Нравственное возрождение человека
— основной мотив всего творчества Достоевского.
Он считал, что новый, переродившийся человек
не будет стоять перед выбором: «либо грабишь
ты, либо грабят тебя». Личность обретет
целостность и гармонию, достигнет, по
словам Достоевского, «целостного я»,
«жизненного знания и сознания, т. е. непосредственно
чувствуемого телом и духом, т. е. всем
жизненным процессом». Противостояние
человека миру сменится, наконец, единением
с другими людьми и природой, «вселенской
радостью жизни».
Общество, по его мнению, основывается
на нравственных началах, насильственные
действия и экономические преобразования
не разрешат коренных проблем существования:
позитивные изменения могут быть только
результатом нравственных изменений.
Достоевский в решении этого вопроса исходил
из абстрактно-гуманистических, религиозно-этических
позиций. Писатель был не согласен с тем,
что общество можно перестроить по заранее
задуманному проекту. Великий гуманист
предвидел, что политический радикализм,
не учитывающий «натуры», неизбежно столкнется
с непредвиденными трудностями в осуществлении
своих программ и вынужден будет прибегнуть
к подавлению личности, к деспотии, к тоталитаризму.
Практика фашизма, маоизма, современного
терроризма подтвердила обоснованность
этих опасений.
Более ста лет назад Достоевский
решительно высказался против подхода
к морали лишь как к способу управления
людьми (регуляции поведения), против утилитаристского
ее понимания, сводившего мораль к пользе
и требовавшего упразднения понятий чести,
совести, долга, как предрассудков. Нравственность,
согласно ему, — утверждение человеческого
в человеке, т. е. способ его духовного
бытия. «Будь человеком — это прежде всего!»
— таков смысл нравственных требований,
предъявляемых Достоевским к личности.
Проблематика художественных
произведений и публицистики Достоевского
всегда была связана с самыми жгучими
вопросами современной ему жизни. Однако
она не утратила своей актуальности и
для нашей эпохи. С течением времени все
более отчетливо вырисовывается великая
гуманистическая значимость духовного
наследия. «Его подлинным идеалом и глубочайшим
родником его творений был русский народ
во всем его историческом величии и трагизме
протекающей борьбы.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достоевский первым показал,
как пробуждается чувство личности даже
у самого обездоленного и обкраденного
жизнью человека. Он начинает думать, искать
истину. В нравственный поиск одинаково
вовлечены студент Раскольников, маляр
Миколка, князь Мышкин, купеческий сын
Рогожин, все три брата Карамазовы и другие.
Герои Достоевского изо всех сил сопротивляются
среде, хотят не только осмыслить противоречия
своей жизни, но и подвести итог всему
существованию человечества. Каждый из
них остро ощущает неблагополучие современного
мира. Они наделены совестью, каждый по-своему
умен и наблюдателен, каждый говорит на
своем особом языке. Поэтому в романах
Достоевского звучит многоголосие: даже
второстепенные персонажи имеют свою
правду, свою философию.
Достоевскому удалось проникнуть
в глубины человеческой души и вглядеться
в ее противоречивость и непредсказуемость,
вечную связь светлого и темного, низменного
и высокого. Наряду с безднами подсознания
он увлеченно исследовал роль идей в человеческом
обществе. Системы различных философских
идей он как бы испытывал на прочность
на различных типах людей (например, идею
о «сверхчеловеке» — на Раскольникове,
Лужине и Свидригайлове). Достоевский
стремился довести любую идею до логического
завершения, обнажив ее благотворность
или способность служить орудием зла в
руках фанатиков.
Когда-то мир, нарисованный
в «Преступлении и наказании», «Идиоте»,
«Братьях Карамазовых», казался современникам
писателя искусственным и фантастическим,
характеры — исключительными, неправдоподобными.
История внесла в эти представления свои
поправки. Теперь характеры и судьбы героев
Достоевского кажутся во многом пророческими
— достаточно вспомнить идею вседозволенности
Раскольникова и близкую ей идеологию
фашизма.
Подобно Бальзаку и Диккенсу,
Достоевский показал затерянность человека
в огромном капиталистическом городе,
с его жестокостью, равнодушием и мелочной
суетой.
Достоевский — наш, страдающий
за униженных и оскорблённых, ненавидящий
угнетателей, презирающий буржуазный
уклад жизни. Со страниц его романов смотрит
на нас нынешняя действительность, побуждая
к сопротивлению и борьбе.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
- Андреев А. М "Очерки по истории русской литературы XIX века". Джорданвилль, Нью Йорк, 1968, стр. 207-208.
- Лосский Н.О. Достоевский и его христианское
миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994,стр.136-137.
- Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и
творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев.
Достоевский. М., 1995,стр.57-59.
- Пачини, Джанлоренцо. О философии
Достоевского. Эссе. Пер. с итал. М.Д. Зарецкая. М., 1992,стр.175-176.
- Скафтымов А.П. Нравственные
искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972,стр.
164-165.
- Тарасов Б.Н "Закон Я" и
"закон любви": Нравственная философия Достоевского. М., 1991,стр.184-185.
- Тарасов Б.Н. Глава о Ф. М. Достоевском
// История русской литературы XIX века.
70-90-е годы: Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д.
Громовой, В. Б. Катаева. М., 2001,стр.
29-31.
- Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1985,стр.163-164.
- Якушин Н.И. «Ф.М. Достоевский
в жизни и творчестве»,стр.156-157.
Интернет-ресурсы
- «Вечный нравственный поиск
Фёдора Достоевского» - http://nnm.me/blogs/Glotov/vechnyy-nravstvennyy-poisk-fedora-dostoevskogo/
- «Поиски Ф.М. Достоевским нравственных
устоев человека»,В.Н.Шердаков – http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=2786&album_id=120&category=STATJI
ПРИЛОЖЕНИЕ
РИС.1 ПОРТРЕТ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
1 Андреев
А. М "Очерки по истории русской литературы
XIX века". Джорданвилль, Нью Йорк, 1968,
стр. 207-208.
2Тарасов Б.Н. Глава о Ф. М. Достоевском
// История русской литературы XIX века.
70-90-е годы: Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д.
Громовой, В. Б. Катаева. М., 2001,стр. 29-31.
3 Лосский
Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание
// Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994,стр.136-137.
4 Мочульский
К.В. Достоевский. Жизнь и творчество //
Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский.
М., 1995,стр.57-59.
5Скафтымов А.П. Нравственные
искания русских писателей. Статьи и исследования
о русских классиках. М., 1972,стр. 164-165.
6 «Поиски Ф.М. Достоевским нравственных
устоев человека»,В.Н.Шердаков – http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=2786&album_id=120&category=STATJI
7«Вечный нравственный поиск
Фёдора Достоевского» - http://nnm.me/blogs/Glotov/vechnyy-nravstvennyy-poisk-fedora-dostoevskogo/
8 Фридлендер Г.М. Достоевский
и мировая литература. М., 1985,стр.163-164.
9 Пачини, Джанлоренцо. О философии
Достоевского. Эссе. Пер. с итал. М.Д. Зарецкая.
М., 1992,стр.175-176.
10Тарасов Б.Н "Закон Я" и
"закон любви": Нравственная философия
Достоевского. М., 1991,стр.184-185.
11 Якушин Н.И. «Ф.М. Достоевский
в жизни и творчестве»,стр.156-157.