Образ города в творчестве Брюсова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:11, доклад

Описание работы

Цель настоящего исследования – проследить эволюцию образа города в поэзии В. Брюсова.
Основными задачами являются:
- знакомство и анализ со стихотворениями В.Я.Брюсова;
- раскрыть своеобразие художественного изображения города в творчестве поэта;
- выявить функционирование образа города в ранней, зрелой и поздней поэзии В. Брюсова;

Содержание работы

Содержание:
Введение.
Глава 1. Истоки.
Глава 2.Образ города в раннем творчестве В.Я.Брюсова.
Образ города в зрелом творчестве В.Я. Брюсова
( на примере поэмы «Конь блед»).
Образ города в позднем творчестве В.Я. Брюсова.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

(«Зов автомобиля», 1917г.).   1917 год принес изменения. Теперь  героями города становятся солдаты,  большевики, бывшие «каменщики»  и рабочие; появляются и новые  его атрибуты: листовки, лозунги,  красные флаги:             

На улицах красные  флаги,             

И красные банты  в петлице,             

И праздник ликующих толп.                              

                                                                «На улицах», 1917г.

Сейчас  изображается уже Москва с ее главным  центром –Кремлем и Красной  площадью. Город этого периода  связан с революционными событиями  и изменениями. На улицах революционной Москвы появляются три старухи, те три женщины, которые возникли в творчестве поэта задолго до двух революций, еще  в ранний период его поэзии:             

И, когда в Москве трагические             

Залпы радовали слух,             

Были жутки в  ней – классические             

Силуэты трех старух.                                 

                                                     «Парки в Москве», 1920г. Эти герои, как и сумасшедший, проститутка  и рабочие, проходят через всю  урбанистическую поэзию В. Брюсова. Они помогают поэту показать изменения  не только города, его эволюцию, но и  изменения в самом человеке, от которого зависит атмосфера города.

В конце 1923 года город становится очагом для Брюсова, его кровом:             

Здесь полнит память все шаги мне,             

Здесь, в чуде, я  – абориген,             

И я, храним, звук в  чьем-то гимне,             

Москва! В дыму твоих  легенд.                                

                                                              «У Кремля», 1923г.

В этих строках чувствуется некая усталость поэта. Однако отдыхает он в городе.             

Сплав, пылав, остывает … Но, с гор вода, -             

Годы, дни, жизнь, и, ужас тая,             

В шелест книг, в тишь лесов, в рокот города,              

Выкрик детской  мечты: - это – я!                               

                                                                        «Это я», 1922г.

Книги, леса и город – вот, где Брюсов с самого начала и до конца своего творческого пути.

Таким образом, в поздний период его  творчества В.Брюсов подводит итоги  своей поэтической деятельности. И город не остается упущенным  их внимания поэта, хотя и отходит  на дальний план. Город Брюсова стал тем образом, который постоянно присутствовал в сознании поэта, независимо от того, входил он в его стихотворения или нет. Он стал его домом. Это подтверждают такие слова Брюсова: «Мне казалось, что теперь, в последний период моей жизни, я вернулся в «Дом отчий»[5,189]. Как видим, поэт принял город, к которому так противоречиво относился на протяжении всей урбанистической поэзии.

 

Заключение .

Проведенная нами работа раскрывает своеобразие  художественного изображения города на разных этапах его творчества.

Обратившись к образу города в поэтических  произведениях данного поэта  и проследив его эволюцию, мы приходим к следующим выводам.

Наметившаяся  в раннем творчестве тема города, хотя и отражает картины реальной городской  жизни, все-таки навеяна символистскими пристрастиями поэта. Ночь, звезды, луна, мечты – свидетели происходящих на улице событий. Город раннего Брюсова полон намеков, он словно туманный. Отношение поэта к нему тоже пока неопределенное. Брюсов обращается к городу как к месту действия его героев и одновременно как к месту, от которого они все бегут.

Из  произведений, относящихся к зрелому  периоду творчества поэта, была рассмотрена  символистская поэма «Конь блед». Город дышит настоящим и будущим, отметая все старое. В урбанистической поэзии Брюсова появляются герои, отвергнутые обществом. Буржуазный город выступает как среда, давящая на них. Отсюда противоречивость отношения поэта к своему городу: он восхищается его движением, темпом, ритмом, открытиями, ростом цивилизации и в то же время видит все его язвы, ощущает обреченность буржуазного порядка. Брюсов не принимает старый город, подобно Н.Гоголю и Ф.Достоевскому, подчеркивая его закостенелость и замкнутость; это среда отчуждения для его героев. Но и в развивающейся цивилизации он видит пагубность технического процесса: человек в ней тоже наряду с машинами становится ее механизмом. В брюсовской урбанистической поэзии возникает образ «страшного мира» и тема возмездия современному городу. Образ города этого периода становится главным объектом изображения поэта. Это вершина урбанизма брюсовской поэзии .В поздних стихотворениях Брюсова  город отходит  на задний план. Он теряется в потоке событий, постепенно превращаясь в воспоминания героев. Этот образ вдруг вспыхивает на улицах советского города яркими красками – красными флагами. Но теперь уже город не несет уже той наполненности и значимости, которые имел раньше. И все-таки Брюсов является крупным поэтом-урбанистом. Дитя  города, поэт не мог творить вне  города. Весь его интеллект, психологический склад, понимание уровня жизни во всех измерениях связаны с городом, с постом цивилизации. Город конца XIX века породил Брюсова, и он в благодарность своему «родителю» пронес эту тему через все три десятилетия своего творческого горения. Брюсов явился поэтом, открывшим пути художественного постижения образа города в поэзии ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Список  использованной литературы 

    1. Брюсов  В.Я. Избранное. Стихотворения. Лирические поэмы. –М.: Московский рабочий, 1983.
    2. Бурлаков Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1975.
    3. Волошин М. Лики творчества. – Л., «Наука», 1988. – с.407-403.
    4. Гречишкин С., Лавров А. Брюсов-новеллист. – В кН.: Повести и рассказы. – М.: Правда, 1988. – с.3 – 20.
    5. Дикушина Н.И. Новаторство и традиции. – В кН.: Октябрь и новые пути литературы. – М., «Наука», 1978. – с. 186 – 206.
    6. Максимов Д.Е. Поэзия и позиция. – Л.: Советский писатель, 1969.
    7. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. – Л.: Советский писатель, 1986, с.8-198.
    8. Ранчин А.М. От Батюшкова до Льва Толстого: образ Москвы в русской литературе 19 века.// Русская словесность, 1998, №5, с.311-320.
    9. Трифонов Н.А. Из переписки В.Я. Брюсова [1918-1924].// Вопросы литературы, 1993, №6, с.256-286.
    10. Шаповалов М.А. Валерий Брюсов. Годы и книги.// Литература в школе, 1991, №3, с.19-27.
    11. Смирнова Л.А.  Русская литература конца XIX — начала XX вв. Учебник для студентов педагогических институтов и университетов

Информация о работе Образ города в творчестве Брюсова