Младший школьник как читатель: интересы, возрастные и психические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования мировоззрения школьника, моральных, идейных и политических представлений, обогащения мира его чувств, эстетических переживаний, развития его способностей и интересов. Направленность общего развития ребенка обусловлена, прежде всего, характером обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Особо важное значение для развития младших школьников имеет рациональная постановка преподавания чтения. Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством его (ребенка?) самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а и потребность к чтению книг, зависит от условий обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая в1 проверен.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность, содержание. [Ссылка обязательно! Это важные научные выводы. Кто их сделал?]

Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. (Устойчивость читательского интереса означает постоянную, регулярную тягу к книге, неустойчивость - эпизодическую, нерегулярную. Правильно я понимаю? Желательно дать четкое определение каждому критерию (можно свое), а то все очень расплывчато получается).

Существенной частью теории читательского интереса (Кто автор этой теории? Когда она возникла? Где? Хорошо бы выяснить и включить эти сведения в наш текст) явилось рассмотрение диалектической связи между потребностями человека и его интересами. В потребности видели (Кто видел? Когда? Почему в прошедшем времени?) объективную зависимость субъекта от печатной продукции. При определенных условиях потребность может перерасти в интерес, а интерес - в потребность.

Важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Сосредоточенность духовных сил человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов. (Что понимается под глубиной читательского интереса - не очень ясно. Глубина= устойчивость + активность? Тогда что такое активность читателя? Надо уточнять. Нужно четкое определение).

Задача учителя начальных классов - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Мотивация чтения детей далеко не всегда продиктована интересом. Она может быть обусловлена заданием, стремлением получить хорошую оценку, угодить родителям, взять книгу для приятеля, широтой (круг чтения) и объёмом (объединяет широту и глубину) читательского интереса. (Лишнее, на мой взгляд. Надо бы сначала закончить характеристику критериев читательского интереса, а потом рассуждать о задачах учителя и проч.).

Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной литературе библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок и т.п.

В содержательном аспекте художественных интересов специалисты различают истинные и ложные интересы. Первые соответствуют внутренним потребностям читателей, когда читательский интерес диктуется жизненным интересом. Вторые лишь имитирует интересы: читатель не осознает свой подлинный интерес или, осознавая, не соотносит его с чтением. Он может читать, например, детективы, в то время как подлинные его интересы лежат совсем в другой сфере. Задача (Чья?) состоит в том, чтобы жизненные интересы читателя и содержание его чтения совпадали или были бы максимально приближены друг к другу. (А зачем? Если человеку нравится читать Достоевского и при этом он увлекается еще садоводством или астрономией - что в этом плохого? Получается разносторонняя личность. Или надо у него Достоевского отбирать и всучивать ему книжки исключительно по садоводству? Или я что-то не так поняла про истинные и ложные интересы?)

Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные ходы достижения цели [Ссылка].

Таким образом, интерес к чтению и читательский интерес, будучи разновидностью интереса вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. (Скажите пожалуйста, а читательский и нтерес и интерес к чтению - это разные понятия? Если да, то надо объяснить, в чем разница и указать, кто эти понятия определил и разграничил)

 

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Интерес к чтению и читательский интерес неотрывно связан с познавательным интересом, суть которого заключается в целенаправленном стремлении школьников к овладению знаниями.

2) Основной признак читательского интереса - значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней.

3) Основные параметры читательского интереса: направленность, избирательность, глубина, широта, объём. А где устойчивость? Опять какая-то путаница. Выше у Вас указано, что «к качественным характеристикам читательского интереса отнесены устойчивость, глубина, избирательность, содержание». Здесь вы говорите еще о широте и объеме, но не упоминаете устойчивость. Приведите в соответствие эти части. Охарактеризуйте широту и объем или совсем исключите их из характеристик (параметров) читательского интереса, если считаете несущественными.  

4) Уровни развития читательских интересов (высокий, средний, низкий) и критерии, соответствующие уровням, по которым можно измерить уровень развития читательских интересов младших школьников (параметры для каждого уровня)

Ничего не понятно в этом пункте. Надо бы так:

4) Выделяются три уровня читательского  интереса: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется  тем-то и тем-то... . Средний уровень  характеризуется тем-то и тем-то... Низкий уровень характеризуется  тем-то и тем-то... Уровни чит. интереса должны быть определены через его параметры (устойчивость, избирательность, глубину и т.д.)

5) Анализ работ исследователей позволил нам выделить этапы формирования читательского интереса: любопытство или интерес к чтению, любознательность, читательский интерес - избирательный индивидуальный интерес к особой теме чтения, чтение произведений определённого жанра, творчества конкретного автора.

Интерес к чтению является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях интерес к чтению можно сформировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие читательских интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев.

 

 

 

1. 2. Интересы младшего школьника к чтению (Мне кажется, здесь речь уже идет об условиях формирования интереса к чтению. Следовательно, лучше назвать пункт так «Условия формирования устойчивого интереса к чтению у младших школьников»)

В основе интереса к чтению, как и в основе любого интереса, лежит «встреча потребности с предметом», а интерес к объектам или деятельности может обеспечиваться лишь педагогически целессобразной организацией этой деятельности с данными объектами.  Без соблюдения названных условий от детского самостоятельного чтения остается лишь форма, так как нарушается вторая известная закономерность, в соответсвии с которой естественным регулятором непрерывности читательской деятельности может быть только освоение читателем предельно широкого круга книг - знания книг, углубенное или даже поверхностное. Без такого знания встреча потребности с предметом и просто возникновение собственных читательских запросов, выявление читателем своего круга чтения окажутся делом случая, который вполне может  и не произойти. А без этого грамотный человек не состоится как читатель. Соблюдение же названных условий, напротив, непременно приводит к тому, что ребенок начинает интересоваться книгами, что он освоит книгу как приспособление для чтения и что детская книга специальной системой средств и служб поможет ему преодолевать временные и пространственные барьеры, затрудняющие общение. В результате у ребенка появится личностная мотивация обращения к книгам, т. е сформируется то, ради чего и предпринимается читательская деятельность вообще. [Ссылка]

Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению; этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка. Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач. Но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения. В свою очередь, навык чтения не сформируется без познавательного интереса к выработке этого навыка. Эти два явления так прочно взаимосвязаны, что их трудно разграничить. В силу этого возникла необходимость изучить эти явления во взаимообусловленном единстве и создать систему обучения, которая обеспечит возникновение и развитие интереса к чтению в процессе формирования навыка чтения.

Младшие школьники любят пересказывать содержимое очень близко к тексту, дословно. Важно ребенка в этом возрасте обучить по небольшому, предложенному ему плану рассказать о прочитанном. Для этого можно сформулировать вопросы того рода: «О чем эта книга? Что ты узнал о главном герое? В какое время он жил? Как рассказывается об этом в книге?» Постепенно ребенок овладевает навыком краткого изложения прочитанного.

  Умение анализировать причины, мотивы поступков героев, внимательное отношение к языку художественного произведения вырабатывается с помощью  различных литературных игр. Младшие школьники очень любят перевоплощаться в героев прочитанных книг, сказок. Но если ребенку вовремя не привить интерес к чтению, то может произойти потеря интереса к чтению. (Наверное, Вы хотели сказать, что если вовремя не привить, то потом уже он никогда не привьется?)

 М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

 

- плохое обучение ребёнка чтению;

 

- не поддержание интереса ребёнка к чтению;

 

- необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя» [Ссылка].

 

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но, как утверждает М. М. Безруких, в России на современном этапе это не делается.

 Однако М. М. Безруких, отмечает  роль государства в формировании детского чтения и в связи с этим выделяет три задачи:

-  государство должно научить педагогов правильно учить чтению:

-  объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

-  поддерживать современных писателей, пишущих для детей [Ссылка].

Хочется отметить, что для успешного развития читательских интересов (так все-таки читательских интересов или интереса к чтению?) младших школьников решающим является не только методика обучения чтению, но и содержание чтения, данное в учебниках классного и внеклассного чтения. Ведь учебник - эта та основная книга, с которой ребенок имеет дело.

1. 3. Возрастные и психические особенности младшего школьника

(Думается, сначала надо рассказать о возрастных и психологических особенностях, а потом перейти к интересам. Так логичнее, потому что так рассказ двигается от более общего к более частному. Поменяйте местами части, пожалуйста)

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение (уже была такая фраза) – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось, учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. 

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольное внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

     Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

      Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.(этот раздел не лишний?). Раздел не лишний, но его нужно развить в сторону чтения: как все эти особенности влияют на восприятие младшими школьниками лит. произведения. Например, т.к. эмоциональная сфера у мл. школьника сильно развита, а абстрактное мышление еще только в зачатке, то ему, как правило, сложно сформулировать общую идею прочитанного текста. И т.д. (про память, про воображение и проч.). Об этом очень хорошо рассказано у Т.В. Рыжковой в учебнике «Теоретические основы и технологии начального литературного образования»)

Информация о работе Младший школьник как читатель: интересы, возрастные и психические особенности