Образ города в творчестве Брюсова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, доклад

Описание работы

Цель настоящего исследования – проследить эволюцию образа города в поэзии В. Брюсова.
Основными задачами являются:
- знакомство и анализ со стихотворениями В.Я.Брюсова;
- раскрыть своеобразие художественного изображения города в творчестве поэта;
- выявить функционирование образа города в ранней, зрелой и поздней поэзии В. Брюсова;

Содержание работы

Содержание:
Введение.
Глава 1. Истоки.
Глава 2.Образ города в раннем творчестве В.Я.Брюсова.
Образ города в зрелом творчестве В.Я. Брюсова
( на примере поэмы «Конь блед»).
Образ города в позднем творчестве В.Я. Брюсова.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

          

                                                                                                                  РЕФЕРАТ

По дисциплине: История  Отечественной Литературы

                             Тема: Образ города в творчестве В.Я. Брюсова

Выполнил:

Студентка 1курса

Заочного отделения

группы №  24/173

Кочина Александра Яковлевна

Преподаватель:

Телятник Марина Александровна

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

 

Содержание: 

Введение. 
Глава 1. Истоки. 
Глава 2.Образ города в раннем творчестве В.Я.Брюсова. 
Образ города в зрелом творчестве В.Я. Брюсова 

( на примере поэмы «Конь  блед»). 
Образ города в позднем творчестве В.Я. Брюсова. 
Заключение. 
Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  
  
  
Введение

В русской литературе существует несколько сквозных тем, к которым обращаются многие писатели, поэты, вне зависимости  от эпохи, в которую они живут, вне зависимости от направления, в русле которого они создают  свои произведения. Москва ли это Карамзина ,Грибоедова   или Петербург Пушкина,  Гоголя, Достоевского, город активно входит в прозу и поэзию XVIII – XIX веков. Но каждый из писателей и поэтов привносит в раскрытие «вечной» темы что-то свое, уникальное, неповторимое.

В начале XX столетия тему города затронули  поэты Серебряного века: В.Я. Брюсов, А. Белый, А.А. Блок и др. Возникая как  фон произведения, место действия героев и событий, город превращается в средство писательского замысла, приобретая тем самым свою художественную образность и становясь полноправным действующим лицом. Наиболее ярко это проявилось в творчестве В.Я. Брюсова – известного поэта, писателя, литературного критика, историка, философа, переводчика, теоретика русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов одним из первых поэтов XX века, обратившихся к теме города и оказавших существенное влияние на последующих поэтов-урбанистов. Творчество Брюсова, как родоначальника урбанизма в русской поэзии XX века вызывает немалый интерес у исследователей.

Изучением его творчества занимались Д. Максимов, М. Шаповалов, Н.Бурлаков, и т.д. О нем написано много работ, в которых рассматриваются  разные аспекты деятельности Брюсова: Брюсов-критик; Брюсов-переводчик; Брюсов-историк; Брюсов-прозаик [4] и т.п. Целый ряд исследователей:  Т.Анчугова, Л.Протасова, Т.Ковалева раскрывают специфику языка Брюсова. Круг исследований расширяется в монографиях Н. Бурлакова [2], М. Шаповалова [10]. Эти авторы рассматривают жизненный и творческий путь писателя в целом, обращается внимание и на тему города, поскольку она является одним из основных мотивов поэзии В.Я. Брюсова.

В данных работах выявляются основные черты брюсовского города, подчеркивается значимость Брюсова как поэта-урбаниста, приводятся факты обращения поэта к данной теме, выявляется его отношение к городу.

Н. Бурлаков [2] связывает город Брюсова  с местом его рождения, с Москвой. Опираясь на биографию поэта, он выделяет этапы его творчества.

В исследовании В. Волошина [3] город Брюсова  рассматривается с позиции приятия-неприятия  его поэтом. Волошин выделяет два типа города в брюсовской поэзии: Старый Город и Новый Город. Старый Город, существовавший при Брюсове, самим  поэтом отвергается. Брюсов хочет построить Новый Город. «Город Будущего он строит по образцу и подобию Старого Города. Но, не постигнув законов Старого Города, в Городе Будущего он обречен на то же незнание и непонимание» [3, стр. 426]. М. Волошин считает, что Брюсов не певец, а враг города, и заявляет в своём труде: «Такому яростному врагу города не подобает имя «поэта города»   [3, стр. 426].

Традиционная  же точка зрения выражена в работах  М. Шаповалова,

К. Чуковского, С. Гиндина. Эти ученые видят в Брюсове певца города и приводят в доказательство наиболее значимые его урбанистические произведения. К. Чуковский, делая обзор современной ему русской поэзии, останавливается на В. Брюсове как на одном из «городских» поэтов [9]. Автору статьи удается убедить читателя в том, что только город – преобладающее начало в творчестве В.Брюсова.

Итак, можно сделать вывод, что творчество В. Брюсова интересовало и интересует многих литературоведов. Но на мой взгляд, данная тема раскрыта недостаточно полно. В рассмотренной мной критической литературе не прослежена вполне отчетливо специфика и эволюция образа города в поэзии В. Брюсова.

Цель  настоящего исследования – проследить эволюцию образа города в поэзии В. Брюсова.

Основными задачами являются:

- знакомство и анализ со стихотворениями В.Я.Брюсова;

- раскрыть своеобразие художественного  изображения города  в       творчестве поэта;

- выявить функционирование образа  города в ранней, зрелой и поздней  поэзии В. Брюсова;

Предметом исследования являются стихотворения и поэмы В.Брюсова разных периодов. В работе также используются малоизвестные источники, письма и статьи поэта, воспоминания о нем современников и другие материалы.

Данными задачами обусловлена и композиция работы. Она состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть представлена одной главой, которая включает в себя следующие разделы: истоки формирования темы города в творчестве Брюсова и основные этапы эволюции образа города в его поэзии.  
 

Глава 1. Истоки

Однажды В.Я. Брюсов воскликнул : «Я не хочу прошлого! Я хочу будущего, будущего! <…> Только разве прошлое других людей, давно отошедших, прошлое иных веков. Его я люблю!»[11]. И поэт нашел область, соединяющую в себе черты давних столетий и знаки меняющегося грядущего. Так был воспринят им город. В его поэзии начинают появляться картины городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. В.Я.Брюсов становится одним из первых поэтов-урбанистов в русской поэзии ХХ века.

Сам по себе урбанизм является направлением в искусстве, а следовательно, и  в поэзии, изображающим жизнь больших современных городов. В отличие  от живописи и архитектуры урбанистическая  поэзия направлена на отражение  жизни  крупных капиталистических городов с их огромным населением, шумной техникой, с контрастами роскоши и нищеты с помощью образного поэтического слова. В урбанистической поэзии важно, чтобы читатель ярко себе представлял описываемые поэтом картины городской жизни.

Как урбанизм связан с различными областями в искусстве, так и  урбанистическая поэзия связана  с различными течениями и литературными  группами, которые по-своему воспринимали город. Так, если глава итальянского футуризма Ф. Маринетти славил шумы города, лихорадочные темпы жизни, то В.Брюсов изображает капиталистический город, его неисчерпаемый «яростный людской поток» как «воплотившийся в земные формы бред» («Конь блед»). Мрачен урбанизм поэтов-гуманистов. В поэзии Э.Верхарна, произведениями которого так увлекался Брюсов, капиталистический город – враг человека: «То город-спрут, горящий осьминог» («Города-спруты»). У А.А. Блока город – «страшный мир»,  у  В.В. Маяковского – «адище город», у раннего Бехера-экспрессиониста – «каменный лес», «гробы, стоящие с кружевом окон».

Все эти примеры показывают, что  урбанистическая поэзия по своему содержанию неоднородна. И если ее последователь  опирается на своих предшественников, то это еще не значит, что он не привнесет ничего нового, так как  из всего ее многообразия, синтезируя и видоизменяя ее, он найдет свой путь изображения города.

Это касается многих поэтов, которые, идя  по чьим-то следам или параллельно, взаимовлияют друг на друга, но все  же остаются самими собой.

Это относится и к урбанизму В.Я. Брюсова. В разработке этой темы он опирается на традиции своих предшественников: А.С. Пушкина,               Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского из русской литературы. Тема города к началу 20 века была уже не новой. Она активно вошла в произведения великих классиков XVIII – XIX веков: К.Н. Батюшкова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова и других.

Возникнув еще в новгородских былинах и плавно перейдя в плутовские повести XVII века, она получила свое дальнейшее развитие в XVIII – XIX века. В это время описывался, как правило, столичный город: Москва или Петербург. Впервые развернутое художественное описание города показал К.Н. Батюшков в очерке «Прогулка по Москве» (1811г.). Для него Москва – город, в котором причудливо смешивались самые разнородные начала: европейские и азиатские, древние и новые. Батюшковская Москва – более город природы, нежели истории или культуры, ее древний облик подчеркивается неоднократно; она – смешение признаков города и деревни. Эти черты становятся постоянными в описаниях Москвы XIX века. Московский пейзаж видит и М.Ю.Лермонтов, в своем очерке «Панорама Москвы» (1834 г.) он подмечает то же редкостное сочетание в городской жизни разнородных начал. Это же смешение и деревенские черты Москвы, утопающей в садах, упоминает и В.Г. Белинский в статье «Петербург и Москва» (1845 г.). Исключительная  роль в создании классического для  русской литературы образа города –  Москвы – принадлежит А.С. Грибоедову. Он показывает в своей комедии  «Горе от ума» (1824 г.) нравы патриархального города, живущего традициями полувековой давности. Его Москва – оплот невежества, культурного провинциализма, город умственной и душевной лени. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» (1823-1831 г.) тоже представляет Москву как олицетворение закостенелого барства, но автор смотрит на город с позиции патриота, истинного гражданина и защитника. Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» (1863-1869) выворачивает наизнанку «портрет» Москвы в «Горе от ума». Его Москва противопоставлена Петербургу. Она – естественное место пребывания Ростовых, в Петербурге они чужие. Тему отчуждения от города и в то же время города как среды обитания разрабатывает Н.В. Гоголь в своих петербургских повестях. Для него город – это прежде всего город контрастов: пышных дворцов и глубокой нищеты («Нос», «Шинель» и др.). Страдания городской бедноты ярко описывает Н.А. Некрасов. В очерке «Петербургские углы» он рисует «дно» столицы: сырые подвалы с обвалившейся штукатуркой, убогих, жалких жильцов, находящих утешение в пьянстве. Но вместе с тем, он отмечает прогрессивную роль города. Близок по духу Н.А. Некрасову и Ф.М.  Достоевский. Он тоже видит контрастность городской жизни, но его образ города предстает в философском аспекте как символ болезни целого мира. Петербург Ф.М. Достоевского – это олицетворение зла и надежда на то, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим.

Таким образом, к концу XIX  столетия город в изображении многих писателей и поэтов стал носить не только описательный, «фоновый», характер, но и более глубокий, осмысленный, философский. Новый век требовал нового художественного и философского осмысления этой темы. Изменения, возникшие на рубеже двух веков, влекли за собой и изменения в городе. И как нельзя лучше их подхватил и отразил в своей урбанистической поэзии В.Я. Брюсов.

Отдавая дань традициям, в его лирике встречаются  и старая пушкинская Москва («Мир»), и гоголевские контрасты («Ночь»), и достоевская болезнь мира («Среди людей»), и некрасовская беднота («Фабричная», «Каменщик»).

Так, в поэзии Некрасова он находит  «беспощадный реализм», умение передать страшные картины, трагизм которых  понятен только горожанину. Брюсов говорит, что Некрасов современен, так  как он сумел передать двойственность города, его «блеск и мрак», феерическую  красоту и «гной ран» современности.

Вслед за Гоголем, Достоевским, Брюсов воспринимает тему города, как остро социальную, обнаженную внутренние конфликты общественной жизни.

Следует отметить, что на формирование Брюсова  как поэта-урбаниста оказала  влияние  и окружающая его среда, тот микроклимат, в котором он жил. В.Брюсов родился  в Москве, на Цветном бульваре, в доме, который даже своим внешним нескладным устройством, пристройками, полутемными комнатами, скрипучими деревянными лестницами напоминал о нравах и привычках едва ли не дореформенного торгового мещанства. Остановка, окружавшая молодого Брюсова, отражала и более поздний уклад. Брюсов вырос в большом капиталистическом городе, который в то время в значительной мере уже потерял свою старозаветность. Уже тот факт, что город являл собой как старые, так и новые явления, отражал в сознании молодого поэта какую-то двойственность отношения к нему. Даже  в  облике и характере Брюсова-старшеклассника, бородатого, некрасивого, преисполненного  юношеского самомнения, чудаковатого, погруженного в свои мысли, поражающего  учителей способностями и знаниями, одинокого среди товарищей, угадывалось зарождение какой-то непривычной породы людей, возбужденных реальностями и видениями по-новому развернувшейся городской жизни. Брюсову открылась искривленная душа буржуазного города, мир ночных ресторанов, домов терпимости и картежных страстей. Еще в ранней юности он соприкоснулся с этой стихией, переболел духовными болезнями горожанина.  
 

Глава 2.Образ города в  раннем творчестве В.Я.Брюсова

Образ города в поэзии В.Брюсова возникает  уже в первых его книгах: «Juvenilia» («Юношеское», 1892-1894гг.),  «Chefs d’ oeuvre» («Шедевры», 1894-1896гг.), «Me eum esse» («Это – я», 1896-1897гг.). Здесь город еще не становится главным объектом художественного изображения, не  развертывается во всю ширину. Наоборот, поэт бежит от него:

Эта светлая ночь, эта тихая  ночь,                                                                  Эти улицы, узкие, длинные!

Я спешу, я бегу, убегаю я  прочь,

Прохожу тротуары пустынные.

                                                                                    «Все кончено…», 1895

Для лирического героя данного стихотворения узкие длинные улицы и  «тротуары  пустынные» являются местом, усиливающим  ощущение разлуки с любимой. В  городе он чувствует себя одиноким, брошенным, но бегство из него тоже невозможно.

На  улицах брюсовского города еще появляются несчастные в любви герои: пережившая ее безрадостный опыт девушка («Туманные  ночи», 1895) и женщина-проститутка («Фантом», 1894). Город здесь становится свидетелем любовных  переживаний героев, но бесчувственным, он только равнодушно смотрит на них и на происходящие события. Так нашему взору предстает еще одна картина:

Три женщины, грязные, пьяные,

Обнявшись, идут и шатаются,

Дрожат колокольни туманные,

Кресты у церквей наклоняются.

                                                                                       «Подруги», 1895.

Эта яркая зарисовка с натуры близка некрасовскому петербургскому пейзажу, изображающему обездоленный городской  люд, пропивающий с горя последние  гроши. Городская обстановка раннего Брюсова накаляется присутствием еще одного немаловажного героя – сумасшедшего, в ужасе скользящего по городу, окруженного своими бредовыми видениями:

Я встречаю нагие тела,

Посинелые в рыхлом снегу,

Я минуты убийств стерегу

И смеюсь беспощадно с угла.

                                                                                 «Сумасшедший», 1895

Сумасшедший радуется, что горят дома и весь город пылает в огне, а он стоит  за углом и любуется придуманной  самим же картиной. В своем сознании он убегает из города в «неживые леса», видя в них выход из быстро меняющегося городского окружения.

Итак, в представленных ранних стихах В. Брюсов отрицательно воспринимает город, он еще  начинает «вдыхать его ядовитые пары», не понимая, что можно дышать полной грудью.

В постижении другого образа города Брюсов обращается к символизму.

Он пишет  стихотворение о городе, которым  сам восторгается:

Дремлет Москва, словно самка  спящего страуса,

Грязные крылья по темной почве  раскинуты,

Информация о работе Образ города в творчестве Брюсова