Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 21:13, доклад
Формальный или точнее — морфологический метод официально существует в России всего лишь восемь лет — с момента выхода в 1916-17 г. двух первых сборников «Опояза». Но он уже имеет свою любопытную историю.
В этот более чем краткий срок он успел изжить в период Sturm und Drang'a с неизбежно присущей ему экстремой, и полосу широкой исключительной моды, когда состоять в формалистах считалось элементарным и необходимым признаком хорошего литературного тона.
М.М. Бахтин о «формальном методе» (работы «Ученый сальеризм», «Формальный метод в литературоведении»)
Формальный или точнее — морфологический метод официально существует в России всего лишь восемь лет — с момента выхода в 1916-17 г. двух первых сборников «Опояза». Но он уже имеет свою любопытную историю.
В этот более чем краткий срок он успел изжить в период Sturm und Drang'a с неизбежно присущей ему экстремой, и полосу широкой исключительной моды, когда состоять в формалистах считалось элементарным и необходимым признаком хорошего литературного тона.
Сейчас мода эта, кажется, проходит. Изжит и экстремизм — в своем кругу и в лагере противников. В то же время несомненен процесс канонизации формального метода. Он становится догмой. У него уже имеются не только учителя и ученики, но ученики и эпигоны.
Думается, что такой момент является наиболее подходящим и для серьезных размышлений о формальном методе, и для наиболее плодотворных споров о нем.
Но прежде всего: что такое формальный метод? Каковы конститутивные признаки его?
Очевидно, что под понятие формального метода не подойдут все теоретические и исторические работы, так или иначе связанные с проблемой художественной формы. В противном случае, формалистами пришлось бы счесть и А.Н.Веселовского с его грандиозным, но незавершенным зданием исторической поэтики, и А.А.Потебню как автора «Записок по теории словесности», — с которыми современные формалисты генетически действительно связаны, — и Оск.Вальцеля, и Сент-Бева, и даже Аристотеля. При таком более чем распространительном толковании формальный метод становится ночью, в которой все кошки серы.
Очевидно, что мысля формальный метод именно как метод, мы имеем в виду некую специфическую, особенную установку этого общего интереса к проблеме художественного оформления или точнее — некую систему общих принципов и методических приемов изучения художественного творчества, свойственную и характерную только для формального метода как такового. Такая система у формализма, конечно, имеется.
Ее нельзя свести только к изучению морфологии художественных произведений.
Если бы формальный метод ограничивался чистой морфологией в точном смысле этого термина, т.е. описанием технической стороны художественного творчества, то и спорить было бы почти не о чем. Материал для подобного изучения весь и сплошь дан в художественном произве Ученый сальеризм дении. Основные морфологические понятия также более или менее раз работаны. Исследователю осталось бы только систематически описывать,и подсчитывать морфологические единицы. И это для изучения художе ственного творчества дело, конечно, необходимое.
Но в исследовательской практике формалисты отнюдь не ограничива ются такой, столько же скромной, сколько и почтенной ролью. В их ра ботах формальный метод претендует на роль не только исторической, но и теоретической поэтики, на значение общего и основного принципа в историко-литературной методологии, на положение законодателя науч ного искусствознания. Формальный метод превращается в «формалис тическое мировоззрение», приобретая все черты, свойственные исключи тельному, самозаконному догматизму. В этом плане, к сожалению, и строится вся система основоположений формализма — уже не как мето да, а — принципа литературной методологии.
В наиболее резких
и отчетливых формулировках
Необходимо изучать
«само художественное
форма — слагается из приемов их обработки. Отсюда как основной методологиче ский закон и верховный завет: «Если наука о литературе хочет стать наукой, она принуждается признать "приемы" своим единственным "героем"»6.
Такова теоретическая
база формального метода. Без
труда узнаются тут
Для всех этих искусствоведов в большей или меньшей степени харак терно утверждение примата материала и формы как организации этого материала.
Идеологически формальный метод и является одним из самых крайних выражений этой тенденции. Такова уж, видно, русская натура — все довести до крайности, до предела или даже переплеснуться через предел — в абсурд...
Б.Эйхенбаум. «Молодой Толстой», стр. 8.
В.Шкловский. «Розанов», стр. 4.
В.Шкловский. «"Тристам Шенди" Стерна и теория романа», стр. 22.
В.Шкловский. «Розанов», стр. 8.
л В.Шкловский. «Литература и кинематограф», стр. 18.
Р.Якобсон. «Новейшая русская поэзия. Набросок первый. Хлебников», стр. 10.
8 П.H,Медведев Неудивительно, что положительные достижения формального метода в России аналогичны заслугам европейской материальной эстетики: он впервые в России строго поставил, «остранил» методологическую про блему;
он был первым, начавшим в России систематическое изучение формы и техники словесного искусства;
искусство-переживание, чем бы ла у нас до сих пор лучшая часть критики, он пытается заменить объек тивным искусствознанием.
Умалять эти заслуги, конечно, не приходится ·—- они несомненны. Но также несомненно и то, что все они относятся к области пропедевтиче ской — к области постановки тех или иных проблем, связанных, с ис кусствознанием, и подготовки их хотя бы наукообразного разрешения.
Это — много, но это — не все и не главное. Главное же --- подлинно научное искусствознание, в области словесного творчества — теоретиче ская и историческая поэтика, как нам представляется, не могут быть обоснованы формальным методом и конструированы на его теоретиче ской базе. Тем менее закономерны претензии просто поставить знак ра венства между поэтикой и формализмом как таковым.
В самом деле, есть
ли для этого достаточные
Проанализируем
Тезис о необходимости изучать само художественное произведение, а не многообразные отраженности его, на первый взгляд, представляется чрезвычайно убедительным, почти бесспорным. Особенно убедительно, в порядке красноречивой антитезы, он звучит у нас в C.C.G.P., где бес хозяйственность области теоретико- и историко-литературного знания поощряла захваты ее самыми разнообразными лихими ушкуйниками, где за историю литературы в течение многих десятилетий сходило все что угодно — от утонченнейших философов до изысканий о том, курил ли Пушкин и табак какой именно фабрики.
Все это верно. Но
верно и то, что при более
внимательном анализе тезис
Но что такое искусство?
что такое поэзия? что такое
художественное произведение
имеющиеся частичные указа ния — или явно недостаточны, или просто ошибочны.
Очень легко отрицать
содержание в искусстве, интерпретировать
его как «чистую форму» и
героизировать прием без
Но именно этот и
только этот анализ раскрыл
бы значение содержания в
, Ученыйсальеризм художественного творчества, понимая под эстетикой, конечно, не мета физическую концепцию красоты, а научно-систематическую теорию объ eiera художественного восприятия. А оно, конечно, содержательно, а не голо- формально.
Отвергая этот путь и видя единственную данность для научного ана лиза в художественном произведении, понятом как самодовлеющая и замкнутая в себе вещь, формализм становится наивно-реалистическим учением и обрекает себя на некритическое пользование и орудование ос новными понятиями поэтики. В области философии это было бы равно сильно тому, чтобы философское мышление обернулось вспять, к време нам Беркли и Юма.
Строго говоря, формальный
метод с его наивно-
Отсюда — тот партикулярный догматизм и то упрощенчество, кото рых так MHOS» в системе формализма.
«В искусстве нет содержания»... Ничего подобного! Искусство содер жательно, как всякая культурная ценность. В конечном счете оно явля ется эстетически оформленным содержанием познания или поступка (в широком смысле). Художественное творчество и направлено на эту вне эстетическую данность;
в художественном творчестве она эстетически претворяется, становясь его содержанием. Конечно, это «содержание»
нельзя какого вынуть и обособить из цельного художественного объекта.
Подобным образом
Но в то же время
не следует впадать и в
хотя бы и «созданное» формой, оно все же наличествует.
Говоря иначе, в искусстве форма содержательна, а не голо-технична, равно как и содержание — формально-конкретно, а не отвлеченно абстрактно.
Неудивительно, что в
своей исследовательской
«Молодой Толстой», стр. 81.
I0..Медведев неинтересно, приходится признать писателей" «со смысловой формой» — Достоевского и Толстого.
Р.Якобсон «установку на выражение» считает «единственным сущест венным для поэзии моментом»2. Но выразительность, насколько нам из вестно, не может быть беспредметной и бессодержательной/Всегда вы ражается что-то и как-то. Научному анализу и надлежит раскрыть обе эти тенденции в их специфической природе и в их взаимоотношении.
Так возникает проблема
корреляции содержания и формы
в искусстве, от которой отмахнуться
простым игнорированием ее
В этом отношении очень показательна интересная работа Б.М.Эйхен баума о Лермонтове. Характеризуя литературную эпоху, к которой при надлежит лермонтовское творчество, автор видит основной признак ее в том, что «она должна была решить борьбу стиха с прозой... Поэзию на до было сделать более "содержательной", программной, стих как таковой — менее заметным;
надо было усилить эмоциональную и идейную мо тивировку стихотворной речи, чтобы заново оправдать самое ее сущест вование»3.
Трудно подыскать другую,
более высокую оценку
Любопытно, что этот
процесс связывается Б.
Содержание куда-то провалилось;
остались — прием, жанр, техника.
Так работа теряет опору, старательно воздвигнутую самим же автором.
Исследование перевернулось вверх ногами.
Именно такой характер садьто-мортале носит обычная ссылка форма листов на «приемы» и «материал».
Прежде всего: материал
не постулирует науки, поскольку
он может быть по-разному