Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребенка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством его (ребенка?) самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а и потребность к чтению книг, зависит от условий обучения.
Младший школьник как читатель: интересы, возрастные и психические особенности.
Введение.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребенка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством его (ребенка?) самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а и потребность к чтению книг, зависит от условий обучения.
Я выбрала эту тему, так как считаю, что дети сейчас очень мало читают и это влиет на их дальнейшее развитие и обучение. Ведь не овладев навыками чтения, дети лишаются возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев и посочувствовать им, а так же посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Мне кажется, что каждый преподаватель должен следить за общим развитием ребенка, которое не будет полноценным, если не привить любовь к чтению. Нельзя позволить компьютерным играм, современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей. Именно этим я хочу подчеркнуть актуальность данной темы.
Таким образом, целью данной работы является:
1. обогащение читательского опыта младших школьников при помощи прочтения книг, отгадывания загадок, обсуждения произведений, просматривание иллюстраций;
2. рассмотреть интересы, возрастные, психические особенности и возможности (надо: рассмотрение интересов, психических особенностей и возможностей) младших школьников как читателей.(не уверена что правильно поставила цель поэтому их 2. Подходят ли они ?) Уберите первую цель, оставьте только вторую. Первая цель - экспериментальная, практическая. А у нас работа чисто теоретическая пока. Если Вы и собираетесь проводить эксперимент, то лучше такого типа: изучить читательские интересы Ваших учеников (каких авторов, какие жанры предпочитают, какие книги наиболее популярны среди них и т.д.). Или это может быть проверка тех сведений, которые Вы извлекли из работ методистов и психологов. Например, везде пишут, что у младших школьников воссоздающее воображение лучше развито, чем творческо - так ли это? можно проверить. Но эксперимент должен продумываться отдельно и тщательно. Можно на данном этапе остановиться на теории, а в следующей работе провести эксперимент.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. проанализировать
и систематизировать
3. учитывая выявленные
интересы, психологические особенности
и возможности младшего
Объект: младший школьник как читатель.
Предмет: читательская деятельность младшего школьника. (Предмет всегда - часть объекта. Объект должен быть шире предмета, а не наоборот).
Теоретическая часть.
Младший школьник как читатель.
Часть работы не может называться как вся работа. Нужно конкретизировать название этой части. Например: «Роль детского чтения в современном обществе» или «Проблемы детского чтения в современном обществе». Если выберете второе, то нужно еще расширить этот параграф: рассказать о том, например, что литературный рынок перегружен «некачественной» детской литературой, что родителям некогда заниматься с детьми, что дети часто сильно перегружены информацией и просто физически не имеют времени на чтение, что их отвлекают от чтения компьютер, ТВ и кино и т.д. Короче, нужно будет тогда подробнее остановиться на причинах того, что дети читают мало и неохотно.
По данным психологов и наблюдениям педагогов, наиболее продуктивным для приобщения детей к книге и чтению является дошкольное детство и младший школьный возраст.
В возрасте 7 — 9 лет ребенок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю.
Одна из ведущих закономерностей, регулирующих включение младших школьников в чтение как речевую коммуникативную деятельность, - это прямая зависимость детского чтения. (Зависимость от чего? Фраза незаконченная какая-то. Зависимость от многих факторов, Вы хотели сказать? От каких тогда?)
Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка. Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги. Дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
По словам известного детского писателя Э. Н. Успенского, пропаганда детского чтения в России не будет плодотворной, если к ней не подключить телевидение.
В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день.
Самое главное на первоначальном этапе самостоятельного чтения - добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. Принуждение, насилие, давление может навсегда отбить тягу к книге. В этом возрасте для детей надо больше читать вслух, обсуждать прочитанное, стимулировать на этой основе творческую деятельность: рисование, лепку, а также следует активно использовать иллюстрации - учить детей их рассматривать, соотносить с текстом. (Как-то непоследовательно в этих трех абзацах все, с пятого на десятое: то про телевидение, то просто общее утвержедене о проблемах детского чтения (сами проблемы не раскрыты), и сразу про чтение без принуждения. Подумайте, доработайте. Либо развейте каждую мысль, либо выберите что-то одно и остановитесь на этом подробнее).
1. Понятие о читательских интересах младших школьников.
Василий Александрович Сухомлинский писал о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга» [Ссылка]. По этой причине основная задача учителя - формирование устойчивого интереса к чтению.
Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. Вначале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Также при развтиии читательского интереса не малую роль играет семья. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Отношение к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. (Мне кажется, этот абзац целесообразно перенести в предыдущий параграф, так как здесь говорится о проблемах детского чтения на сегодняшний день)
Вопрос развития читательских интересов всегда волновал преподавателей начальной школы. Заботясь о качестве обучения младших школьников-читателей на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок, и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и городской библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к чтению и книгам, к самостоятельному чтению. (Здесь вы забегаете вперед - уже говорите об условиях, которые необходимы для приобщения детей к чтению. А в заголовке - «понятие о читательских интересах». Отсюда этот абзац нужно убрать. Возможно, его надо использовать там, где будут описываться эти самые условия).
Проблема интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в XVII веке. Я.А. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность» [Ссылка]. Заинтересованность текстом - психологическое состояние, сочетающее концентрацию непроизвольного (или после произвольного) внимания с положительным эмоциональным тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания [Ссылка]. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.
Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Б.Г. Ананьева, И.Я. Лернера, Р.Г. Лемберга, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Анализ работ названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки интереса к литературному чтению:
- положительное эмоциональное отношение к читательской деятельности;
- любопытство;
- восприятие личного примера учителя как читателя;
- устойчивая любознательность; (а любопытство и любознательность не одно и то же? подумайте, есть ли между этими понятиями принципиальная разница; если есть, то уточните в тексте прямо здесь, какая)
- осознание личной значимости приобретенных знаний;
устойчивый познавательный интерес (читательский интерес). (это лишнее или нет?) Мне кажется, это то, что уже названо здесь любознательностью. Кроме того, в критерии оценки интереса включается интерес. Масло масляное получается. То есть, лишнее, на мой взгляд.
Читательские интересы возникают в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. (Чья это мысль? Кто ее высказал и доказал? Мне кажется, она спорна. Мотивы чтения могут быть не только учебно-познавательными. Ведь мы ведем речь о художественной литературе. Например, сказки и фэнтэзи дети читают не потому, что хотят много знать и хорошо учиться. Тут другие мотивы у них, наверное. Вот какие? Надо понять.)
Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами, читательский интерес - это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе [Ссылка]. (Например, ребенок мечтает в будущем стать детективом, из книг выбирает для чтения детективы, так как он переносит сюжет на себя, представляет себя главным героем, ему интересно читать только эти книги). В читательских интересах выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному чтению их. (Например, родители ученика имеют дома коллекцию книг, но при этом ребенок читает только сказки). Читательские интересы диалектически связаны с потребностью в чтении, выражающей объективную зависимость субъекта от печатной продукции. Потребность ближе стоит к необходимости, чем интерес. Но эту связь нельзя понимать упрощенно, однолинейно, в том смысле, что конкретная потребность порождает строго соответствующий ей интерес. Одна потребность (например, познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских. [Ссылка]
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно (Далеко не всегда успешно в наши дни. Лучше слово «успешно» отсюда убрать.) формируется как читатель. Уже в начальной школе, в период обучения грамоте интерес к книге, как правило, ослабевает. Почему? Безусловно, в значительной степени это объясняется определённым положением в обществе. Не секрет, что многие дети из вполне обеспеченных семей предпочитают книге телевизор или разнообразные компьютерные игры. Как правило, такие дети не хотят и не любят читать. Во многом подобное отношение к книге усугубляется и несовершенством используемых в массовой школе методических систем букварного периода, а точнее, их отставанием от стремительно изменяющихся реалий жизни. (Весь этот абзац (со слов «Тяга к книге появляется...») опять же лучше перенести туда, где Вы говорите о проблемах детского чтения.)
В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, человека трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение. [Ссылка]
Информация о работе Младший школьник как читатель: интересы, возрастные и психические особенности