Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:24, реферат
Тема мифа широко представлена в научной литературе. Начиная с XIX века, миф изучался в рамках самых различных дисциплин: этнологии, социологии, психологии, философии, семиологии, культурологии, методологии науки, литературоведении и пр., а также в рамках междисциплинарных исследований. На развитие дискурса оказали влияние практически все философские течения XIX-XX веков. Во многом существующие концепции мифа отражают философские интерпретации культурной и социальной ситуации своего времени.
мифологический аспект картины мира, моделируя целостный образ
реальности,
определяет субординации
действий, типы
социальной активности
как обыденных,
так и научных практик. В
частности, современная
* образовательная
система содержит в себе
В сумме указанные
положения расширяют и
>) соотношении
мифологического и
В ходе исследования
были получены результаты, имеющие теоретическую
значимость и практическое применение
в философской антропологии и теории культуры,
обусловленные, прежде всего, их важностью
для понимания тенденций формирования
механизмов ориентации личности в современной
культурной среде. Разработанные в исследовании
положения могут стать концептуальной
основой для
проведения дальнейших философско-антропологических
и культурологических исследований
общественных форм сознания, а также
быть использованы для эмпирических исследований
феномена современного мифа, оценки и
прогнозирования социальной ситуации
в рамках социокультурных систем на основе
предложенных и апробированных методологических
оснований и техник исследования.
Предложенный
подход к проблеме соотношения мифологического
и рационального в человеческой культуре,
а также отдельные положения настоящего
исследования могут быть использованы
при разработке общих и специальных курсов
по философии культуры, истории философии,
культурологии, социологии культуры. Использованные
концепты могут быть адаптированы для
решения исследовательских задач в области
политического менеджмента, рекламного
дела, маркетинговых процедур.
Одной из существенных
характеристик современной
Персональное
мышление, отличающее большинство индивидуумов
современного общества, вовсе не означает
факт отсутствия мифов или мифотворчества
в нашу эпоху. Ведь миф не представляет
собой инфантильное состояние души, чтобы
ему непременно быть коллективным.
Эту особенность культурной ментальности XIX и особенно XX века иногда характеризуют как «неомифологическое» сознание. Оно проявляет себя в интересе к изучению архаического и классического мифов, и в использовании мифологических сюжетов и мотивов в литературе. Примером «неомифологического» сознания является «Улисс» Джойса, где в качестве подтекста используется класический миф об Одисее или «Волшебная гора» Т.Манна, опирающаяся на миф о певице Тангейзере. В качестве мифов часто подаются исторические предания и реальность, обыденные сюжеты. Существуют и уподобление текста XX века мифу по структуре (циклическое время, метаморфоза и игра), уподобление языка культуры «предъязыку» мифа. Все это свидетельствует о возникновении настроя на мифотворчество и современное осмысление старых мифологем. Складывается структура нового мифотворчества и новые мифы. Их исследование представляет сейчас особый интерес. Оно позволяет поставить вопрос, во-первых, о смысловых особенностях мифологии, делающий миф привлекательным и незаменимым в качестве актуального средства решения смысложизненных проблем не только древней, но и современной эпохи, а во вторых, об изменениях в структуре и содержании мифа, связанных с особенностями культуры и определяющих перспективу развития значительного смыслового пласта эпохи. Прояснение этих вопросов является целью данной статьи.