Образ Петербурга в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:58, творческая работа

Описание работы

Актуальность темы «Образ Петербурга в русской литературе» заключается в том, что такие великие поэты, как Пушкин и Лермонтов, выбрали Петербург для дополнительного образа в своей поэзии. Ведь этот город славится как своими величайшими архитектурными зданиями, так и поэтами, писателями, которые жили в XVIII, XIX, XX веках. Петербург знаменит событиями, проходившими в нем, и, кроме того, этот город был столицей России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Основная часть:
Глава 1
1.1Петербург в жизни А.С.Пушкина…………………………………………………………………….4
1.2 Петербург в жизни М.Ю.Лермонтова……………………………………………………………….11
1.3 Выводы: общее и различное во взглядах на Петербург двух поэтов……………………………………………………………………………13
Глава 2
2.1 Анализ стихотворения А.С.Пушкина
«Город пышный, город бедный»…………………………………………………………………………14
2.2 Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Примите дивное посланье»……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиография…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

«Образ Петербурга в русской литературе».docx

— 63.79 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №***

 

 

 

«Образ Петербурга в русской литературе»

 (исследовательская работа)

 

 

 

                                                                            Выполнила

      ученица 9 «б» класса

                                                                                     ******** *****

                                                                      Учитель

                                                                                  ***** ******

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011год.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………2

Основная часть:

Глава 1

1.1Петербург в жизни А.С.Пушкина…………………………………………………………………….4

1.2 Петербург в жизни М.Ю.Лермонтова……………………………………………………………….11

1.3 Выводы: общее и различное во взглядах на Петербург двух поэтов……………………………………………………………………………13

Глава 2

2.1 Анализ стихотворения А.С.Пушкина

«Город пышный, город бедный»…………………………………………………………………………14

2.2 Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Примите дивное посланье»……………………………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………..24

Библиография…………………………………………………………………..25

Приложения…………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы «Образ Петербурга в русской литературе» заключается в том, что  такие великие поэты, как Пушкин и Лермонтов, выбрали Петербург для дополнительного образа в своей поэзии. Ведь этот город славится как своими величайшими  архитектурными зданиями, так и поэтами, писателями, которые жили в XVIII, XIX, XX веках. Петербург знаменит событиями, проходившими в нем, и, кроме того, этот город был столицей России. В Петербурге было создано много учебных заведений, в которых непосредственно учились выдающиеся люди, это различного рода академии, университеты, консерватории.       Образ Петербурга использовали в своих стихах и романах, давали этому городу много характеристик как положительных, так и отрицательных. Некоторые действия в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова проходили на улицах, в знаменитых зданиях, около памятников Петербурга. Образ Петербурга использовали многие поэты и писатели.

Цель исследования - сравнение образа Петербурга в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Задачи:

  1. выявление роли Петербурга в жизненной и творческой судьбе Пушкина и Лермонтова;

  1. исследование образа Петербурга в лирике  поэтов на примере стихотворений.

 

 

В своей работе я использовала  13 источников, опираясь на исследования Ю.М.Лотмана и В.А.Мануйлова, а также на произведение Н.П.Анциферова «Непостижимый город».

 

 

Глава 1.

1.1 Петербург  в жизни А.С.Пушкина.

          Пушкин и Петербург - два неразрывных явления в русской культуре. В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и  зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" в произведениях разных жанров: поэмах, прозе, стихах, письмах.

                 Впервые Петербург упоминается в стихах А.С. Пушкина в то время, когда будущий великий поэт был лицеистом. Пушкин вспоминает, как он с дядей В.Л. Пушкиным приехал в столицу для поступления в Лицей. Стихотворение называется "Городок"[9,57]:

На тройке принесенный

Из родины смиренной

В великий град Петра

Но великий город свободу ограничил и стал восприниматься как заточение - ведь лицеистам запрещалось покидать стены Лицея. Это мы наблюдаем в стихотворении "К сестре"[9,73]:

…время протечет,

И с каменных ворот

Падут, падут затворы…

Будущий поэт мечтает вырваться в "пышный Петроград". Вообще в ранней лирике Пушкин избегает называть город официальным именем, а зовет град Петра, Петроград, Петрополь. И хотя юная душа стремится окунуться в пышную, полную развлечений столичную жизнь, Петербург для него - средоточие суеты, тщеславия как в стихотворении "К Галичу"[10,67]:

Оставь Петрополь и заботы

Лети в счастливый городок.

Но вот повзрослевший поэт знакомится вплотную с городом. Из его стихов мы узнаем о литературной жизни того времени: кружок "Арзамас" (Фонтанка,20), где собирались прогрессивные литераторы:

Венец желаниям! Итак, я вижу вас,

О, други смелых муз, о дивный "Арзамас"!

           Общество "Зеленая лампа" собиралось чаще всего в доме Никиты Всеволожского (пр-т Римского-Корсакова, 39), его члены носили кольца с изображением лампы (зеленый - цвет надежды), надевали на себя красные колпаки (такие носили якобинцы, такую надевал и председатель общества "Арзамас"), собрания проходили за круглым столом при свете зеленой лампы, обсуждались вопросы конституционного правления, читались "республиканские стихи"[1,175], спорили о театре.

    Литературная жизнь кипела и в салонах петербургского дворянства. На Миллионной, у Зимней канавки, жила "принцесса ночи" (принцесса ноктюрн) - княгиня Евдокия Голицына. Юный поэт посвятил ей стихи "Краев чужих неопытный любитель"[10,78]:

Где женщина - не с хладною красой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринужденный,

Блистательный, веселый, просвещенный?

С кем можно быть не хладным, не пустым?

В них он подразумевал, что все эти достоинства воплотились в княгине.

             Петербургский театр. Конечно же, и там бывал Пушкин, рукоплескал великой трагедийной актрисе Е. Семеновой, необыкновенной балерине А.И.Истоминой, посвящал им стихи, например, "В кругу семей. В пирах счастливых"[10,52]:

Уже ль умолк волшебный глас

Семеновой, сей чудной музы….

А в «Евгении Онегине» театр для Пушкина – «волшебный край», где

…в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин…

 

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина…

 
    Конечно же Пушкин не может не сравнить Петербург с родной Москвой как в стихотворении "Всеволожскому"[10,86]:

Итак, от наших берегов,

От мертвой области рабов,

Капральства, прихотей и моды

Ты скачешь в мирную Москву…

Панорама Петербурга видна и в оде "Вольность":

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец.

Есть легенда, что Пушкин писал эти строки, стоя у окна квартиры Тургеневых и рассматривая Инженерный замок. Здесь Петербург - город тиранической власти, город царей, дворцовых переворотов.  
    А вот в шутливом стихотворении - другой вид Петербурга, но тоже угрожающий. История такова: Пушкин писал "Евгения Онегина" и попросил брата подыскать художника, который бы нарисовал иллюстрацию, где был бы изображен сам поэт с Евгением Онегиным на фоне Петропавловской крепости. Художник был найден, но замысла Пушкина не понял и изобразил Александра Сергеевича стоящим спиной к Петропавловке.  
    Шутливое послание к брату рисует нам такой Петербург:

Вот, перешел чрез мост Кукушкин,

Опершись  о гранит,

Сам Александр Сергеич Пушкин

С мосье Онегиным стоит.

Не удостаивая взглядом

Твердыню власти роковой,

Он к крепости стал гордо задом:

Не плюй в колодец, милый мой!

 

        С образом Петербурга мы сталкиваемся и в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина – главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-29-х годов XIX века, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов[11,192]:

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

И сам автор, и его герой – оба восхищались красотой Петербурга, «упивались» «дыханием ночи благосклонной»[11,196]:

Все было тихо; лишь ночные

Перекликались часовые,

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг.

Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, «барабаном пробужденный»:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит.

           Но главное в образе Петербурга в первой четверти XIX века – это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и «вольности святой».

       Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывал образец «прекрасного человека» с точки зрения света:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел –

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать  выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов ,

О ком твердили целый век:

N. N. прекрасный человек.

            Совершенно другой представляется Петербург перед нами в повести «Медный всадник», написанной в 1933 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека».

    В этом произведении автор обращается к образу основателя города – Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы «Медный всадник». Прав был, очевидно,  В.Г.Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве «общего над частным», при очевидном сочувствии автора к «страданию этого частного»[3,198].

Пушкин поет гимн столице Российского государства:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид!

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный…

В стихотворении 1828 г. А.С. Пушкин рисует контрасты Петербурга:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит.

 

Уделил внимание поэт и пригородам Петербурга, где он часто отдыхал душой, встречаясь с друзьями. Вот стихи о Приютине:

Есть дача за Невой

Верст 20 от столицы,

У Выборгской границы,

Близ Парголы крутой,

Приют для добрых душ.

А вот идет Пушкин по городу. Казанский собор. Здесь покоится прах М.И. Кутузова.

Перед гробницею святой

Стою с поникшею главой.

Все спит кругом: одни лампады

Во мраке храма золотят

Столбов гранитные громады

И их знамен нависший ряд.

Каков же Петербург в лирике А. С. Пушкина? Ответить на этот вопрос можно словами Н.П. Анциферова: "Когда мы читаем то, что Пушкин писал о Петербурге, когда вдумываемся в его высказывания о нем, казалось бы, противоречивые, мы должны уметь разобраться: о каком Петербурге думал он в том или ином случае. Глубокий патриот, он умел отличать то, что принадлежит векам, от случайного, преходящего".[2,105]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Петербург  в жизни М.Ю.Лермонтова.

       Петербург не был в числе ведущих тем в творчестве Лермонтова, но этот «непостижимый город» все же не оставил его равнодушным. Им создан один из лучших романтических пейзажей Петербурга[5,83]:

Над городом таинственные звуки,  
Как грешных снов нескромные слова,  
Неясно раздавались, и Нева,  
Меж кораблей, сверкая на просторе,  
Журча, с волной их уносила в море.  
Задумчиво столбы дворцов немых  
По берегам теснилися, как тени,  
И в пене вод гранитных крылец их  
Купалися широкие ступени…

Неприветливо встретил Петербург в августе 1832 года восемнадцатилетнего Лермонтова. Северная столица была угрюмой и пасмурной. Жандармский мундир с красным воротником то и дело мелькал в толпе[5,140]

Увы! Как скучен этот город

С своим туманом и водой!..

Куда ни взглянешь, красный ворот,

Как шиш, торчит перед тобой...

Это первое юношеское впечатление от Петербурга сохранится надолго.

Наблюдения за лживым и пестрым светским обществом, за жизнью мелких чиновников нашли отражение в драме Лермонтова "Маскарад" и петербургском романе "Княгиня Лиговская".

      Но Петербург предстает в стихах Лермонтова не только в белую ночь, полную неясного томления. Например, стихотворение «Соседка» он написал в доме Ордонанс-гауза (комендантского управления), расположенного на углу Инженерной и Садовой улицы[5,194]

 

Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни, будто годы;

И окно высоко над землей!

И у двери стоит часовой!

В Ордонанс-гаузе, на третьем этаже, Лермонтов содержался после дуэли с сыном французского посла де Барантом.

         Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837г. поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ.

Информация о работе Образ Петербурга в русской литературе