Международные искусственные языки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение роли искусственных языков в системе современной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую историческую справку о формировании и развитии искусственных языков;
- рассмотреть разновидности международных искусственных языков;
- раскрыть понятие «плановые языки».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
I.Язык – как средство общения.........................................................................5
1.1 Сущность языка…………………………………………………………….5
1.2 Язык – как общественное явление………………………………………...8
II.Международные искусственные языки……………………………………17
2.1 Основные этапы развития искусственных языков………………………17
2.2 Классификация международных искусственных языков………………22

Заключение……………………………………………………………………..29

Cписок использованной литературы…………………………………………30

Файлы: 1 файл

sama_kursovaya.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Костанайский филиал

 

Кафедра филологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Международные искусственные  языки.

 

 

Автор курсовой работы                  Молдашева Айжан Болатовна

(подпись)                                                       (Ф.И.О.)

«___»_______ 20__ г.

 

Специальность/направление              __Лингвистика _________________________________________

(шифр, название)

 

Руководитель работы                    ________________          ______________________

(подпись)                    (Ф.И.О., ученая степень

«___»_______ 20__ г.                                                               и звание, должность)

 

Оценка

«_________________»

«____» ___________20__ г.

 

 

Костанай, 20__ г.

 

 


 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

I.Язык – как средство общения.........................................................................5

1.1 Сущность языка…………………………………………………………….5

1.2 Язык – как общественное  явление………………………………………...8

II.Международные искусственные языки……………………………………17

2.1 Основные этапы развития  искусственных языков………………………17

2.2 Классификация международных искусственных языков………………22

 

Заключение……………………………………………………………………..29

 

Cписок использованной литературы…………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

На данный момент существуют тысячи различных языков. Язык - как важнейшее средство человеческого общения тесно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе, пользуясь языком широко и разнообразно. Без рассмотрения назначения языка, его связей с обществом, сознанием и мыслительной деятельностью человека, без рассмотрения правил функционирования и законов исторического развития языков невозможно глубоко и правильно понять систему языка, его единицы категорий. Потребность в языке, посреднике между народами, существовала всегда, но среди тысяч языков, охватывающих нашу землю, сложно найти всего один, который мог бы понимать каждый. Для всякого естественного языка функция международного общения вторична, так как такой язык в первую очередь используется в качестве национального языка того или иного народа. Поэтому проекты создания искусственного языка, как правило, базировались на идее создания универсального языка, который был бы общим для всего человечества или нескольких этносов.

Актуальность данной работы обусловлена тем положением, в  котором сейчас находится наше общество. Прежде всего, это связано с развитием  глобальных средств коммуникации, в  первую очередь Международные переговоры. На данный момент в мире существует более тысячи искусственных языков, и все больше проявляется интерес к эсперанто и другим плановым языкам. Поэтому возможно возрастание интереса к интерлингвистике и плановым языкам как средству общения, и как следствие - дальнейшего развития этой отрасли языкознания. На сегодняшний день в мире функционируют порядка пятисот искусственных языков. Однако из всего числа плановых языков, когда-либо предлагавшихся в качестве международных, немногие оказались пригодны для реального общения и стали применяться большим или меньшим количеством людей.

Цель данной работы: изучение роли искусственных языков в системе современной культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать краткую историческую  справку о формировании и развитии  искусственных языков;

- рассмотреть разновидности  международных искусственных языков;

- раскрыть понятие «плановые  языки».

Объект исследования: бейсик-инглиш, волапюк, идо, интерлингва, латино-сине-флексионе, логлан, ложбан, на'ви, новиаль, окциденталь, симлийский язык, сольресоль, эсперанто, ифкуиль, клингонский язык, эльфийские языки.

Предмет исследования: Языки  искусственного происхождения.

Теоретическая значимость исследовании состоит в изучении искусственного языка в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, как искусственные языки помогают международному общению и обществу в целом.

 Теоретической и методологической основой проведения исследования явились фундаментальные в области интерлигвистики работы: Галеном, Й.М. Шлейером Л.Л. Заменгофом, Э. Веферлинга, Э. Липмана, К. Шёстедта , Э. де Валем А. Гоуда,

В данной работе рассматривается  история возникновения, причины, преимущества искусственных языков.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

I.Язык – как средство общения

1.1Сущность языка

 

История науки о языке  свидетельствует, о том, что вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:

- язык есть явление  биологическое, природное, не  зависящее от человека (“Языки, эти образованные в звуковой материи природные организмы…., проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам, - писал А. Шлейхер”).

- язык есть явление  психическое, возникающее вследствие  действия индивидуального духа  – человеческого или божественного  (“Язык, писал В.Гумбольдт, представляет собой беспрервыную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли”).

- язык есть явление  психосоциальное, имеющее, по  словам И.А. Бодуэна де Куртенэ“коллективно – индивидуальное”  или “собирательно – психическое” существование, при котором индивидуальное является одновременно и общим, общечеловеческим;

- язык есть явление  социальное, возникающее и развивающееся  только в коллективе (“Язык есть социальный элемент речевой деятельности, - говорил Ф.де Соссюр, - внешний по отношению к индивиду, который сам по себе не может ни создавать язык, ни его изменять”) [9,с.22].

Нетрудно заметить, что  в этих разных определениях язык понимается то как явление биологическое (или  природное), то как явление психическое (индивидуальное), то как явление  социальное (общественное). Если признать язык явлением биологическим , то его следует рассматривать тогда в одном ряду с такими способностями человека, как есть, пить, спать, ходить и т.д., и считать, что язык наследуется человеком, так как заложен в самой его природе. Однако это противоречит фактам, так как язык не передается по наследству. Он усваивается ребенком под влиянием говорящих. Вряд ли правомерно считать язык и явлением психическим, возникающим в результате действия индивидуального духа – человеческого или божественного. В этом случае человечество имело бы огромное множество индивидуальных языков, что привело бы к ситуации вавилонского смешения языков, непониманию друг друга, даже членами одного коллектива.    Несомненно, что язык- явление социальное : он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности общения людей друг с другом.

Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы  к его определению, ср.: язык есть мышление, выраженное звуками (А. Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа ( Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф.Энгельс ); язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуков знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (АртюноваН,Д,) [12,с.52].

В каждом из этих определений (а число их можно увеличить  до бесконечности) акцентируются разные моменты: отношение языка к мышлению, структурная организация языка, важнейшие  функций и т.д., что  еще раз свидетельствует о  том, что язык – это сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием  и мышлением человека.

Язык - сложнейшее явление. Э. Бенвенист несколько десятков лет тому назад писал: «Свойства языка настолько своеобразны, что можно, по существу, говорить о наличии у языка не одной, а нескольких структур, каждая из которых могла бы послужить основанием для возникновения целостной лингвистики». Язык -- многомерное явление, возникшее в человеческом обществе: он и система и антисистема, и деятельность и продукт этой деятельности, и дух и материя, и стихийно развивающийся объект и упорядоченное саморегулирующееся явление, он и произволен и произведен и т.д. Характеризуя язык во всей его сложности с противоположных сторон, мы раскрываем самую его сущность.

Чтобы отразить сложнейшую сущность языка, Ю. С. Степанов представил его в виде нескольких образов, ибо  ни один из этих образов не способен полностью отразить все стороны  языка: 1) язык как язык индивида; 2) язык как член семьи языков; 3) язык как структура; 4) язык как система; 5) язык как тип и характер; 6) язык как компьютер; 7) язык как пространство мысли и как «дом духа» (М.Хайдеггер), т.е. язык как результат сложной когнитивной деятельности человека. Соответственно, с позиций седьмого образа, язык, во-первых, - результат деятельности народа; во-вторых, результат деятельности творческой личности и результат деятельности нормализаторов языка (государства, институтов, вырабатывающих нормы и правила).

К этим образам в самом  конце XX в. прибавился еще один: язык как продукт культуры, как ее важная составная часть и условие  существования, как фактор формирования культурных кодов.

С позиций антропоцентрической  парадигмы, человек познает мир через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем. Никакая абстрактная теория не сможет ответить на вопрос, почему можно думать о чувстве как об огне и говорить о пламени любви, о жаре сердец, о тепле дружбы и т.д. Осознание себя мерой всех вещей придает человеку право творить в своем сознании антропоцетрический порядок вещей, исследовать который можно не на бытовом, а на научном уровне. Этот порядок, существующий в голове, в сознании человека, определяет его духовную сущность, мотивы его поступков, иерархию ценностей. Все это можно понять, исследуя речь человека, те обороты и выражения, которые он наиболее часто употребляет, к которым у него проявляется наивысший уровень эмпатии.

В процессе формирования новой  научной парадигмой был провозглашен тезис: «Мир есть совокупность фактов, а не вещей» (Л. Витгенштейн). Язык был  постепенно переориентирован на факт, событие, а в центре внимания стала  личность носителя языка (языковая личность, по Ю. Н. Караулову). Новая парадигма  предполагает новые установки и  цели исследования языка, новые ключевые понятия и методики. В антропоцентрической  парадигме изменились способы конструирования  предмета лингвистического исследования, преобразился сам подход к выбору общих принципов и методов  исследования, появилось несколько  конкурирующих метаязыков лингвистического описания (Р. М. Фрумкина) [11,с.215].

 

1.2. Язык – как общественное явление

Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих  к одному коллективу. Язык создается  и развивается обществом. На эту  связь языка и общества обратил  внимание Ф.Энгельс, писавший в “Диалектике природы”: Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу[5,с.105].

Вопрос о связи языка  и общества имеет разные решения. Согласно одной точке зрения, связь  языка и общества отсутствует , т.к., язык развивается и функционирует по своим законам ( польский ученный Е. Курилович ), согласно другой – эта связь является односторонней, т.к., развитие и существование языка полностью определяется уровнем развития общества (французский ученый Ж. Марузо ) или наоборот – язык сам обусловливает специфику духовной культуры общества (американские  ученые Э. Сепир, Б. Уорф). Однако наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой связь языка и общества является двусторонней [12,с.52].

Язык, стихийно возникшая  в человеческом обществе и развивающаяся  система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает Язык от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний (Искусственные языки, Информационные языки, Язык программирования, Информационно-поисковый язык), и от различных систем сигнализации, созданных на основе Языка (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.). По признаку способности выражать отвлечённые формы мышления и связанному с этой способностью свойству дискретности (внутренней членимости сообщения) Язык  качественно отличается от так называемых Языка животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определённый образ действий. Владение языка составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Язык - есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры [15,180].

Информация о работе Международные искусственные языки