Миф в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:24, реферат

Описание работы

Тема мифа широко представлена в научной литературе. Начиная с XIX века, миф изучался в рамках самых различных дисциплин: этнологии, социологии, психологии, философии, семиологии, культурологии, методологии науки, литературоведении и пр., а также в рамках междисциплинарных исследований. На развитие дискурса оказали влияние практически все философские течения XIX-XX веков. Во многом существующие концепции мифа отражают философские интерпретации культурной и социальной ситуации своего времени.

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 мифологический  аспект картины мира, моделируя  целостный образ

 реальности, определяет субординации культурных  смыслов, направленность

 действий, типы  социальной активности субъекта, границы возможных стратегий,

 как обыденных,  так и научных практик. В  частности, современная 

* образовательная  система содержит в себе мифологическое  ядро, невидимое для субъектов  образовательной деятельности в силу своей очевидности, определяющее, в итоге, теоретические концепции и стратегии практического действия. 

В сумме указанные  положения расширяют и обновляют  представления о 

>) соотношении  мифологического и рационального  в культуре. 

В ходе исследования были получены результаты, имеющие теоретическую значимость и практическое применение в философской антропологии и теории культуры, обусловленные, прежде всего, их важностью для понимания тенденций формирования механизмов ориентации личности в современной культурной среде. Разработанные в исследовании положения могут стать концептуальной 

основой для  проведения дальнейших философско-антропологических  и культурологических исследований общественных форм сознания, а также  быть использованы для эмпирических исследований феномена современного мифа, оценки и прогнозирования социальной ситуации в рамках социокультурных систем на основе предложенных и апробированных методологических оснований и техник исследования. 

Предложенный  подход к проблеме соотношения мифологического и рационального в человеческой культуре, а также отдельные положения настоящего исследования могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по философии культуры, истории философии, культурологии, социологии культуры. Использованные концепты могут быть адаптированы для решения исследовательских задач в области политического менеджмента, рекламного дела, маркетинговых процедур. 
 
 

Одной из существенных характеристик современной культуры является наличие в ней мифов. Они ярко и многогранно заявляют о себе в философии, психологии, литературе, художественном творчестве вопреки распространенному заблуждению, будто потребность в мифотворчестве была только в древнем обществе. Современный миф существует в культуре иначе и по авторству , и по тому месту, которое занимает, и, разумеется по содержанию. 

Персональное  мышление, отличающее большинство индивидуумов современного общества, вовсе не означает факт отсутствия мифов или мифотворчества в нашу эпоху. Ведь миф не представляет собой инфантильное состояние души, чтобы ему непременно быть коллективным. 

Эту особенность  культурной ментальности XIX и особенно XX века иногда характеризуют как «неомифологическое» сознание. Оно проявляет себя в интересе к изучению архаического и классического мифов, и в использовании мифологических сюжетов и мотивов в литературе. Примером «неомифологического» сознания является «Улисс» Джойса, где в качестве подтекста используется класический миф об Одисее или «Волшебная гора» Т.Манна, опирающаяся на миф о певице Тангейзере. В качестве мифов часто подаются исторические предания и реальность, обыденные сюжеты. Существуют и уподобление текста XX века мифу по структуре (циклическое время, метаморфоза и игра), уподобление языка культуры «предъязыку» мифа. Все это свидетельствует о возникновении настроя на мифотворчество и современное осмысление старых мифологем. Складывается структура нового мифотворчества и новые мифы. Их исследование представляет сейчас особый интерес. Оно позволяет поставить вопрос, во-первых, о смысловых особенностях мифологии, делающий миф привлекательным и незаменимым в качестве актуального средства решения смысложизненных проблем не только древней, но и современной эпохи, а во вторых, об изменениях в структуре и содержании мифа, связанных с особенностями культуры и определяющих перспективу развития значительного смыслового пласта эпохи. Прояснение этих вопросов является целью данной статьи.

Информация о работе Миф в литературе