Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, что бы изучить на примере произведения Томаса Манна « Доктор Фаустус» неомифологизм данного произведения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с творчеством Томаса Манна
- проанализировать эволюцию его творческой мысли.
- изучить основные черты романа и характеризировать эпоху модернизма.
- рассмотреть образ главного героя
- проанализировать произведение с точки зрения мотива.
- сделать выводы по теме исследования.
Введение
Раздел I. Творческий путь Томаса Манна
Вывод к Разделу I.
Раздел II. Основные характеристики эпохи модернизма: к теории вопроса
II.1. Черты романа ХХ века.
II.2. Неомифологизм, как принцип создания литературного произведения.
Вывод к Разделу II.
Раздел III. Неомифологимз романа Т. Манна «Доктор Фаустус»
III.1. Образ главного героя романа Т.Манна « Доктор Фаустус»
III.2. Мотивный анализ романа Т.Манна « Доктор Фаустус»
Вывод к Разделу III.
Заключение.
Список использованной литературы.
Человеческое существование
II.1. Черты романа XX века
Для романа XX века характерны усиленные попытки заново отыскать духовно-эстетическую базу художественного творчества, тем или иным путем избавиться от кризисной «безосновности» сознания.
Модернисты подвергли ревизии и переоценке все структурные ориентиры классического произведения. Это очевиднее всего на примере отношения модернистов к такому центральному моменту классической архитектоники, как роль и способы характеристики персонажа. Излюбленный персонаж модернистов — это «маленький человек», средний служащий: чиновник. Модернистский подход к литературному персонажу потребовал совершенно нового, «антиклассического» отношения к повествованию времени, отказа от эпического принципа хроникальности, последовательного изложения событий. Модернисты расчленили внешний и внутренний темп повествования, углубили разрыв между повествовательным и реальным временем до состояния антагонизма. Реальное время — это время историческое. Герой модернистов живет не в историческом времени (ибо история бессмысленна и не открывает тайн существования), а в мифологическом времени, в котором прошедшее и настоящее сосуществуют и спроецированы в неотличимое от них будущее. Все, что происходит, — происходит всегда и никогда, везде и нигде. Действие формально протекает в течение одного дня или нескольких часов и эти короткие временные отрезки, насыщенные отдаленными ассоциациями и воспоминаниями, представляют собой как бы аббревиатуру вневременного человеческого бытия. Хроникальное, линейное построение сюжета художники модернисты стремятся полностью заменить музыкальным его построением, упорядоченным столкновением и ассоциативным развитием образов, описаний. Для этого они нередко используют монтаж, соединяя фрагменты реальности, в обычном представлении разительно отдаленные. Однако некоторые модернисты, особенно сюрреалисты и экспрессионисты, ревизуют самый принцип композиционной оформленности и законченности произведения, принцип гармонизации. Они усматривают в самой идее целостности утешительную ложь о дисгармоничности в мире.
Хотелось бы перечислить основные черты романа XX по классификации Руднева [23].а) В романе эпохи модернизма автор стремился в произведении смоделировать свою реальность; б) для романа данной эпохи характерна идеалистическая установка - первичным является сознание - мы не знаем, что первично и что вторично, и нам это не важно; в) в романе понятие реальности растворяется в аллюзиях, реминисценциях, и главным является понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращается в интертекст; г) авторы в романе ХХ века, как правило, вообще не касаются проблемы семьи, или рисуют распад семьи; д) роман изображает мир, в котором нет будущего. Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма; ж) практически все герои романов - это углубленные характеры, психически неустойчивые, болезненные.
II.2. Неомифологизм, как принцип создания литературного произведения.
Для того что бы углубиться
в суть вопроса, было б целесообразно
дать определение понятию
Термин «неомифологизм» мало адаптирован современной наукой о литературе. В мифологических словарях (М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Стелецкий. Мифологический словарь. – Минск, 1989; Мифологический словарь. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М., 1990; А. И. Немировский. Мифы и легенды Древнего востока. – М., 1994; Словарь всемирной мифологии. – Нижний Новгород, 1997; Мифология. Энциклопедия. Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М., 2003; данная дефиниция отсутствует. В наиболее авторитетных словарях представлены либо толкование категории «мифологизм» , либо аналитическое соотношение мифа и литературы [18, c. 84]. Хотя в «Литературном энциклопедическом словаре» дифференцируется категория мифологизма применительно к литературе ХIХ и ХХ веков, а также указаны те основные особенности, которые качественно отличают мифологизм ХХ века как от архаического первобытного мифа, так и от мифологизма, присущего литературе предшествующего столетия [7, c.224]. В классическом исследовании по поэтике мифа Е. М. Мелетинского анализ мифологизма в литературе ХХ века вынесен в особый раздел [16, c.277].
В. Руднев в «Словаре культуры ХХ века» определяет неомифологическое сознание «как одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом», при этом в качестве категориальной черты неомифологического сознания предстает интертекстуальность, причем, в качестве мифа, «подсвечивающего» сюжет может выступать не собственно мифологический текст, но и «исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого» [23, c.184], не исключается и возможность создания собственной оригинальной мифологии, не проецируемой на некоторый текст, но реставрирующей общие законы мифологического мышления.
Энциклопедический справочник» [6, c.235] дается истолкование целого блока понятий мифологической критики, причем, как в исторически описательной, так и в современной рецепции [27, c.229], и хотя сам термин «неомифологизм» отсутствует, однако в статье «Миф» есть указание на феномен «современного мифотворчества»
Начиная с 1920-х гг., то есть времени расцвета модернизма в литературе, практически каждый художественный текст прямо или косвенно строится на использовании мифа.
Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. сам начинает уподобляться мифу по своей структуре. Основными чертами этой структуры являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью.
Литературное произведение, ориентированное на миф, естественно, не совпадает с сакральным древним сказанием ни по своим функциям, ни по авторству, ни по типу сообщения, однако древнейший культурный феномен продолжает оказывать огромное влияние на человеческое сознание и творчество. Возвращение к истокам находит свое отражение в русской, западноевропейских и американской литературе XX века, более последовательно ориентированных на миф, чем это было в XIX веке [14, c.169]. Мифоцентричность стала характернейшей особенностью литературы XX века, а мифологизации – важнейшим принципом создания художественного мира произведения. Большинство современных писателей на смену низвергнутому мифу предлагают новый, т.е сознательно используют архетипические образы и активно структурированные принципы мифа. [14, с.198] Активно используются известные сюжеты античных мифов, творчески переработанные и полемически переосмысленные автором.
На рубеже XX-XXI веков интерес к мифу особенно активизируется в связи со сменной идеологических и духовных ориентиров, сменой картины мира архетипических форм сознания как поиску утраченной « целостности основополагающих мировоззренческих универсалий» [25, с.204].Миф и мифологизм стали рассматриваться как важнейшая составляющая литературного текста XX века. Неомифологизм является характерным явлением литература ХХ века и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение. И дело не только в том, что миф обнажает измельчание и уродливость современного мира, но и в том , что выявляет некие неизменные, непреходящие вечные начала [11, c.295]. Необходимо подчеркнуть, что в начале ХХI века возникла новая тенденция, направленная на идентификацию неомифологизма как частного стилистического приема, свойственного для современного исторического романа с элементами фэнтези.
Такое узкое понимание
неомифологизма как стилистического
приема отвечает двойственности состояния
постмодернистской культуры, в которой
исследовательская стратегия
Вывод к разделу II
Проза 70-90 –х годов мифоцентрична. На миф ориентируются произведения, отражающие разные художественные парадигмы: реалистическую, модернистскую и постмодернистскую, одновременно реализующие себя в литературном процессе.
Доктор Фаустус располагается в истории культуры ХХ в. как раз посередине, на самой границе между модернизмом и постмодернизмом. Эту границу определила вторая мировая война. Как это ни парадоксально, модернизм довоенный и междувоенный поистине трагичен. Доктор Фаустус можно считать последним великим произведением европейского модернизма, написанным, впрочем, в Америке, и первым произведением постмодернизма. Этот роман совмещает в себе необычайный трагизм в содержании и холодную отстраненность в форме. Хотя Томас Манн - не был обижен судьбой, но он умер не у себя на родине, а в изгнании, то есть пережил психологическую травму эмиграции.
Раздел III. Неомифологимз романа Т. Манна «Доктор Фаустус»
Из глубины столетий к нам пришло предание о человеке, который с помощью сатаны — ангела, низвергнутого в ад из-за гордыни и желания сравняться в могуществе с Создателем — также решил бросить вызов Богу, овладев тайнами мира и собственной судьбой. Он не пожалел ради этого даже своей бессмертной души, обещанной хозяину преисподней в уплату за этот союз. Это один из «вечных образов» мировой литературы.
В эпоху Возрождения он нашел свое воплощение в лице доктора Фауста — героя немецкой средневековой легенды, ученого, заключившего союз с дьяволом ради знаний, богатства и мирских наслаждений.
В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzkünstler etc.» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.) и отнесенные в ней к Фаусту. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585; книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. перевод 1567, и др.).
Среди множества переложений, переделок и переводов этой книги, наводнивших Европу, специалисты выделяют книги французского доктора богословия Виктора Кайе (1598), нюрнбергского врача Николауса Пфитцера (1674), впервые рассказавшего о любви Фауста к некоей «красивой, но бедной служанке», и анонимную книгу «Верующий христианин» (1725), драму англичанина Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста», впервые изданную в 1604 году.
Наиболее мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его гуманизм и пр.
Самым утонченным и интеллектуализированным
неомифологическим
Томас Манн поставил перед собой задачу, увидеть в частной судьбе современного композитора отражение и преломление судьбы Германии и Европы, судьбы философии и искусства, в маленькой капле, как в фокусе, сосредоточить отблески самых разнообразных явлений, показать их скрытую взаимозависимость. С подобной задачей в свое время справился Гете, изобразив судьбу Фауста.