Неомифологизм в творчестве Томаса Манна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, что бы изучить на примере произведения Томаса Манна « Доктор Фаустус» неомифологизм данного произведения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с творчеством Томаса Манна
- проанализировать эволюцию его творческой мысли.
- изучить основные черты романа и характеризировать эпоху модернизма.
- рассмотреть образ главного героя
- проанализировать произведение с точки зрения мотива.
- сделать выводы по теме исследования.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Творческий путь Томаса Манна
Вывод к Разделу I.
Раздел II. Основные характеристики эпохи модернизма: к теории вопроса
II.1. Черты романа ХХ века.
II.2. Неомифологизм, как принцип создания литературного произведения.
Вывод к Разделу II.
Раздел III. Неомифологимз романа Т. Манна «Доктор Фаустус»
III.1. Образ главного героя романа Т.Манна « Доктор Фаустус»
III.2. Мотивный анализ романа Т.Манна « Доктор Фаустус»
Вывод к Разделу III.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 

Раздел I. Творческий путь Томаса Манна

Вывод к Разделу I.

Раздел II. Основные характеристики эпохи модернизма: к теории вопроса

II.1. Черты романа ХХ века.

II.2. Неомифологизм, как принцип создания литературного произведения.

Вывод к  Разделу II.

Раздел III. Неомифологимз романа Т. Манна «Доктор Фаустус»

III.1. Образ главного героя романа Т.Манна « Доктор Фаустус»

III.2. Мотивный анализ романа Т.Манна « Доктор Фаустус»

Вывод к Разделу III.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

Введение 

Развитие человечества на рубеже XIX–XX веков проходило очень интенсивно. Разнообразие и многоликость жизни во всех ее проявлениях захлестывали мир. Многочисленные открытия в науке, технические изобретения вели к росту городов и торговли. Менялась и психология человечества: от деревенского труженика до обывательского мещанства. Наряду с техническим прогрессом происходила революция в умах общества. Изменились представления человека о себе самом и окружающей действительности. Философы, мыслители, увидев погоню за мирским, зарождающуюся массовую культуру с ее потребностями в зрелищах не могли удержаться от апокалиптических прогнозов. Их настроение передавалось людям искусства. Это та категория общества, которая наиболее полно ощущает и переживает внутренне все «колебания» жизни человечества и мира в целом.

Основой культуры модернизма становится неомифологическое сознание, которое предполагало «стяжение  культур», то есть художественная ткань  произведений включала в себя весь культурный опыт человечества: миф, античную литературу, мировой фольклор, культуру эпохи Возрождения, древнерусскую  литературу, живопись, духовную музыку.

Модернистская литература породила ряд проблем, связанных с осмыслением  художественных текстов. Одна из них  – «синтетичность» текста и литературного  образа, которая выражается в стремлении авторов к синтезу разнообразных  и разнонаправленных культурных традиций в них (тексте и образе). Таким образом, в этом плане важно  более подробное, более полное изучение модернистских текстов в свете  их соотнесенности с мифом, т.е. в  свете неомифологического сознания. Обращение к этой проблеме и составляет актуальность исследования. Актуальность данной работы связана еще с одним  моментом, который состоит в том, что в последние годы усилился интерес литературоведов к изучению творчества Томаса Манна. Об этом свидетельствует появление новых исследований творчества Томаса Манна.

Научная новизна заключается  в анализе мифологемы произведения Томаса Манна « Доктор Фаустус». При этом конкретные исследования в  разработке данной темы нам неизвестны. Написано лишь несколько работ, посвященных  проблеме неомифологизма в творчестве Томаса Манна.

Проблема исследования состоит  в том, что в научной литературе отсутствует более или менее четкое определение неомифологического романа, как жанра. Более того, исследователи не могут сойтись даже в названии данного литературного явления. Одни исследователи называют его «романом – мифом», другие «мифологическим», «романом  о мифе», «философским» романом и проч.

В качестве объекта исследования выступает произведение Томаса Манна « Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом».

Предметом исследования является неомифологизм романа Томаса Манна  «Доктор Фаустус».

Цель данной работы состоит  в том, что бы изучить на примере произведения Томаса Манна « Доктор Фаустус» неомифологизм данного произведения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с творчеством  Томаса Манна

- проанализировать эволюцию его творческой мысли.

- изучить основные черты  романа и характеризировать эпоху  модернизма.

- рассмотреть образ главного  героя

- проанализировать произведение с точки зрения мотива.

- сделать выводы по  теме исследования.

Методологическая база исследования обусловлена выбранным материалом и поставленными задачами. В работе используются стравнительно-исторический метод, метод мотивного анализа, биографический метод, метод мифопоэтического анализа.

Работа состоит из 3х разделов. В первом разделе описывается творческий путь писателя, во втором разделе охарактеризована эпоха модернизма и рассмотрены основные черты романа.  Третий раздел описывает данное произведение, в центре создания, которого лежит неомифологизм, дает возможность понять структуру произведения, а также личность главного героя. После каждого раздела были сделаны основные выводы. В заключение подведены итоги данного исследования.

Раздел I. Творческий путь Томаса Манна.

Своей жизнью и своими книгами  Томас Манн доказал, что высший путь самореализации – это следование традиции и примеру великих предшественников.

Жизнь немецкого писателя Томаса Манна словно врастает из XIX столетия в век XX, становясь свидетелем мировых катастроф, осваивая новые  пути и в то же время неся в  себе неприкосновенный запас нравственных устоев.

Солнечных «отблесков» в  его жизни было немало. Он был  сыном сенатора вольного города Любек, наследником солидной фирмы с  двухсотлетней историей. Уже в 26 лет, после выхода первого же романа, стал широко известен, был читаем и  чтим во всем мире, знаком с величайшими  людьми своей эпохи – достаточно назвать Альберта Эйнштейна и  Зигмунда Фрейда. Полвека рядом с  ним были жена, многочисленные дети и внуки. И хотя с 1933 года он жил  вдали от дома, ему не пришлось испытать тягот и мытарств большинства  немецких эмигрантов.

Пауль Томас Манн, самый  знаменитый представитель своего семейства, богатого на известных писателей, родился 6 июня 1875 г в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна  Генриха Манна, занимавшего должность  городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила  из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн было довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две  сестры. Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 умирает от рака отец Томаса Манна[9, c.12]. Согласно его завещанию продается фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.

После смерти отца в 1891 г  и продажи семейной фирмы семья  переехала в Мюнхен, где Томас Манн прожил (с небольшими перерывами) до 1933 г. Томас Манн недолго (1898—1899 гг.) [9, c.13] работает редактором популярного немецкого сатирического журнала Симплициссимус, проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.

Однако известность к  Томасу Манну приходит тогда, когда в 1901 г.[9, c.18] выходит первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода. Вслед за Будденброкками последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием Тристан, лучшей из которых была новелла «Тонио Крегер».

В 1905 г. Томас Манн женится  на профессорской дочери Кате Прингсхайм (нем. Katharina «Katia» Hedwig Pringsheim).[9,c.20] От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых — Эрика, Клаус и Голо — проявили себя впоследствии на литературном поприще.

Брак Томаса Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии и это во многом укрепляло политический консерватизм Томаса Манна, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла Смерть в Венеции о вожделении пожилого мюнхенского художника Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны  Манн выступал в ее поддержку, а также  против пацифизма и общественнных  реформ, свидетельством чего стали  его статьи, вошедшие впоследствии в сборник Размышления аполитичного и эта позиция приводит к разрыву  с братом Генрихом, выступавшим за противоположные цели. Примирение между  братьями наступило лишь тогда, когда  после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау Томас Манн пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

В 1924 году выходит новое  после Будденброкков крупное  и успешное произведение Томаса Манна — Волшебная Гора[9, c. 23.]. Главный герой — молодой инженер Ганс Касторп приезжает на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория.

В 1933 г. писатель вместе с  семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том  же году выходит первый том его  романа-тетралогии Иосиф и его  братья, где Томас Манн по своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных  попыток уговорить Томаса Манна вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства и писатель становится подданным Чехословакии, а в 1938 году писатель перебирается в США, где зарабатывает на жизнь преподавателем в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман Лотта в Веймаре, описывающим взаимоотношения постаревшего Гете и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини Страдания молодого Вертера, встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 г. он переезжает в город  Пасифик-Палисейдз и ведет антифашистские передачи для немецких радиослушателей[9: c.30]. А в 1947 году появляется на свет его роман Доктор Фаустус главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

После второй мировой войны  ситуация в США принимает все  менее благоприятный для Томаса Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В последние годы жизни  он активно публикуется .

Писатель скончался 12 августа 1955 г в Цюрихе от атеросклероза.

 

Вывод к разделу I.

Достаточно подержать в руках  «Волшебную гору», «Иосифа и его  братьев», «Доктора Фаустуса», чтобы  изумиться тому, какие громадные  массивы знаний были в голове писателя – по его книгам можно учиться западной культуре в целом. При этом все большие матрицы этой культуры, которые он усвоил с усердием энциклопедиста-начётчика, — он усвоил на собственный лад, по собственной программе. Как ни смешно, у Томаса Манна, одного из самых образованных людей ХХ века – не было «общепринятого» высшего образования. Он ведь даже гимназии не закончил.

Всю историю смыслов западного  мира он рассказал себе – и, стало  быть, своим читателям – сам. И  рассказал он её согласно собственному видению мира.

Его творчество можно разделить  на два периода: ранее творчество до 1918г и творчество после 1918 г. Война  очень повлияла на мировоззрение  писателя, его взгляды изменились, что и нашло отражение в  его произведениях.

В 1929г. Томас Манн становиться нобелевским лауреатом благодаря своего роману « Будденброки».

 

Раздел II. Основные характеристики эпохи модернизма: к теории вопроса.

 

Модернизм в литературе зарождается  накануне Первой мировой войны и  достигает расцвета в двадцатые  годы одновременно во всех странах  Западной Европы и в Америке. Модернизм  — явление интернациональное, состоящее  из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.) [2, с.453]. Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще "классическими", что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на "вечные" вопросы. Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы".

Поколение первых модернистов остро  ощущало исчерпанность форм реалистического  повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний — интерес к пуговице на пальто персонажа, а не к его душевному  состоянию. Модернисты превыше всего  ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими  художественные миры уникально несхожи  друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Им выпало жить в период, когда  рухнули ценности традиционной гуманистической  культуры, — "свобода" означала очень  разные вещи в западных демократиях  и в тоталитарных государствах; кровавая бойня Первой мировой войны, в  которой впервые было применено  оружие массового поражения, показала истинную цену человеческой жизни для  современного мира; гуманистический  запрет на боль, на физическое и духовное насилие сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей. Модернизм  — искусство дегуманизированной эпохи (термин испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета); отношение к гуманистическим  ценностям в модернизме неоднозначно, но мир у модернистов предстает  в жестком, холодном свете.

Информация о работе Неомифологизм в творчестве Томаса Манна