Образ русской зимы в творчестве Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Общенациональное значение Гоголя критик видел в том, что с появлением этого художника наша литература исключительно обратилась к русской действительности. «Может быть, — писал он, — через это она сделалась более одностороннею и даже однообразною, зато и более оригинальною, самобытною, а, следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование ее «ревущих противоречий» — по этому пути пойдет вся большая русская литература послегоголевской эпохи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Зима как один из центральных образов в русской литературе.
§ 1. Образ зимы в творчестве русских писателей и поэтов.
§ 2. Образ зимы в творчестве Н. В. Гоголя.
ГЛАВА 2. Специфика языкового оформления образа русской зимы в произведениях н. В. Гоголя.
§ 1. Глагольная лексика и ее роль в создании образа зимы в повести «Шинель».
§ 2. Участие синтаксических средств в создании образа зимы в поэме «Мертвые души».
§ 3. Имя прилагательное как основное средство создания образа русской зимы в повести «Ночь перед Рождеством».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Л.Н.ТОЛСТОГО 
 

    Кафедра русского языка 

    и общего языкознания 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    ЯЗЫКОВЫЕ  СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА РУССКОЙ ЗИМЫ В  ТВОРЧЕСТВЕ Н. В. ГОГОЛЯ 
 
 

    Выполнена:

    студенткой 3 курса группы 350192

    Кураковой Аленой Владимировной

    Научный руководитель:

    Разживина Светлана Вячеславовна 
 
 
 
 
 

    ТУЛА 2012

    СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Зима как один из центральных образов в русской литературе.

    § 1. Образ зимы в творчестве русских писателей и поэтов.

    § 2. Образ зимы в творчестве Н. В. Гоголя.

ГЛАВА 2. Специфика языкового оформления образа русской зимы в произведениях н. В. Гоголя.

    § 1. Глагольная лексика и ее роль в создании образа зимы в повести «Шинель».

    § 2. Участие синтаксических средств в создании образа зимы в поэме «Мертвые души».

    § 3. Имя прилагательное как основное средство создания образа русской зимы в повести «Ночь перед Рождеством». 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Творчество  Николая Васильевича Гоголя никогда  не оставляло читателя и исследователя  равнодушным. Его повести, пьесы, сборники многократно изучались, анализировались. 

    «...Мы не знаем, — писал Чернышевский, — как могла бы Россия обойтись без Гоголя». 

    Белинский отмечал, что в авторе «Ревизора» и «Мертвых душ» русская литература обрела своего «самого национального  писателя».

    Общенациональное  значение Гоголя критик видел в том, что с появлением этого художника  наша литература исключительно обратилась к русской действительности. «Может быть, — писал он, — через это  она сделалась более одностороннею и даже однообразною, зато и более оригинальною, самобытною, а, следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование ее «ревущих противоречий» — по этому пути пойдет вся большая русская литература послегоголевской эпохи.

    Художественный  мир Н. В. Гоголя необыкновенно своеобразен  и сложен.

    Кажущаяся простота и ясность его произведений не должна обманывать. На них лежит  отпечаток оригинальной, можно сказать, удивительной личности великого мастера, его очень глубокого взгляда  на жизнь. И то и другое имеет непосредственное отношение к его художественному  миру.

    Герцен  говорил о русской литературе: «...слагая песни, она разрушала; смеясь, она подкапывалась». Смех Гоголя также обладал огромной разрушающей силой. Он подрывал веру в мнимую незыблемость полицейско-бюрократического режима, которому Николай I пытался придать ореол несокрушимого могущества; он выставлял на «всенародные очи» гнилость этого режима, все то, что Герцен называл «наглой откровенностью самовластья».

    Понимание роли картин природы в произведении связано с пониманием его идеи и композиции, отношения писателя к жизни и героям, с осознанием своеобразия художественной формы  и языка.

    Творчество  Н. В. Гоголя в этом аспекте осмыслено  явно недостатоно, о чем справедливо писала еще Е. Н. Купреянова: «В прозе Гоголя изображения природы занимают такое значительное место и так важны для понимания художественного мышления данного писателя, что принципы его пейзажа могут быть всесторонне рассмотрены только в специальной работе».

    Традиционная  русская зима – это глубокий снег, крепкий мороз, покрытые белыми узорами  окна.  Творческий человек, писатель, наблюдающий это великолепие, просто не может остаться равнодушным. Этим объясняется создание многочисленных литературных произведений, посвященных этому прекрасному времени года, которые можно встретить, к примеру, в творчестве А.С.Пушкина («Зимняя дорога», «Идет волшебница-зима...»), С.А. Есенина («Пороша», «Береза», «Зима»), Б. Л. Пастернака («Зимняя ночь»), Н.А.Некрасова («Снежок»),  Ф.И. Тютчева («Чародейкою зимою», «Декабрьское утро»), А.А. Фета («Чудная картина…») и многих других.

    Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  интересом лингвистики к проблемам  художественной натурфилософии, а также  потребностью гоголеведения в новых подходах к изучению личности и творческого наследия Н. В. Гоголя, позволяющих увидеть новые, глубинные смыслы в, казалось бы, знакомых художественных текстах.

    Новизна данного исследования заключается  в том, что, как ни странно, среди  многообразия работ по изучению творчества Н. В. Гоголя нет ни одной, посвященной  описаниям природы, кроме, пожалуй, специальной статьи В. Т. Адамса «Природоописания у Гоголя» (1962). А уж про исследование, предметом которого являлись бы описания конкретно зимы, и говорить нечего. В разные периоды истории изучения творчества Н. В. Гоголя пейзажи писателя неизменно оставались на втором плане, о них говорилось почти всегда, но вскользь, в связи с другими вопросами и проблемами, часто для подтверждения исследовательских концепций, а они, несомненно, заслуживают внимания.

    Объектом  нашего исследования является образ  русской зимы в творчестве  Н. В. Гоголя.

    Предметом являются языковые средства, использованные Н. В. Гоголем для создания данного  образа.

    Цель  нашего исследования – определение  языкового своеобразия создания образа русской зимы в творчестве Н. В. Гоголя.

    В соответствии с поставленной целью  предполагается решение ряда задач:

  1. исследование художественного мира произведений Н. В. Гоголя, в которых упоминается русская зима;
  2. выявление языковых средств, использованных автором для создания образа русской зимы в его произведениях;
  3. сравнительный анализ описаний русской зимы в разных произведениях Н. В. Гоголя;
  4. выявление художественной роли описаний русской зимы в произведениях Н. В. Гоголя.
 

    Структура работы включает в себя введение, 2 главы, состоящие из двух параграфов каждая, в первой описан образ зимы как один из центральных в русской литературе, во второй анализируются языковые средства, использованные Н. В. Гоголем для создания образа русской зимы, далее – заключение, содержащее выводы и итоги, и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЗИМА КАК ОДИН ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ  В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) — реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство пейзажа несёт в себе большой мировоззренческий смысл.

    Зачастую  пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М. Горького, «Утес» М. Лермонтова»).

    Существует  большое количество классификаций  пейзажа. К примеру, выделяют городской, сельский, индустриальный, морской; по характеру пейзаж может быть фантастическим, историческим, лирическим, эпическим.

    В литературе каждого народа выделяют «национальные» и «экзотические» пейзажи. Зимний пейзаж, рассматриваемый в  данной работе, разумеется, воспринимается и расценивается как национальный. Это, можно сказать, гордость народа.

    Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном  и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число  самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для  усиления картин каких-либо событий, яркой  характеристики обстановки, в которой  развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить  для выражения какой-либо мысли  автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа  можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1. Образ зимы в  творчестве русских  писателей и поэтов.

    Зима  – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее всесторонне  и проникновенно запечатлелось  в нашей поэзии. В любви к  зиме проявляется особый склад национального  характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое. Ни в одной  другой литературе мира образ зимы не явлен так многогранно, воплощая художественные представления о  самом небытии в его отношении к цветущему земному бытию.

Пусть нежный баловень полуденной природы, 
Где тень душистее, красноречивей воды, 
Улыбку первую приветствует весны! 
Сын пасмурных небес полуночной страны, 
Обыкший к свисту вьюг и рёву непогоды, 
Приветствую душой и песнью первый снег.

    Так начинает П.А.Вяземский свою знаменитую элегию “Первый снег”, на которую ссылается А.С.Пушкин в “Евгении Онегине”.

    И действительно, снег 1817 года, описанный  П.А.Вяземским, был первым снегом в русской поэзии. Вяземский сознательно выбирает зиму как явление “пасмурной”, “полуночной” природы Севера, противопоставляя ей “полуденный”, яркий мир Юга, где торжествует вечная весна. Но дальше он описывает зиму в таких ярких, сияющих, солнечных красках, что любая весна перед нею меркнет:

Лазурью светлою горят  небес вершины; 
Блестящей скатертью подёрнулись долины,  
И ярким бисером усеяны поля. 
На празднике зимы красуется земля…

    Южным поэтам неведомо такое восприятие снега  и льда. У Данте лёд – это  вещество ада: в 9-м круге грешники вместе Люцифером наказываются вечным холодом, от которого тела покрываются  ледяной коркой.

    В русской поэзии зима – праздник света.

    Лучше всех это выразил Ф.И.Тютчев:

Чародейкою  Зимою 
Околдован, лес стоит – 
И под снежной бахромою, 
Неподвижною, немою, 
Чудной жизнью он блестит. 
И стоит он, околдован, – 
Не мертвец и не живой – 
Сном волшебным очарован, 
Весь опутан, весь окован 
Лёгкой цепью пуховой… 
Солнце зимнее ли мещет 
На него свой луч косой – 
В нём ничто не затрепещет, 
Он весь вспыхнет и заблещет  
Ослепительной красой.

    Зима  у Ф. И. Тютчева похожа на сон. Это “вещая дремота” природы, состояние грёзы и чистоты. Наиболее зримо совершается эта остановка жизни в лесу, где его застылость свидетельствует о силе зимних чар. В образе зимнего леса главенствуют такие черты, как покой и блеск. И дальше: “весь окутан, весь окован”, “в нём ничто не затрепещет”, но зато от солнечного луча “он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”. Суть зимних чар состоит в том, движение прекращается, вся его сила и страсть в “ослепительной красоте”.

    Зима  – это как бы законченное произведение искусства, изъятое из потока быстротечной жизни. Вечные снега воплощают предельную ясность и чистоту космоса. Купаясь  в солнечных лучах, снег не тает от их жара, но преломляет в себе его  свет. В этом взаимопроникновении  небесного огня и холода заключается  для Ф. И. Тютчева некая главная  идея о бессмертии, соединяющем начало жизни – огонь и начало смерти – холод.

    Посмотрим у Н. А. Некрасова:

Нет глубже, нет слаще  покоя, 
Какой посылает нам лес, 
Недвижно, бестрепетно стоя 
Под холодом зимних небес.

(«Мороз, Красный нос»)

    Здесь зима тоже сон, который приближает к вечному успокоению и блаженству. Это Дарья, потерявшая мужа, в поэме уходит из горькой и трудной жизни в сладкую истому смерти. У Ф. И. Тютчева чистота и ясность снежного мира – бессмертие, у Н. А. Некрасова – смерть. У Н. А. Некрасова – это русская фольклорная традиция сказок о Морозке, у Ф. И. Тютчева – эллинское понимание космоса и стихий.

    В их понимании зимы сходно то, что  зима – это царство “заколдованного сна”, где “стынет” всё живое.

Информация о работе Образ русской зимы в творчестве Гоголя