Доволен каждый сам
собою,
Не беспокоясь о других…
Таким
образом, в этом стихотворении сразу в
первой его части (она заканчивается строчками
«То без названия у них!...») мы наблюдаем,
как пошлость и бездушие общества так
отравляют и разрушают поэтический взгляд
на мир, что для излюбленной романтиком
антитезы в стихотворении места не остается.
Поэтому неслучайно в центре второй
части стихотворения стоит традиционный
романтический образ моря, характерный
для романтической поэзии Лермонтова,
но этот образ в данном стихотворении
оказывается переосмысленным автором.
Юному поэту хотелось увидеть море, которое
он знал по стихотворениям Жуковского
и других поэтов- романтиков. М.Ю.Лермонтову
море представлялось как нечто величественное,
внушающее вдохновение. Но море разочаровало
его:
И, наконец, я видел
море
Но кто поэта обманул?
Я в роковом его
просторе
Великих дум не почерпнул…
При прочтении этих
четырех строк невольно вспоминается
стихотворение нашего земляка – поэта
Н.М.Языкова – «Пловец» (1829):
Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно:
В роковом его просторе
Много бед погребено
У Лермонтова
вышеназванные строки Языкова иронически
перефразированы: если у Языкова море
– романтическая необузданная стихия,
то Лермонтов иронически называет море
«роковым простором», и это не случайно.
Для разочаровавшегося поэта море теперь
оказывается лишенным своего романтического
ореола, поэт больше не видит в нем символа
независимости, что было характерно для
романтического мировоззрения. Лирический
герой сравнивает свою личную несвободу
с несвободой моря:
Нет! Как оно, я не был
волен…
Таким
образом, образ моря становится символом
несвободы, бесполезности борьбы, бунта,
а Петербург и его жители оказывается
такими же несвободными, как и морская
стихия, одетая в гранит.
Заключение.
Сравнив образ Петербурга в двух произведениях
А. С.Пушкина и
М. Ю.Лермонтова, а также
восприятие поэтами этого города, мы увидели,
что для Пушкина Петербург был родным, дорогим и хорошо знакомым
ему. Поэт мог описать «град Петра» разными
красками. Петербург для него состоял
из балов и маскарадов, шумных, модных
вечеринок, посещения театров и ресторанов.
Но в то же время он прекрасно понимал,
что этот город неоднозначен и многогранен.
Именно поэтому наряду с его пышностью
Пушкин показывает нам и «город бедный»,
подчеркивая тем самым его многоликость.
Лермонтов же видел Петербург мрачным
и сырым. Северная столица для него была
чужая. Поэт проводил здесь
много времени, однако именно тогда сформировалось
отношение его к жизни как к пустой, ненужной
вещи. Петербург не был в числе ведущих
тем в творчестве Лермонтова, но этот “непостижимый
город” все же не оставил его равнодушным.
В сознании Лермонтова он несколько иной,
чем у Пушкина: скучный, здесь «всё сурово»,
каждый доволен только сам собой.
Таким образом, было два Петербурга: один
- город, созданный гениальными архитекторами,
Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой
площади, поражающий нас и ныне своей вечной
красотой и стройностью - «полнощных стран
краса и диво», как назвал его Пушкин. Но
был и другой - дома без всякой архитектуры,
кишащие цеховым и ремесленным населением,
Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы,
набережные «Канавы»; харчевни, распивочные,
трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев,
ночлежки… И именно творчество обоих
великих поэтов - как Пушкина, так и Лермонтова
-помогает нам наиболее точно и многогранно
представить Петербург во всей его многоликости
и непостижимости.
Библиография
- Антошкина В.Н. История
Русской литературы XIXвека – М., 1989
- Анциферов Н. П.Непостижимый город.-М., 1998
- Белинский В.Г. Собрание cочинений в 9-ти т.Т.6 – М., 1981.
- Кормилов С.А. Поэзия М.Ю.Лермонтова – М., 2004.
- Лермонтов Ю.М. Сочинение
в 2-х томах. Том первый/Сост. и комм. И.С.Чистовой – М. : Правда, 1988
- Лермонтов Ю.М. Собрания
сочинений в 4-х томах – М. ; Художественная литература, 1975-1976.
- Лотман Ю.М. Биография
писателя А.С.Пушкина – Л., 1981.
- Мануйлов В.А. Биография
писателя М.Ю.Лермонтова – М., 1964.
- Оленина А.А. Дневник.
Воспоминания. СП б., 1999.
- Пушкин А.С. Полное
собрание сочинений в 10-ти томах.Т.3 – Л.,1977.
- Пушкин А.С. Сочинение
в 3-х томах. Т.1 – М., 1986.
- Пушкин А.С. Сочинение
в 3-х томах.Т.2 – М., 1986.
- Пушкинская энциклопедия:
Произведения. Вып.1.-Спб: Нестор-история,
2009.