Нравственные поиски героев Ф.М.Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы - произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".
Целью данной работы было разобраться в глубочайшем психологизме героев через понимание образа, через осознание мотивов их поступков.

Файлы: 1 файл

Нравственные поиски героев Ф. М. Достоевского..docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель- философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир «последних вопросов», сталкиваемся с настойчивыми попытками разрешить коренные загадки человеческого бытия, с напряженными идейно-нравственными поисками. В силу особенностей миросозерцания философская проблематика всегда была в центре внимания писателя, составляя содержательный стержень его романов.

Однако Достоевского интересовала не абстрактная философская истина,а та идейно-нравственная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок,заблуждений, сомнений, прозрений. Искание и постижение универсальной философской истины в процессе личностных идейно-нравственных поисков– основная проблематика произведений Достоевского.

В разрешении нравственных вопросов герои Достоевского идут до конца, максимально заостряя философскую проблематику. Это также способствует тому, что внутренняя жизнь героев приобретает напряженность и остроту.

Тема контрольной работы: «Нравственные поиски героев Ф. М. Достоевского»

Актуальность работы - произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".

Целью данной работы было разобраться в глубочайшем психологизме героев через понимание образа, через осознание мотивов их поступков.

Нравственное возрождение человека — основной мотив всего творчества Достоевского. Он считал, что новый, переродившийся человек не будет стоять перед выбором: «либо грабишь ты, либо грабят тебя». Личность обретет целостность и гармонию, достигнет, по словам Достоевского, «целостного я», «жизненного знания и сознания, т. е. непосредственно чувствуемого телом и духом, т. е. всем жизненным процессом». Противостояние человека миру сменится, наконец, единением с другими людьми и природой, «вселенской радостью жизни».

 

  1. ЖИЗНЬ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО

 

Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Евангелие от Иоанна XII,24. Эпиграф к "Братьям Карамазовым"; слова, высеченные на могиле Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его. Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет. 1837 г. - важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище.

В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает "Евгению Гранде" Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение, "Бедные люди", и сразу для всех становится ясно - появился большой писатель. Но следующая книга, "Двойник", встречает неуспех. После публикации "Белых ночей" он был арестован (1849) в связи с "делом Петрашевского", в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге. Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума.

Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г.г.: работа с братом в собственном журнале, романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Зимние заметки о летних впечатлениях" и "Записки из подполья" - можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время - смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.1

В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы "Преступления и наказания", посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать "Игрока", на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и "Игрок" готов через месяц. Роман "Преступление и наказание" закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы , писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло.

Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку. В 1867 г. написан роман "Идиот". Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 - "Бесы", 1873 - начало "Дневника писателя" (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 "Подросток", 1876 - "Кроткая", 1879 - "Братья Карамазовы". В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.

О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. "Когда его привели в себя, - пишет в своих "Воспоминаниях" Анна Григорьевна - первые слова его, обращенные ко мне были: "Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься!." "Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтобы успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. 2Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь обидел меня. Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А.А. Пфейфером и профессором Д.И. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался. Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. "Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?" - спросила я, наклонившись к нему. "Знаешь, Аня, - сказал Федор Михайлович полушепотом, - я уже три часа как не сплю и все думаю, и только теперь сознаю ясно, что я сегодня умру." "Голубчик мой, зачем ты это думаешь, - говорила я в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя."3

"Нет, я знаю, я должен сегодня  умереть. Зажги свечу, Аня, и дай  мне Евангелие". Он сам открыл  святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. 14-15. ("Иоанн же удерживал  Его и говорил: мне надобно  креститься от тебя, и Ты ли  приходишь ко мне? Но Иисус  сказал ему в ответ: оставь  теперь; ибо так надлежит нам  исполнить всякую правду".) "Ты  слышишь - "не удерживай", - значит, я умру, - сказал муж и закрыл  книгу." Около 7 часов вечера кровотечение  возобновилось и в восемь часов  тридцать восемь минут Ф.М. Достоевский  скончался (28 января 1881 года.) 

  1. ВЕЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ПОИСК ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО

 

С этим утверждением радостно соглашались миллионы читателей всего мира. Радостно потому, что при всей нелицеприятности, даже жестокости своего дара говорить правду о человеке — о русском человеке! — творчество Достоевского было и остается духоподъемным. Так духоподъемны Шекспир и Гёте, Диккенс и Гюго, Тургенев и Толстой, которые тоже много знали суровой правды о человеке. А сам Горький? Вот кого можно поставить сразу за Достоевским: то же глубокое знание своего народа, те же зоркость глаза и меткость слова, тот же беспощадный анализ причин и следствий человеческих несчастий. И притом — великая привязанность к жизни любовь и нежность к человеку, способному одним своим существованием, одной силой духа укрепить самые основы жизни как неизбывной тяги к гармонии. Отсюда и радость, с которой припадаешь к Достоевскому, отсюда и наслаждение его нелегким стилем, его многословным, подчас сумбурным повествованием. В Достоевского влюбляешься, как в пророка, как в выразителя самых сокровенных своих мыслей и чувств. Как бы ни сильно у некоторых «презрение к жизни», а всё-таки теплится где-то на дне души ощущение, что жизнь — благо, как бы ни велика мизантропия, но нет-нет да и прошибёт мысль, что человек — это царь природы. Иными словами: «Человек — это звучит гордо!» — мысль неожиданная и странная для опустившегося ночлежника, бродяги, но с абсолютной точностью отвечающая подъему сил, порыву к правде и красоте. Горьковский Сатин — не герой Достоевского, но его ничем как будто бы не оправданный оптимизм восходит к сокровенной мысли автора «Преступления и наказания». Это дух поистине поэтический. Недаром Достоевский так тяготеет к Пушкину. И опять-таки недаром Горький сравнивает его с Шекспиром. Вспомним к тому же, что первые его не сохранившиеся сочинения назывались «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», пусть и не стихотворные, но явно вдохновленные великой поэзией.

О том, что побудительным движением к творчеству у него всегда был поэтический порыв, он говорит в 1869 году и в письме к Н.Н. Страхову: «Множество отдельных романов и повестей втискиваются у меня в один… Но есть и того хуже: я, не спросясь со средствами своими и увлекаясь поэтическим порывом, берусь выразить художественную идею не по силам (так сила поэтического порыва всегда, например, сильнее средств исполнения. Даже у Пушкина замечаются следы этой двойственности)».4

Достоевский несомненно, реалист, но особого склада, он всегда балансирует на грани поэтического преувеличения. Это часто сбивало с толку его критиков и справа и слева. Революционные демократы упрекали его в том, что он недостаточно осуществил заложенные в нем возможности социального романиста, ставящего своей задачей художественное исследование жизни общества, воспроизведение социальных пружин, управляющих жизнью народа. По словам Салтыкова-Щедрина, «с одной стороны, являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…» Советских критиков особенно возмущало то, что борьба между добром и злом в душе человека представлялась в мистифицированной форме. В частности, разговоры Ивана Карамазова с чертом были настоящим камнем преткновения. Кинорежиссер И. Пырьев, экранизируя «Братьев Карамазовых», разрубил этот узел: у него черт — двойник Ивана Карамазова, стало быть, разговаривает он с самим собой, что, собственно, являлось из первоисточника для всякого материалиста.

Достоевский материалистом не был, он исповедовал православие. Это давало повод его друзьям из православного лагеря упрекать его в том, что он недостаточно сильно и убедительно доносит «слово Божье». Дабы обелить писателя в своих собственных глазах, они уверяли, что Достоевский — певец мучений и страданий, ибо только через них человек очищается и приближается к Истине. Но сам Достоевский иначе формулировал свой спасительный закон жизни: «Главное — люби других, как себя». В рассказе «Сон смешного человека», опубликованном в «Дневнике писателя», он прямо и недвусмысленно говорил о том, что человеческие страдания порождены зловредным устройством жизни, заражающим целые государства. Вот как описывает он грехопадение людей: «Началась борьба за разъединение, за обособление, за личность, за моё и твоё. Они стали говорить на разных языках. Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучений и говорили, что истина достигается лишь мучениием».

Достоевский хорошо знал, что такое мучение, он прошел через каторжную тюрьму. Каторга была ужасна — четыре года день и ночь он носил кандалы. Обострившаяся в результате тяжелая болезнь — эпилепсия — была источником его пожизненных страданий и угрызений совести за то, что он отравляет жизнь своим близким. Нет, никому не желал он мучений, не культивировал их в своих произведениях, он только концентрировал на них силу своего необычного поэтически страстного дарования, и мы видели, как преступает через человека в себе Раскольников, как обреченно идет на улицу Сонечка Мармеладова, как мечется, не находя себе места и покоя, Настасья Филипповна, как смеется сквозь слезы очарованный красивой новогодней витриной нищий мальчик, как медленно и верно сходит с ума Иван Карамазов.

Информация о работе Нравственные поиски героев Ф.М.Достоевского