Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 10:13, реферат
Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.
Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.
1. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге.
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
4. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах).
5. Практическая часть.
6. Список использованной литературы.
С детьми рассматривают картинки-
В старшем дошкольном возрасте дети
начинают осознавать события, которых
не было в их личном опыте, их интересуют
не только поступки героя, но и мотивы
поступков, переживания, чувства. Они
способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к
Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.
В старшей и подготовительной группах
дети уже способны оценивать картинки-
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Книжная иллюстрация позволяет
подвести детей к углубленному восприятию
содержания текста. Большую роль при
этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие
связь между содержанием
Используются словесные
просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом). В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.
Практическая часть
РАССМАТРИВАНИЕ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ОСЕННИМИ ПЕЙЗАЖАМИ. УПРАЖНЕНИЕ «ГДЕ ЛЕТО, А ГДЕ ОСЕНЬ?»
Программные задачи.
Познакомить детей с иллюстрациями, изображающими разные периоды осени; учить замечать различия в подборе красок при изображении тех или иных периодов осени; различать и называть цвет. (Красный, желтый, зеленый).
Материал. Иллюстрации из детских книг с изображениями летних (2–3)пейзажей и осенних (3–4); наборное полотно, цветные прямоугольники или квадратики цветов, характерных для осенних пейзажей.
Ход занятия. Дети сидят полукругом вокруг стола. На столе иллюстрации с летними и осенними пейзажами.
Воспитатель говорит: «У меня на столе лежат картинки. Одни из них – про осень, другие – про лето. Сегодня я хочу вам показать картинки про осень. Кто мне поможет отобрать картинки только про осень?» Двое детей помещают отобранные ими картинки на верхнюю полку доски, а оставшиеся – на нижнюю полку. Педагог спрашивает, все ли картинки на верхней полке про осень, все ли картинки на нижней полке про лето.
Подтверждает, что нижние картинки про лето, потому что на них художники нарисовали деревья и кусты с зелеными листьями, зеленую траву и яркие цветы, ясное голубое небо с белыми облаками и т. п.
Воспитатель убирает летние пейзажи и ставит осенние картинки в последовательности от начала осени до ее конца. Спрашивает: «Все эти картинки про осень? Почему они такие разные?» Если дети не могут ответить, предлагает им вспомнить, как начиналась осень. Сначала пожелтели, покраснели листья на деревьях. На яблонях и грушах еще висели плоды. На клумбах цвели астры, розы. Просит показать картинку, где изображено начало осени. Продолжает: «Потом начали опадать листья с деревьев, чаще стал идти дождь, дуть холодный ветер. Найдите картинки про листопад, про середину осени. Затем делалось все холоднее, листьев на деревьях почти не осталось. На земле прибавлялось опавших листьев. Они потемнели, сделались коричневыми, темно-красными. А небо стало хмурым, серым. Все это художники изобразили на своих картинках, и они получились разные».
Предлагает выбрать картинку, которая детям понравилась больше всех, и рассказать, что на ней нарисовано.
Далее проводится игровое упражнение «Какими красками нарисовал художник эту картинку?».
Одну из картинок помещают отдельно и возле нее – наборное полотно. На стол ставят поднос с разноцветными прямоугольниками.
Говорит педагог: «Эти картинки художники нарисовали разными красками. Вы можете узнать, какими, если внимательно рассмотрите каждую картинку. Затем возьмите с подноса такого же цвета прямоугольники и вставьте в кармашки».
К столу подходят 1–2 ребенка и отбирают цветные прямоугольники. После выполнения первого задания воспитатель указывает то на один, то на другой прямоугольник и спрашивает: «Что художник изобразил этой краской?» (Оранжевой краской художник нарисовал листья на дереве; темно-зеленой краской художник нарисовал ель и т. п.). Такая же работа проводится по другим картинкам об осени.
Если ребенок будет ошибаться
в подборе оттенков, то нужно дать
ему два прямоугольника одного и
того же цвета и предложить определить,
какой оттенок зеленого (красного,
желтого цвета) художник использовал
при рисовании конкретного
В заключение можно сказать, как много разных красок нужно художникам, чтобы изобразить начало, середину и конец осени.
Полезно, чтобы дети хором повторили названия всех цветов и оттенков прямоугольников, вставленных в наборное полотно.
Список использованной литературы
1. Григорьева Г.Г. Развитие
2. Инновационное дошкольное
3. Комарова Т.С. Изобразительная
деятельность в детском саду:
обучение и творчество / Т.С. Комарова.
- М.: Педагогическое общество
4. Котова И. О некоторых
5. Кудрявцева Л.С. Художники
6. Курочкина Н.А. Детям о
7. Панов В.П. Иллюстрация в книге / В.П. Панов. - М.: Юный Художник, 2001. - 233 с.
8. Пчелинцева Е.В. Теория и
методика развития детского
9. Супнеева П. Здравствуй
10. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1996. - 160 с.
11. Швайко Г.С. Занятия по
Информация о работе Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией