Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, доклад
Цель настоящего исследования – проследить эволюцию образа города в поэзии В. Брюсова.
Основными задачами являются:
- знакомство и анализ со стихотворениями В.Я.Брюсова;
- раскрыть своеобразие художественного изображения города в творчестве поэта;
- выявить функционирование образа города в ранней, зрелой и поздней поэзии В. Брюсова;
Содержание:
Введение.
Глава 1. Истоки.
Глава 2.Образ города в раннем творчестве В.Я.Брюсова.
Образ города в зрелом творчестве В.Я. Брюсова
( на примере поэмы «Конь блед»).
Образ города в позднем творчестве В.Я. Брюсова.
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
По дисциплине: История Отечественной Литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013
Содержание:
Введение.
Глава 1. Истоки.
Глава 2.Образ города в раннем творчестве
В.Я.Брюсова.
Образ города в зрелом творчестве В.Я.
Брюсова
( на примере поэмы «Конь
блед»).
Образ города в позднем творчестве В.Я.
Брюсова.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
В русской литературе существует несколько сквозных тем, к которым обращаются многие писатели, поэты, вне зависимости от эпохи, в которую они живут, вне зависимости от направления, в русле которого они создают свои произведения. Москва ли это Карамзина ,Грибоедова или Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, город активно входит в прозу и поэзию XVIII – XIX веков. Но каждый из писателей и поэтов привносит в раскрытие «вечной» темы что-то свое, уникальное, неповторимое.
В начале XX столетия тему города затронули поэты Серебряного века: В.Я. Брюсов, А. Белый, А.А. Блок и др. Возникая как фон произведения, место действия героев и событий, город превращается в средство писательского замысла, приобретая тем самым свою художественную образность и становясь полноправным действующим лицом. Наиболее ярко это проявилось в творчестве В.Я. Брюсова – известного поэта, писателя, литературного критика, историка, философа, переводчика, теоретика русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов одним из первых поэтов XX века, обратившихся к теме города и оказавших существенное влияние на последующих поэтов-урбанистов. Творчество Брюсова, как родоначальника урбанизма в русской поэзии XX века вызывает немалый интерес у исследователей.
Изучением его творчества занимались Д. Максимов, М. Шаповалов, Н.Бурлаков, и т.д. О нем написано много работ, в которых рассматриваются разные аспекты деятельности Брюсова: Брюсов-критик; Брюсов-переводчик; Брюсов-историк; Брюсов-прозаик [4] и т.п. Целый ряд исследователей: Т.Анчугова, Л.Протасова, Т.Ковалева раскрывают специфику языка Брюсова. Круг исследований расширяется в монографиях Н. Бурлакова [2], М. Шаповалова [10]. Эти авторы рассматривают жизненный и творческий путь писателя в целом, обращается внимание и на тему города, поскольку она является одним из основных мотивов поэзии В.Я. Брюсова.
В данных работах выявляются основные черты брюсовского города, подчеркивается значимость Брюсова как поэта-урбаниста, приводятся факты обращения поэта к данной теме, выявляется его отношение к городу.
Н. Бурлаков [2] связывает город Брюсова с местом его рождения, с Москвой. Опираясь на биографию поэта, он выделяет этапы его творчества.
В исследовании В. Волошина [3] город Брюсова
рассматривается с позиции
Традиционная же точка зрения выражена в работах М. Шаповалова,
К. Чуковского, С. Гиндина. Эти ученые видят в Брюсове певца города и приводят в доказательство наиболее значимые его урбанистические произведения. К. Чуковский, делая обзор современной ему русской поэзии, останавливается на В. Брюсове как на одном из «городских» поэтов [9]. Автору статьи удается убедить читателя в том, что только город – преобладающее начало в творчестве В.Брюсова.
Итак, можно сделать вывод, что творчество В. Брюсова интересовало и интересует многих литературоведов. Но на мой взгляд, данная тема раскрыта недостаточно полно. В рассмотренной мной критической литературе не прослежена вполне отчетливо специфика и эволюция образа города в поэзии В. Брюсова.
Цель настоящего исследования – проследить эволюцию образа города в поэзии В. Брюсова.
Основными задачами являются:
- знакомство и анализ со стихотворениями В.Я.Брюсова;
- раскрыть своеобразие
- выявить функционирование
Предметом исследования являются стихотворения и поэмы В.Брюсова разных периодов. В работе также используются малоизвестные источники, письма и статьи поэта, воспоминания о нем современников и другие материалы.
Данными задачами обусловлена и композиция
работы. Она состоит из введения, основной
части и заключения. Основная часть представлена
одной главой, которая включает в себя
следующие разделы: истоки формирования
темы города в творчестве Брюсова и основные
этапы эволюции образа города в его поэзии.
Глава 1. Истоки
Однажды В.Я. Брюсов воскликнул : «Я не хочу прошлого! Я хочу будущего, будущего! <…> Только разве прошлое других людей, давно отошедших, прошлое иных веков. Его я люблю!»[11]. И поэт нашел область, соединяющую в себе черты давних столетий и знаки меняющегося грядущего. Так был воспринят им город. В его поэзии начинают появляться картины городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. В.Я.Брюсов становится одним из первых поэтов-урбанистов в русской поэзии ХХ века.
Сам по себе урбанизм является направлением в искусстве, а следовательно, и в поэзии, изображающим жизнь больших современных городов. В отличие от живописи и архитектуры урбанистическая поэзия направлена на отражение жизни крупных капиталистических городов с их огромным населением, шумной техникой, с контрастами роскоши и нищеты с помощью образного поэтического слова. В урбанистической поэзии важно, чтобы читатель ярко себе представлял описываемые поэтом картины городской жизни.
Как урбанизм связан с различными областями в искусстве, так и урбанистическая поэзия связана с различными течениями и литературными группами, которые по-своему воспринимали город. Так, если глава итальянского футуризма Ф. Маринетти славил шумы города, лихорадочные темпы жизни, то В.Брюсов изображает капиталистический город, его неисчерпаемый «яростный людской поток» как «воплотившийся в земные формы бред» («Конь блед»). Мрачен урбанизм поэтов-гуманистов. В поэзии Э.Верхарна, произведениями которого так увлекался Брюсов, капиталистический город – враг человека: «То город-спрут, горящий осьминог» («Города-спруты»). У А.А. Блока город – «страшный мир», у В.В. Маяковского – «адище город», у раннего Бехера-экспрессиониста – «каменный лес», «гробы, стоящие с кружевом окон».
Все эти примеры показывают, что урбанистическая поэзия по своему содержанию неоднородна. И если ее последователь опирается на своих предшественников, то это еще не значит, что он не привнесет ничего нового, так как из всего ее многообразия, синтезируя и видоизменяя ее, он найдет свой путь изображения города.
Это касается многих поэтов, которые, идя по чьим-то следам или параллельно, взаимовлияют друг на друга, но все же остаются самими собой.
Это относится и к урбанизму В.Я. Брюсова. В разработке этой темы он опирается на традиции своих предшественников: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского из русской литературы. Тема города к началу 20 века была уже не новой. Она активно вошла в произведения великих классиков XVIII – XIX веков: К.Н. Батюшкова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова и других.
Возникнув еще в новгородских былинах и плавно перейдя в плутовские повести XVII века, она получила свое дальнейшее развитие в XVIII – XIX века. В это время описывался, как правило, столичный город: Москва или Петербург. Впервые развернутое художественное описание города показал К.Н. Батюшков в очерке «Прогулка по Москве» (1811г.). Для него Москва – город, в котором причудливо смешивались самые разнородные начала: европейские и азиатские, древние и новые. Батюшковская Москва – более город природы, нежели истории или культуры, ее древний облик подчеркивается неоднократно; она – смешение признаков города и деревни. Эти черты становятся постоянными в описаниях Москвы XIX века. Московский пейзаж видит и М.Ю.Лермонтов, в своем очерке «Панорама Москвы» (1834 г.) он подмечает то же редкостное сочетание в городской жизни разнородных начал. Это же смешение и деревенские черты Москвы, утопающей в садах, упоминает и В.Г. Белинский в статье «Петербург и Москва» (1845 г.). Исключительная роль в создании классического для русской литературы образа города – Москвы – принадлежит А.С. Грибоедову. Он показывает в своей комедии «Горе от ума» (1824 г.) нравы патриархального города, живущего традициями полувековой давности. Его Москва – оплот невежества, культурного провинциализма, город умственной и душевной лени. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» (1823-1831 г.) тоже представляет Москву как олицетворение закостенелого барства, но автор смотрит на город с позиции патриота, истинного гражданина и защитника. Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» (1863-1869) выворачивает наизнанку «портрет» Москвы в «Горе от ума». Его Москва противопоставлена Петербургу. Она – естественное место пребывания Ростовых, в Петербурге они чужие. Тему отчуждения от города и в то же время города как среды обитания разрабатывает Н.В. Гоголь в своих петербургских повестях. Для него город – это прежде всего город контрастов: пышных дворцов и глубокой нищеты («Нос», «Шинель» и др.). Страдания городской бедноты ярко описывает Н.А. Некрасов. В очерке «Петербургские углы» он рисует «дно» столицы: сырые подвалы с обвалившейся штукатуркой, убогих, жалких жильцов, находящих утешение в пьянстве. Но вместе с тем, он отмечает прогрессивную роль города. Близок по духу Н.А. Некрасову и Ф.М. Достоевский. Он тоже видит контрастность городской жизни, но его образ города предстает в философском аспекте как символ болезни целого мира. Петербург Ф.М. Достоевского – это олицетворение зла и надежда на то, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим.
Таким образом, к концу XIX столетия город в изображении многих писателей и поэтов стал носить не только описательный, «фоновый», характер, но и более глубокий, осмысленный, философский. Новый век требовал нового художественного и философского осмысления этой темы. Изменения, возникшие на рубеже двух веков, влекли за собой и изменения в городе. И как нельзя лучше их подхватил и отразил в своей урбанистической поэзии В.Я. Брюсов.
Отдавая дань традициям, в его лирике встречаются и старая пушкинская Москва («Мир»), и гоголевские контрасты («Ночь»), и достоевская болезнь мира («Среди людей»), и некрасовская беднота («Фабричная», «Каменщик»).
Так, в поэзии Некрасова он находит «беспощадный реализм», умение передать страшные картины, трагизм которых понятен только горожанину. Брюсов говорит, что Некрасов современен, так как он сумел передать двойственность города, его «блеск и мрак», феерическую красоту и «гной ран» современности.
Вслед за Гоголем, Достоевским, Брюсов воспринимает тему города, как остро социальную, обнаженную внутренние конфликты общественной жизни.
Следует отметить, что на формирование
Брюсова как поэта-урбаниста оказала влияние
и окружающая его среда, тот микроклимат,
в котором он жил. В.Брюсов родился в Москве,
на Цветном бульваре, в доме, который даже
своим внешним нескладным устройством,
пристройками, полутемными комнатами,
скрипучими деревянными лестницами напоминал
о нравах и привычках едва ли не дореформенного
торгового мещанства. Остановка, окружавшая
молодого Брюсова, отражала и более поздний
уклад. Брюсов вырос в большом капиталистическом
городе, который в то время в значительной
мере уже потерял свою старозаветность.
Уже тот факт, что город являл собой как
старые, так и новые явления, отражал в
сознании молодого поэта какую-то двойственность
отношения к нему. Даже в облике и характере Брюсова-
Глава 2.Образ города в раннем творчестве В.Я.Брюсова
Образ города в поэзии В.Брюсова возникает уже в первых его книгах: «Juvenilia» («Юношеское», 1892-1894гг.), «Chefs d’ oeuvre» («Шедевры», 1894-1896гг.), «Me eum esse» («Это – я», 1896-1897гг.). Здесь город еще не становится главным объектом художественного изображения, не развертывается во всю ширину. Наоборот, поэт бежит от него:
Эта светлая ночь, эта тихая ночь,
Я спешу, я бегу, убегаю я прочь,
Прохожу тротуары пустынные.
Для лирического героя данного
На улицах брюсовского города еще появляются несчастные в любви герои: пережившая ее безрадостный опыт девушка («Туманные ночи», 1895) и женщина-проститутка («Фантом», 1894). Город здесь становится свидетелем любовных переживаний героев, но бесчувственным, он только равнодушно смотрит на них и на происходящие события. Так нашему взору предстает еще одна картина:
Три женщины, грязные, пьяные,
Обнявшись, идут и шатаются,
Дрожат колокольни туманные,
Кресты у церквей наклоняются.
Эта яркая зарисовка с натуры близка некрасовскому петербургскому пейзажу, изображающему обездоленный городской люд, пропивающий с горя последние гроши. Городская обстановка раннего Брюсова накаляется присутствием еще одного немаловажного героя – сумасшедшего, в ужасе скользящего по городу, окруженного своими бредовыми видениями:
Я встречаю нагие тела,
Посинелые в рыхлом снегу,
Я минуты убийств стерегу
И смеюсь беспощадно с угла.
Сумасшедший радуется, что горят дома и весь город пылает в огне, а он стоит за углом и любуется придуманной самим же картиной. В своем сознании он убегает из города в «неживые леса», видя в них выход из быстро меняющегося городского окружения.
Итак, в представленных ранних стихах В. Брюсов отрицательно воспринимает город, он еще начинает «вдыхать его ядовитые пары», не понимая, что можно дышать полной грудью.
В постижении другого образа города Брюсов обращается к символизму.
Он пишет стихотворение о городе, которым сам восторгается:
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной