Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 21:13, доклад
Формальный или точнее — морфологический метод официально существует в России всего лишь восемь лет — с момента выхода в 1916-17 г. двух первых сборников «Опояза». Но он уже имеет свою любопытную историю.
В этот более чем краткий срок он успел изжить в период Sturm und Drang'a с неизбежно присущей ему экстремой, и полосу широкой исключительной моды, когда состоять в формалистах считалось элементарным и необходимым признаком хорошего литературного тона.
Все это в совокупности
— значительный сдвиг в
Правда, не все в системе В.М.Жирмунского нам достаточно ясно.
Он, напр., пишет: «Подвергая это впечатление («основное художествен ное впечатление, которое мы получаем от произведения искусства» — П.М.) научной обработке, мы получаем систему формально-эстетических понятий ("приемов"), установление которой и является целью историко поэтического исследования»3. Нам думается, что научная обработка Вступительная статья «К вопросу о формальном методе», предпосланная переводу ра боты Оск.Вальцеля «Проблема формы в поэзии», стр. 10.
«Задачи поэтики» в сб. «Задачи и методы истории искусств», стр. 133 и 145.
«Валерий Брюсов и наследие Пушкина», стр. 6.
I С) П. Н. Мед в еде в
«основного художественного
Дело, конечно, не в том, что нельзя музыку разъять, как труп и пове рить алгеброй гармонию. На своем месте, в точных пределах изучения произведения искусства как материальной вещи это не только возможно, но и необходимо. Вот почему и не приходится возражать против фор мального метода как метода морфологического.
Но не могут быть
оправданы притязания
«Ясно видеть механизм,
— говорит Эдгар По, — шестерни
и колеса какого-нибудь
и действительно, слишком часто бывает, что размышлять аналитически об искусстве — это то же самое, что отражать в себе предметы по методу зеркал, находящихся в храме Смирны и представляющих самые красивые вещи искаженными»2.
Итак, формальный метод,
становясь формализмом, «формалистическим
мировоззрением», переходит за пределы
своей компетенции и явно пре
увеличивает свои научные
Впрочем, для этого «plus facere» имеются совершенно очевидные исто рические причины. Несомненно, что формализм как таковой является, с одной стороны, резкой реакцией против эстетики содержания — гегемо на старого русского искусствоведения, и с другой — крайним выраже нием духа экспериментаторства, повышенного интереса к лингвистиче « Задачи поэтики», стр. 144.
«Механизм искусства». ~ Собр. сочин., т. II, стр* 196.
"* Ученыйсальеризм ским проблемам, деформации старой психики и канонических форм ис кусства, столь свойственных нашей критической, переломной эпохе.
Будучи явлением исторически обусловленным, порожденным тенден циями определенного времени, формализм сам — только «историческая эмоция», и «только прием»...
Павел Медведев Октябрь 1924 г.
Эта работа была уже написана, когда мне привелось познакомиться с новой статьей Б.М.Эйхенбаума — «Вокруг вопроса о "формалистах"»
(«Печать и Революция», 1924 г., V), носящей теоретико-методологи ческий характер.
К сожалению, ничего существенно нового в ней не имеется.
Утверждение, что «никакого
"формального метода", конечно,
нет» по существу правильно. Вот
почему в пределах узко-
Но если нет формального метода, то есть формализм как принцип, есть «формалистическое мировоззрение». «В ухо Ивану — в ноги Си дору». И Б.М.Эйхенбаум пишет: «Вопрос идет не о методах изучения литературы, а о принципах построения литературной науки —- об ее со держании, основном предмете изучения, об организующих ее как особую науку приемах... Признание, что основной проблемой литературной нау ки является специфическая форма словесных произведений и что все элементы, из которых она строится, имеют формальные функции как элементы конструктивные, есть, конечно, принцип, а не метод» (ibid., стр. 2-6).
Итак, «формализм» как
принцип построения
Еще одно замечание. Не без бравады Б.М.Эйхенбаум заявляет: «у нас самих сколько угодно методов» (стр. 4). Вот, мол, какие мы;
знай наших!
Вряд ли уместна такая бравада. Метод должен вытекать из природы изучаемого объекта. Только в этом случае он будет не внешне навязан ным и не случайно пристегнутым. Если у «литературной науки» есть «основной предмет изучения», то «сколько угодно методов» вряд ли по требуется для этого изучения. Позиция методологического монизма дик туется тут самим существом задачи. И эта позиция должна быть тем более обязательна для тех, кто думает о «построении теории и истории литературы как'самостоятельной науки».
Ноябрь 1924 г. П.М.