно, цветные прямоугольники или квадратики цветов, характерных для осенних пейзажей.

Ход занятия. Дети сидят полукругом вокруг стола. На столе иллюстрации с летними и осенними пейзажами.

Воспитатель говорит: «У меня на столе  лежат картинки. Одни из них –  про осень, другие – про лето. Сегодня я хочу вам показать картинки про осень. Кто мне поможет  отобрать картинки только про осень?»  Двое детей помещают отобранные ими  картинки на верхнюю полку доски, а оставшиеся – на нижнюю полку. Педагог спрашивает, все ли картинки на верхней полке про осень, все  ли картинки на нижней полке про  лето.

Подтверждает, что нижние картинки про лето, потому что на них художники  нарисовали деревья и кусты с  зелеными листьями, зеленую траву  и яркие цветы, ясное голубое  небо с белыми облаками и т. п.

Воспитатель убирает летние пейзажи  и ставит осенние картинки в последовательности от начала осени до ее конца. Спрашивает: «Все эти картинки про осень? Почему они такие разные?» Если дети не могут ответить, предлагает им вспомнить, как начиналась осень. Сначала пожелтели, покраснели листья на деревьях. На яблонях  и грушах еще висели плоды. На клумбах  цвели астры, розы. Просит показать картинку, где изображено начало осени. Продолжает: «Потом начали опадать  листья с деревьев, чаще стал идти дождь, дуть холодный ветер. Найдите картинки про листопад, про середину осени. Затем делалось все холоднее, листьев  на деревьях почти не осталось. На земле  прибавлялось опавших листьев. Они  потемнели, сделались коричневыми, темно-красными. А небо стало хмурым, серым. Все это художники изобразили на своих картинках, и они получились разные».

Предлагает выбрать картинку, которая  детям понравилась больше всех, и  рассказать, что на ней нарисовано.

Далее проводится игровое упражнение «Какими красками нарисовал художник эту картинку?».

Одну из картинок помещают отдельно и возле нее – наборное полотно. На стол ставят поднос с разноцветными  прямоугольниками.

Говорит педагог: «Эти картинки художники  нарисовали разными красками. Вы можете узнать, какими, если внимательно рассмотрите  каждую картинку. Затем возьмите с  подноса такого же цвета прямоугольники и вставьте в кармашки».

К столу подходят 1–2 ребенка и  отбирают цветные прямоугольники. После  выполнения первого задания воспитатель  указывает то на один, то на другой прямоугольник  и спрашивает: «Что художник изобразил  этой краской?» (Оранжевой краской  художник нарисовал листья на дереве; темно-зеленой краской художник нарисовал ель и т. п.). Такая  же работа проводится по другим картинкам  об осени.

Если ребенок будет ошибаться  в подборе оттенков, то нужно дать ему два прямоугольника одного и  того же цвета и предложить определить, какой оттенок зеленого (красного, желтого цвета) художник использовал  при рисовании конкретного предмета на картинке.

В заключение можно сказать, как  много разных красок нужно художникам, чтобы изобразить начало, середину и конец осени.

Полезно, чтобы дети хором повторили  названия всех цветов и оттенков прямоугольников, вставленных в наборное полотно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника  в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2000. - 272 с.

2. Инновационное дошкольное образование:  опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1999. - №  12. - С.23.

3. Комарова Т.С. Изобразительная  деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.

4. Котова И. О некоторых особенностях  восприятия иллюстраций младшими  дошкольниками / И. Котова // Дошкольное  воспитание. - 1973. - № 2. - С.11.

5. Кудрявцева Л.С. Художники детской  книги: Пособие для студентов  средних и высших педагогических  учебных заведений / Л.С. Кудрявцева. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 208 с.

6. Курочкина Н.А. Детям о книжной  графике / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 160 с.

7. Панов В.П. Иллюстрация в  книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.

8. Пчелинцева Е.В. Теория и  методика развития детского изобразительного  творчества / Е.В. Пчелинцева. - Н-Новгород: изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 32 с.

9. Супнеева П. Здравствуй волшебная  книга / П. Супнеева // Дошкольное  воспитание. - №5. - 1996. - С.63-67.

10. Флерина Е.А. Изобразительное  творчество детей дошкольного  возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1996. - 160 с.

11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной  деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2006. - 175 с.

 


Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией