Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 21:13, доклад
Формальный или точнее — морфологический метод официально существует в России всего лишь восемь лет — с момента выхода в 1916-17 г. двух первых сборников «Опояза». Но он уже имеет свою любопытную историю.
В этот более чем краткий срок он успел изжить в период Sturm und Drang'a с неизбежно присущей ему экстремой, и полосу широкой исключительной моды, когда состоять в формалистах считалось элементарным и необходимым признаком хорошего литературного тона.
«Новейшая русская поэзия», стр. 41.
«Лермонтов», стр. 10.
Ibid. стр. 13.
Р.Якобсон. «Нов. русск. поэзия», стр. 10.
Ученый сальеризм лось с Московским Лингвистическим Кружком, в частности — с самим Р.Якобсоном и некоторыми другими исследователями. Конечно, поэтика и лингвистика, имея разные объекты, принципиально различны как нау ки. Они находятся в чуждых друг другу планах и в различных системах научного мышления. Недаром и Р.Якобсону приходится видоизменить и уточнить свою неудачную формулировку: «Поэзия, — говорит он в той же работе, — есть язык в его эстетической функции».
Это —. уже много лучше и вернее. Но тут мы снова наталкиваемся на эстетику, вне которой, очевидно, не может быть обоснована никакая «эстетическая функция», А где же эстетика формализма?
Отказ от подобного
обоснования приводит
Поэт орудует словами, слова воспринимает читатель, — говорит В.М.Жирмунский в «Задачах поэтики».
Это не вполне верно.
Проверьте свой опыт
Правда, может быть
в поэтическом творчестве
С другой стороны, материал как до-эстетическая, природная данность, для поэзии же — как данность лингвистическая, в процессе художест венного творчества деформируется, преодолевается и в итоге перестает быть материалом в техническом смысле. Мрамор и бронза, использован ные скульптором, перестают быть определенными разновидностями кам ня и металла. Звук, музыкально оформленный, перестает быть звуком акустики. Краска как элемент картины перестает быть химическим явле нием. И слово поэта не есть слово лингвиста. «Эстетическая функция», о которой говорит Р.Якобсон, совершенно деформирует то, что было материалом.
В этом смысле можно
сказать, что материал не входит
в эстетический объект. Он —
предмет только техники, только
мастерства. Вот почему ориентация
на материал как на элемент
эстетически значимый является
в конце концов попыткой
Но положение этим, по нашему мнению, не спасается. Прежде всего, форму художественного произведения нельзя сводить к сумме его стили стических приемов. Форма в художественном творчестве — понятие не арифметическое и не механистическое, а телеологическое, целенаправлен 12 П.Н.Медведев ное. Она — не столько данность, сколько за данность, и прием является только одним из материальных показателей этой целеустремленности формы. Каждый стилистический прием в отдельности и все они в своей совокупности являются функцией цельного и единого творческого зада ния, осуществляемого данным произведением, данной школой, данным стилем.
Только при таком понимании форма приобретает характер органичес кого единства и эстетической реальности. Вне его — форма превращает ся в механическое сцепление друг с другом не связанных и эстетически незначимых элементов, т.е. перестает быть формой, просто отсутствует как таковая.
Отвергая такое понимание
художественной формы, формализм
сводит все изучение ее к
голому констатированию
говоря иначе — формализму ведома композиция, но не архитектоника художественных произведений. Вопрос построения он за меняет вопросом кладки кирпичей.
Таковы, в первую очередь,
работы по композиции В.
Не столь элементарно-грубо, более утонченно и интересно, но по су ществу то же самое делает и Б.М.Эйхенбаум в своей работе «Мелодика стиха». Тут им постулируется мелодика, которая «механически порожда ется ритмом, как отвлеченный, независимый ни от смысла слов, ни от синтаксиса напев» 2.
В.М.Жирмунский в рецензии на эту книгу чрезвычайно убедительно вскрывает фиктивность этого построения и доказывает, что «только единство стилистических приемов и прежде всего смысл стихотворения, его особый эмоциональный тон определяет собою напевность стиха».
Но понятие единства
приемов относится к
«Мелодика стиха», стр. 95.
В.Жирмунский. «Мелодика стиха» — журн. «Мысль», 1922 г., №3, стр. 125.
Ученыйсальеризм нятии формы является принцип единства художественного задания, нор мирующего и предопределяющего все частности, все детали как содер жательного, так и формального порядка.
Отрицание или недооценка
этого и в противовес —
— пишет В.Шкловский1, — сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов и, в ча стности, гораздо больше к расположению образов, чем к созданию их.
Образы даны». К сожалению, даны не только образы, но, в не меньшей степени, и приемы. Недаром В.Маяковский, по В.М.Жирмунскому, в области свободного стиха — наследник Ал.Блока. Не случайно и В.Хлебников у Р.Якобсона — только более решительный интерпретатор традиционных ритмических ходов и стилистических приемов. Так всегда.
Без этого не было бы ни художественных школ, ни истории поэзии и творчество превратилось бы в «чистое» и «перманентное» изобретение.
Этого, конечно, нет и быть не может. Вот почему существо стиля опре деляется не столько наличием и новизною приемов, сколько специфиче ской установкой и своеобразным использованием их. Колонны присущи и классицизму и барокко. Но для первого типично монументальное, а для второго — декоративное использование их. Жирным, широким маз ком пишут и Рембрандт и Репин. «Музыкальность», «мелодичность»
свойственна не только поэтам-романтикам, но и классикам, хотя бы Пушкину, но использование этой звуковой формы слова у тех и у дру гих различно.
Возможностью учесть количество и разнообразие тех или иных прие мов объясняется и оправдывается наличие теории композиции и система тических работ в этой области. В противном случае пришлось бы a priori отвергнуть научную ценность «Композиции лирических стихотворений»
и «Рифмы» В.М.Жирмунского, «Мелодики стиха» Б.М.Эйхенбаума и всей богатейшей европейской литературы по вопросам композиции и стилистики.
Таким образом, на «НОВИЗНЕ
приемов» ничего
она, эта новизна, в значительной мере фиктивна... Тем ме нее подобным фундаментом может служить самое наличие приема и про стое констатирование его. Прием сам по себе еще ничего не значит;
из наличия его еще ничего не следует.
А между тем в
некоторых работах формалистов
вся цель исследования
Шкловского. В «Опавших листьях» Розанов писал: «Во мне ужасно много гниды, копошащейся около корней волос. Невидимое и отврати тельное. Отчасти отсюда и глубина моя»2. Для В.Шкловского это по трясающее признание, стоящее, пожалуй, «Исповеди» Л.Толстого и пе «Искусство как прием». — «Поэтика», стр. 102.
«Опавшие листья», стр. 446.
14 П.И.Медведев реписки Гоголя, всего только — «материал для стройки». Что же уди вительного, что для него —· «самая конкретность ужаса Розанова есть литературный прием»?' Еще один пример, У Р.Якобсона читаем: «Ряд поэтических приемов находит себе применение в урбанизме. Отсюда урбанистические стихи Маяковского и Хлебникова»2. Правильным будет, конечно, как раз обрат ное: урбанизм породил урбанистические стихи этих поэтов и предопре делил их специфическую стилистику. Это доказывается хотя бы уж тем, что приемы Маяковского постепенно вырабатывались на урбанистичес ком материале. Иначе говоря, стилистика Вл. Маяковского, как и всякого художника, явление исторически обусловленное, а не самодовлеющее.
Но идея историзма
в широком и единственно
Вот почему, по нашему
мнению, формализмом никогда не
может быть обоснована история
литературы и искусства вообще.
По крайней мере
Так мало-помалу в
историко-литературный обиход
Но, конечно, методология
истории литературы — вне
Очень показательна
в этом отношении статья Ю.Н.
" «Новейшая русская поэзия», стр. 16.
*' Б.Эйхенбаум. «Лермонтов», стр. 103.
Ученый сальеризм мых боевых лозунгов и утверждений раннего формализма. Так, он, пре жде всего, высказывается против статических определений литературы и литературного жанра в пользу сложно эволюционирующего и историче ски определяемого «литературного факта». Затем он выдвигает в качест ве, «героя» не самый прием, а его функциональное и конструктивное значение. Вообще, во главу угла он ставит «конструктивный принцип», смену их. в исторической данности, для каковой признает необходимым «какие-то особые условия». Тут ему приходится признать — что он и делает — взаимодействие факторов литературных и бытовых. Наконец, он выдвигает на одно из первых мест «семантические группы» и, в кон це концов, не может пройти мимо авторской индивидуальности, но, ко нечно, не впадая в ненавистный психологизм: «Существуют явления сти ля, — пишет Ю.Н.Тынянов, — которые подходят к лицу автора».
Для начала и этого
немало. Несомненно, дальше придется
пойти тогда, когда нужно будет
раскрыть общие формулы, когда
придется выяснять причины
Пока для формалистов все это — «свыше сил».
Впрочем, не для всех. У В.М.Жирмунского в последние годы наблю дается решительный разрыв с тем, что он называет «формалистическим мировоззрением»1, и тенденция более точно и систематически обосновать формальный метод именно как метод, а не предмет изучения («искус ство как прием» и только — «как прием»). В итоге автором вводится в методологический оборот ряд существенно важных моментов. Прежде всего — понятие эстетического объекта. «Наша задача при построении поэтики, — пишет он, — исходить из материала вполне бесспорного и независимо от вопроса о сущности художественного переживания изу чать структуру эстетического объекта»2. Затем В.М.Жирмунский вы двигает понятие тематики как «части поэтики, изучающей то, о чем рас сказывается в произведении». Наконец, он вводит понятие «единства художественного задания данного произведения», в котором отдельные приемы «получают свое место и свое оправдание», понятие «стилевой системы», стиля.