Невербальный психологизмТургенева в романе "Рудин"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Интерес к душевной жизни человека, иначе говоря, психологизм (в самом широком понимании), в литературе присутствовал всегда. Это вполне естественно. В любом художественном произведении писатель так или иначе говорит читателю о чувствах, переживаниях человека. Все, что связано со способами проявления, реализации личности, всегда имеет психологический аспект. Глубокое проникновение во внутренний мир героя, подробное описание, анализ различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний называется психологическим анализом в литературе (часто его называют просто психологизмом).

Содержание работы

Введение 4
1. Психологизм и его формы 7
2. Приемы и способы психологического изображения 10
3. Специфика психологизма И. С. Тургенева 14
4. Невербальный психологизм в романе И.С. Тургенева «Рудин» 20
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовой без титульника.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

     При всем том Тургенев не забывает и о человеческих слабостях Рудина - о его самолюбовании, о некотором даже актерстве, рисовке, любви к красивой фразе. Все это выяснится впоследствии. Чтобы заранее подготовить читателя к восприятию этой грани личности Рудина, Тургенев, верный своему принципу многозначительных подробностей, вводит такой небольшой эпизод: тотчас после глубоких и волнующих слов о самолюбии и общем благе, об эгоизме и его преодолении Рудин подходит к Наталье. Она в замешательстве встает: видимо, Рудин в ее глазах уже и сейчас - человек необыкновенный. Волынцев, сидевший подле нее, тоже поднимается с места. Перед этим Басистов с жаром отклонил очередную враждебную Рудину остроту Пигасова. Совершенно очевидно: Рудин имел явный успех у своей аудитории; это даже больше, чем успех, это почти потрясение. Заметил ли все это Рудин, важно ли ему это, или, быть может, увлеченный высоким смыслом своих слов, он совершенно забыл о себе, о своем самолюбии? От того или иного поведения Рудина в этот момент будет многое зависеть в оценке его натуры. Едва заметный штрих в тургеневском повествовании помогает читателю сделать нужный вывод.

«- Я вижу фортепьяно, - начал  Рудин мягко и ласково, как  путешествующий принц, - не вы ли играете  на нем?»(1, с.80).

Здесь все значительно: и  мягкая ласковость интонаций Рудина, который знает свою силу и теперь, любуясь собой, точно боится подавить собеседницу своим величием, и  прямая авторская оценка позы, жеста  и самочувствия Рудина - как «путешествующий  принц». Это важный, едва ли не переломный момент повествования: главного героя  впервые коснулось жало авторской иронии. Но это, разумеется, не последнее и не решающее впечатление.

     Автором передается впечатление, произведенное Рудиным на каждого из его слушателей, - в тоне суховатого отчета, который, однако, говорит сам за себя: Пигасов в злобе уходит раньше всех, Липина удивляется необыкновенному уму Рудина, Волынцев соглашается с ней, и лицо его становится еще более грустным. Басистов всю ночь напролет пишет письмо другу, Наталья лежит в постели и, не смыкая глаз, пристально глядит в темноту... Но вместе с тем «путешествующий принц» не забыт, впечатление какой-то разорванности внешнего портрета Рудина тоже осталось, как и впечатление необычности авторского тона, вбирающего в себя разнообразные оттенки - от восхищения до насмешки. Так утверждается двойственность героя и возможность, даже неизбежность двойственного к нему отношения. Это было сделано автором на протяжении первой - третьей глав, в них предсказан дальнейший ход событий, и последующее изложение воспринимается уже как естественное развитие всего заложенного здесь.

     А. Моруа так писал о творчестве Тургенева-романиста: "Часто сравнивали искусство Тургенева с греческим искусством. Сравнение верное, потому что у греков, как и Тургенева, сложное целое указано намеком немногих превосходно выбранных черт. Никогда романист до Тургенева не проявил столь полной экономии средств. Недоумеваешь, как мог Тургенев такими короткими книгами дать законченное впечатление длительности и полноты" (А. Моруа, 2001).

     Тургеневские романы, и в особенности, романы о «лишних людях» представляют собой синтез изобразительного (то есть невербально-пластического) и психологического начал.  Автор «Рудина» так изображает человека, что у него в одном жесте, в привычке, в слове скрывается душа персонажа. Они же (эти жесты, мимика) и определяют характер так же верно и несомненно, как самые яркие, очевидные поступки.

     Каждое поколение читает «Рудина» по-своему, отмечая меткие авторские характеристики, в том числе в невербальной сфере. Так всегда бывает с великими произведениями, в которых жизнь изображена многосторонне и показана в ее историческом значении. Такие произведения будят мысль и становятся для нас не памятником далекой старины, а нашим неумирающим прошедшим.

Заключение

 

 

     Рассматривая вопросы, посвященные изучению проблемы своеобразия психологизма в романах И.С. Тургенева, мы пришли к выводу, что заявленная тема, несмотря на значительные достижения литературоведения в этой области, требует еще дополнительного изучения.

     Психологическое мастерство писателя мы рассматривали в связи с его идейно-эстетическими задачами. В своей работе мы показали, что психологизм определяется концепцией человека и действительности каждого художника и является средством и формой типизации, т.е. система психологизма связана с художественным методом писателя. Изучение проблемы своеобразия психологизма в романах И.С.Тургенева мы попытались рассмотреть в аспекте анализа творческого метода писателя. Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что одно и то же психологическое состояние писатель воспроизводит с помощью разных форм психологического изображения: вербального и невербального.

       В первой - третьей главах работы мы обобщили данные тургеневедения о структурно-жанровых особенностях тургеневского романа «Рудин» и пришли к выводу, что проблема "тайного" психологизма рассматривается в аспекте выявления типологического и индивидуального начал в социально-психологическом романе Тургенева. Тургенев - один из наиболее ярких представителей психологического течения русского критического реализма, и особенности психологизма писателя проявляются наиболее отчетливо при сопоставлении с типологически родственными ему системами психологизма.

     Рассматривая творчество Тургенева, нами были замечены следующие особенности его метода: поэтический образ рисуется со стороны его внутреннего содержания, но автор не забывает в то же время и о внешней форме человеческого образа. Внимание, которое романист уделял созданию портрета, характера и типа, было чрезвычайно велико.  Невербальные формы поведения (жесты, мимика, смех, слезы) формируют в романе «Рудин» психологический подтекст.

     Анализ текста романа «Рудин» и работы исследователей: литературоведов, психологов позволяют сделать следующие выводы:

1.Синтез изобразительной (невербально-пластической) сферы и психологизма – характернейшее свойство художественного мира Тургенева.

2.  Названный синтез  есть результат свойственного  Тургеневу видения мира и его  ориентации на использование  скрытого, тайного психологического  анализа персонажей.

3. Невербально-пластическая сфера в творчестве Тургенева служит платформой психологического анализа и неразрывно связана с художественной концепцией романа «Рудин».

     В заключение хочется отметить, что Тургенев – великий мастер изложения, литературного повествования. В пору, когда в литературе обозначилось тяготение к крупным, эпическим формам, он показал возможность выражения эпического содержания в изящном кратком повествовании, раскрыл содержательность и весомость каждого слова русского языка. Тургеневу мы более чем кому-либо другому из писателей обязаны тем, что не прервалась традиция лаконичной прозы, идущая от Пушкина, и что русская литература конца XIX — начала XX вв. была столь богата прекрасными стилистами.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Тургенев И.С. Сочинения. Т.1 – М., 1980.
  2. Анненский И. Ф. Книги отражений. - М.,1979.
  3. Атватер И. Невербальное общение. - М., 2000.
  4. Батюто А.И. Тургенев – романист. – Л.,1972.
  5. Батюто А.И. Структурно – жанровое своеобразие романов И.С. Тургенева 50-х начала 60-х годов // Проблемы реализма русской литературы XIX в.– М.;Л.,1961.
  6. Бахтин  М.М. Эстетика  словесного творчества. – М.,1979.
  7. Берковский Н.Я. Мировое значение русской литературы. – Л.,1961.
  8. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. – 2-е.изд.–Л.,1967.
  9. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований.– Л.,1969.
  10. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л.,1978.
  11. Бялый Г.А. О психологической манере Тургенева (Тургенев и Достоевский) // Русская литература. – 1968 – № 4.
  12. Бялый Г.А Тургенев и русский реализм. – М.;Л.,1964.
  13. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.,2000.
  14. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – М.,1977.
  15. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. - Нижний Новгород, 1997.
  16. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. – М.,2003.
  17. Драгомирецкая Н. Характер в художественной литературе // Проблемы теории литературы. – М.,1958.
  18. Есин А.Б. Психологизм как теоретическая проблема. – М.,1977.
  19. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М.,1988.
  20. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – 2-изд. М.: Флинта,2003.
  21. Иезуитов А.Н. Проблемы психологизма в советской литературе. – Л., 1970.
  22. Карташова И.В. и др. История психологии и литературоведение: возможности и перспективы взаимодействия // Филологические науки. – 1995 – №3.
  23. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования // Русская литература. – 1974 – №1.
  24. Кормилов С.И "Внутренний человек" в литературе // Вопросы литературы. – 2000 – №4.
  25. Курляндская Г.Б.Структура повести и романа И.С.Тургенева 50-х годов. – Тула, 1977.
  26. Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература. – М.,1980.
  27. Курляндская Г.Б. Эстетический мир Тургенева. – Орел,2002.
  28. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.
  29. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов, 1986.
  30. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века.–Л.,1974.
  31. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л.,1975.
  32. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. – М.,1978.
  33. А. Моруа Литературные портреты. – М., 2001.
  34. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и направленная эволюция, – М.,1997.
  35. Пантелеев В.Д. К вопросу о психологизме И.С.Тургенева // Идейно– художественное своеобразие произведений русской литературы в XYIII-XIX в. – М.,1978.
  36. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.,1978.
  37. Ревякин А.И. Проблема типического в художественной литературе.–М.,1959.
  38. Симонов П.Р. Творчество и психология // Взаимодействие наук при изучении литературы. – М.;1981.
  39. Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. –Киев,2001.
  40. Тюхова Е.В. Достоевский и Тургенев: типологическая общность и родовое своеобразие. – Курск.,1981.
  41. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.,1979.
  42. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2005.
  43. Храпченко М.Б. художественное творчество, действительность, человек. – М.,1976.
  44. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко– литературные аспекты). – М.,1991.
  45. Эткинд Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь.: Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв.– М.,1998.
  46. http://www.reader.boom.ru/tomash/tema.htm
  47. http://philologos.narod.ru/tomash/poetika.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

* Здесь и далее идут отсылки к источникам и пособиям, названным в Списке литературы.


Информация о работе Невербальный психологизмТургенева в романе "Рудин"