Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:06, курсовая работа
Интерес к душевной жизни человека, иначе говоря, психологизм (в самом широком понимании), в литературе присутствовал всегда. Это вполне естественно. В любом художественном произведении писатель так или иначе говорит читателю о чувствах, переживаниях человека. Все, что связано со способами проявления, реализации личности, всегда имеет психологический аспект. Глубокое проникновение во внутренний мир героя, подробное описание, анализ различных состояний его души, внимание к оттенкам переживаний называется психологическим анализом в литературе (часто его называют просто психологизмом).
Введение 4
1. Психологизм и его формы 7
2. Приемы и способы психологического изображения 10
3. Специфика психологизма И. С. Тургенева 14
4. Невербальный психологизм в романе И.С. Тургенева «Рудин» 20
Заключение 25
Список литературы 27
При всем том Тургенев не забывает и о человеческих слабостях Рудина - о его самолюбовании, о некотором даже актерстве, рисовке, любви к красивой фразе. Все это выяснится впоследствии. Чтобы заранее подготовить читателя к восприятию этой грани личности Рудина, Тургенев, верный своему принципу многозначительных подробностей, вводит такой небольшой эпизод: тотчас после глубоких и волнующих слов о самолюбии и общем благе, об эгоизме и его преодолении Рудин подходит к Наталье. Она в замешательстве встает: видимо, Рудин в ее глазах уже и сейчас - человек необыкновенный. Волынцев, сидевший подле нее, тоже поднимается с места. Перед этим Басистов с жаром отклонил очередную враждебную Рудину остроту Пигасова. Совершенно очевидно: Рудин имел явный успех у своей аудитории; это даже больше, чем успех, это почти потрясение. Заметил ли все это Рудин, важно ли ему это, или, быть может, увлеченный высоким смыслом своих слов, он совершенно забыл о себе, о своем самолюбии? От того или иного поведения Рудина в этот момент будет многое зависеть в оценке его натуры. Едва заметный штрих в тургеневском повествовании помогает читателю сделать нужный вывод.
«- Я вижу фортепьяно, - начал Рудин мягко и ласково, как путешествующий принц, - не вы ли играете на нем?»(1, с.80).
Здесь все значительно: и мягкая ласковость интонаций Рудина, который знает свою силу и теперь, любуясь собой, точно боится подавить собеседницу своим величием, и прямая авторская оценка позы, жеста и самочувствия Рудина - как «путешествующий принц». Это важный, едва ли не переломный момент повествования: главного героя впервые коснулось жало авторской иронии. Но это, разумеется, не последнее и не решающее впечатление.
Автором передается впечатление, произведенное Рудиным на каждого из его слушателей, - в тоне суховатого отчета, который, однако, говорит сам за себя: Пигасов в злобе уходит раньше всех, Липина удивляется необыкновенному уму Рудина, Волынцев соглашается с ней, и лицо его становится еще более грустным. Басистов всю ночь напролет пишет письмо другу, Наталья лежит в постели и, не смыкая глаз, пристально глядит в темноту... Но вместе с тем «путешествующий принц» не забыт, впечатление какой-то разорванности внешнего портрета Рудина тоже осталось, как и впечатление необычности авторского тона, вбирающего в себя разнообразные оттенки - от восхищения до насмешки. Так утверждается двойственность героя и возможность, даже неизбежность двойственного к нему отношения. Это было сделано автором на протяжении первой - третьей глав, в них предсказан дальнейший ход событий, и последующее изложение воспринимается уже как естественное развитие всего заложенного здесь.
А. Моруа так писал о творчестве Тургенева-романиста: "Часто сравнивали искусство Тургенева с греческим искусством. Сравнение верное, потому что у греков, как и Тургенева, сложное целое указано намеком немногих превосходно выбранных черт. Никогда романист до Тургенева не проявил столь полной экономии средств. Недоумеваешь, как мог Тургенев такими короткими книгами дать законченное впечатление длительности и полноты" (А. Моруа, 2001).
Тургеневские романы, и в особенности, романы о «лишних людях» представляют собой синтез изобразительного (то есть невербально-пластического) и психологического начал. Автор «Рудина» так изображает человека, что у него в одном жесте, в привычке, в слове скрывается душа персонажа. Они же (эти жесты, мимика) и определяют характер так же верно и несомненно, как самые яркие, очевидные поступки.
Каждое поколение читает «Рудина» по-своему, отмечая меткие авторские характеристики, в том числе в невербальной сфере. Так всегда бывает с великими произведениями, в которых жизнь изображена многосторонне и показана в ее историческом значении. Такие произведения будят мысль и становятся для нас не памятником далекой старины, а нашим неумирающим прошедшим.
Рассматривая вопросы, посвященные изучению проблемы своеобразия психологизма в романах И.С. Тургенева, мы пришли к выводу, что заявленная тема, несмотря на значительные достижения литературоведения в этой области, требует еще дополнительного изучения.
Психологическое мастерство писателя мы рассматривали в связи с его идейно-эстетическими задачами. В своей работе мы показали, что психологизм определяется концепцией человека и действительности каждого художника и является средством и формой типизации, т.е. система психологизма связана с художественным методом писателя. Изучение проблемы своеобразия психологизма в романах И.С.Тургенева мы попытались рассмотреть в аспекте анализа творческого метода писателя. Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что одно и то же психологическое состояние писатель воспроизводит с помощью разных форм психологического изображения: вербального и невербального.
В первой - третьей главах работы мы обобщили данные тургеневедения о структурно-жанровых особенностях тургеневского романа «Рудин» и пришли к выводу, что проблема "тайного" психологизма рассматривается в аспекте выявления типологического и индивидуального начал в социально-психологическом романе Тургенева. Тургенев - один из наиболее ярких представителей психологического течения русского критического реализма, и особенности психологизма писателя проявляются наиболее отчетливо при сопоставлении с типологически родственными ему системами психологизма.
Рассматривая творчество Тургенева, нами были замечены следующие особенности его метода: поэтический образ рисуется со стороны его внутреннего содержания, но автор не забывает в то же время и о внешней форме человеческого образа. Внимание, которое романист уделял созданию портрета, характера и типа, было чрезвычайно велико. Невербальные формы поведения (жесты, мимика, смех, слезы) формируют в романе «Рудин» психологический подтекст.
Анализ текста романа «Рудин» и работы исследователей: литературоведов, психологов позволяют сделать следующие выводы:
1.Синтез изобразительной (невербально-пластической) сферы и психологизма – характернейшее свойство художественного мира Тургенева.
2. Названный синтез есть результат свойственного Тургеневу видения мира и его ориентации на использование скрытого, тайного психологического анализа персонажей.
3. Невербально-пластическая сфера в творчестве Тургенева служит платформой психологического анализа и неразрывно связана с художественной концепцией романа «Рудин».
В заключение хочется отметить, что Тургенев – великий мастер изложения, литературного повествования. В пору, когда в литературе обозначилось тяготение к крупным, эпическим формам, он показал возможность выражения эпического содержания в изящном кратком повествовании, раскрыл содержательность и весомость каждого слова русского языка. Тургеневу мы более чем кому-либо другому из писателей обязаны тем, что не прервалась традиция лаконичной прозы, идущая от Пушкина, и что русская литература конца XIX — начала XX вв. была столь богата прекрасными стилистами.
* Здесь и далее идут отсылки к источникам и пособиям, названным в Списке литературы.
Информация о работе Невербальный психологизмТургенева в романе "Рудин"