Образ русской зимы в творчестве Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Общенациональное значение Гоголя критик видел в том, что с появлением этого художника наша литература исключительно обратилась к русской действительности. «Может быть, — писал он, — через это она сделалась более одностороннею и даже однообразною, зато и более оригинальною, самобытною, а, следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование ее «ревущих противоречий» — по этому пути пойдет вся большая русская литература послегоголевской эпохи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Зима как один из центральных образов в русской литературе.
§ 1. Образ зимы в творчестве русских писателей и поэтов.
§ 2. Образ зимы в творчестве Н. В. Гоголя.
ГЛАВА 2. Специфика языкового оформления образа русской зимы в произведениях н. В. Гоголя.
§ 1. Глагольная лексика и ее роль в создании образа зимы в повести «Шинель».
§ 2. Участие синтаксических средств в создании образа зимы в поэме «Мертвые души».
§ 3. Имя прилагательное как основное средство создания образа русской зимы в повести «Ночь перед Рождеством».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.62 Кб (Скачать файл)

    Зима, ветер, вьюга получают здесь символическое значение, потому что это олицетворение жизни персонажа. Они отражают настроение главного героя, холод людей по отношению к нему: вьюга как его жизнь и суровость, а зима как конец жизни. 

    Описание  ледяного зимнего ветра, который  мучит петербургских чиновников и, в конце концов, убивает Акакия Акакиевича связано с темой бедности и униженности «маленького человека». 

    Петербургская зима в изображении Гоголя приобретает  черты вечного, адского, обезбоженного холода, в который вморожены души людей — и, прежде всего, душа главного героя. 

    И в то же самое время, как давно  замечено, время в «Шинели» расчислено по особому календарю; естественная хронология грубо нарушена, чтобы  действие начиналось зимой, зимой продолжилось и зимой завершилось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 2. Участие синтаксических средств в создании образа зимы в поэме «Мертвые души»

    Поэма «Мертвые души» - самое масштабное произведение Н. В. Гоголя. Одно из замечательнейших лирических отступлений здесь посвящено именно зиме:

    «И одним цветом белым рисует зима. Бедный цвет, но как много и какая изобретательность. Эти роскошные завесы, снеговые глыбы, покрывающие от корней до верха большие и малые дерева; это множество жемчугу и брильянтов, сверкающих при свете солнца и луны; этот недвижный, величественный вид растений, как будто выточенных из слоновой кости, это многозначительное безмолвие и тишина, этот полумрак днем и полусвет ночью».

    Сразу же бросаются в глаза такая  фигура, как параллелизм (эти, это, этот, этот). Он придает выразительность  и некую панорамность описанию. Читатель как бы оглядывает всё кругом.

    Нельзя  не заметить просторечность в употреблении слов «жемчугу и брильянтов». В этом отражается особенный стиль писателя, его близость к народу. Кроме того, тогда это были широко распространенные формы употребления. Помимо прочего, форма слова «дерева» является устаревшей.

    Наличие в одном предложении сразу  трех причастий (покрывающие, сверкающих, выточенных) тоже неспроста. Писатель избегает глаголов, они придают динамичность, даже резкость, он смягчает их, употребляя гибридные формы, и достигает спокойности и статичности описываемой картины.

    Обилие  прилагательных, а точнее эпитетов является традиционным атрибутом пейзажа  в литературе.

    Какое интересное выражение: «полумрак днем и полусвет ночью». Если словом «полумрак» уже никого не удивишь, то «полусвет», хоть и является словарным, но редко употребляется в обычной жизни. Да и какая по большому счету разница между полумраком и полусветом? Слабое освещение, вот и всё. Но только не для писателя. Это выражение создает какую-то загадку, таинственность, дымку. Оно очаровывает и притягивает внимание. Именно оно довершает образ русской зимы в данном отрывке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3. Имя прилагательное как основное средство создания образа русской  зимы в повести  «Ночь перед Рождеством»

    Само  название повести говорит о том, что дело происходит зимней ночью наверняка очень морозной. Первые же строчки произведения подтверждают это:

    «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

    Какая чудесная картина! Необходимо отметить обилие тропов: здесь и эпитеты (ясная  ночь, скрыпучий снег), и сравнения (как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег), и олицетворения (глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо; месяц один только заглядывал в них [в окна] украдкою).

    «Мороз  увеличился, и вверху так сделалось  холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в  кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки». 

    «Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло  одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила  ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий  на коньках, не сдвинувшись  ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной  покатой горе, и  прямо в трубу». 

    Вот он настоящий русский мороз: беспощаден и к человеку, и к ведьме, и  к черту. Здесь интересно сравнение: «спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе». Очень тонкое и красочное. Раскрывает Н. В. Гоголя как настоящего мастера слова.

    «Вмиг вылетел он [черт] из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам».

    И как легко угадывает Чуб: «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!»

    Обилие  глаголов движения (вылетел, перебежал, начал разрывать, поднялась, метался) и выражения, показывающие направления (со всех сторон, взад и вперед) использованы для придания динамичности, яркости  картине. Кроме того, Гоголь снова олицетворяет зиму.

    «Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади».

    Здесь автор использовал очень красивые эпитеты (серебряное поле, хрустальные  звезды) и яркий оксюморон (мороз  потеплел).

    Как уже отмечалось выше, в повести  «Ночь перед рождеством» большое  участие в создании образа зимы принимают  обряды и тесное переплетение природы  с мистикой, неотъемлемым компонентом  многих произведений Н. В. Гоголя. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Наука многое сделала для изучения наследия Гоголя — возможно, даже больше, чем  в отношении некоторых других классиков. Но можем ли мы сказать, что  оно уже в полной мере изучено? Едва ли даже когда-нибудь в исторически  обозримом будущем у нас появятся основания для утвердительного  ответа на этот вопрос. На каждом новом  витке истории возникает необходимость  заново прочитать и по-новому обдумать творчество великих писателей прошлого.

    Классика  неисчерпаема. Каждая эпоха открывает  в великом наследии прежде не замеченные грани и находит в нем нечто  важное для раздумий о делах собственных, современных. Многое в художественном опыте Гоголя сегодня необыкновенно  интересно и поучительно.

    В данной исследовательской работе мы попытались вывить и проанализировать языковые средства, использованные Н. В. Гоголем для создания образа  русской зимы.

    В ходе работы мы сделали следующие  выводы:

    • Русская зима является одной из центральных тем в русской литературе;
    • Пейзаж (в том числе, зимний) выполняет огромное количество функций: от элементарной эстетической до тонкой психологической;
    • Зима Гоголя неповторима. Она многообразна и особенна. Она наделена нравом. А описания зимы пропитаны любовью;
    • Образ русской зимы заключается не только в описании природы, но и в быте, одежде, фольклоре и пр.
    • Н. В. Гоголь при описании зимы не скупится на тропы, особенно на эпитеты и сравнения;
    • В описаниях можно встретить синтаксический параллелизм и инверсию;
    • Автор неоднократно использует глаголы движения и деепричастия для придания динамичности и старается избегать их для обратного эффекта.

    Анализ гоголевского творчества позволяет сделать вывод о том, что писатель остро чувствовал природу и умел красочно и с любовью ее описать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.        Белинский В. Г. О Гоголе. Сгатьи, рецензии, письма. - М.: Гослитиздат, 1949. - 509 с.
  2.        Белинский В. Г. О русских классиках. - М.: Худ. л-ра, 1978. - 523 с.
  3.         Виноградов В. В. Избршп1ые труды: Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя / Ore. ред.: Лихачев Д.С., Чудаков А.П. Отд-ние лит. и яз. -М.: Наука, 1990.-388 с.
  4.        Гоголь в воспоминаниях современников. - М.: Гослитиздат, 1952. — 718 с.
  5.        Гоголь в русской критике. Сборник статей. - М.: Гослитиздат, 1953. - 652 с.
  6.       Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 9 т. / Сост. и коммент. В. А. Воропаев, И. А. Виноградов. -М.: Русская книга, 1994.
  7.        Методика преподавания литературы/ Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. — М.: Академ А, 1999. – 304 с.
  8.        Справ. материалы: Кн. для учащихся / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. –  С. 335.
  9.       Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. - М.: Худож. лит., 1988. - 413 с.
  10. Лотман Ю, М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман. Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. - Таллинн, 1992. - Т . 1. - 413 - 448.
  11. Белоногова В. Ю. Гоголь и Пушкин. К особенностям литературного процесса 30 - 40-х годов XIX века: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Коломна, 2003. —18 с.
  12. Неизданный Гоголь. - М.: Наследие, 2001. - 600 с. II. Критическая литература, посвященная проблемам творчества Н. В. Гоголя
  13. Кожинов В. Поэма Гоголя // Литература в школе. -1995. - >Г2 2. - 28 - 35.
  14. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/hug/hug-001-.htm
  15. http://lib.rus.ec/b/138620/read
  16. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26698/
  17. http://slovari.yandex.ru/пейзаж/БСЭ/Пейзаж/
  18. http://www.artekb.ru/Peyzazhy_text
  19. http://festival.1september.ru/articles/517286/

Информация о работе Образ русской зимы в творчестве Гоголя