Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 22:23, творческая работа
Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и поту, что, на мой взгляд, в современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Данная работа привлечет внимание людей к этому верному, умному, доброму животному.
Введение………………………………………………………………………………….3
I. Образ собаки в литературе XIX века………………………………………………….7
1. Роль собаки в повести И.С.Тургенева «Муму»
2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.
II. Образ собаки в литературе XX века…………………………………………………10
1. Джек Лондон «Белый клык»
2. Куприн «Белый пудель»
III. Образ собаки в поэзии XIX – XX века……………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………....18
Список используемой литературы……………………………………………………..20
9 городской тур
I юношеской республиканской
Научно-исследовательской конференции
Имени С.С. Молодцова.
Секция русский язык и литература
Исследовательская работа
Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века
Луканова Юлиана
7 Г класс, лицей №35, г. Нижнекамск
Научный руководитель
Гимранова Евгения
Николаевна
Учитель русского языка и
Литературы
Нижнекамск, 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Образ собаки в литературе XIX века………………………………………………….7
1. Роль собаки в повести И.С.Тургенева «Муму»
2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.
II. Образ собаки в литературе XX века…………………………………………………10
1. Джек Лондон «Белый клык»
2. Куприн «Белый пудель»
III. Образ собаки в поэзии XIX – XX века……………………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
«Если вы не любите собак, вы не любите
верность; вы не любите тех, кто верен вам,
следовательно, вы не можете быть верным»
Джек Лондон
С доисторических времен собака живет бок о бок с человеком, немудрено, что за долгие века она успела занять прочное место и в литературе. В легендах, повестях, романах собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни: это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель.
Уже в «Одиссее» Гомер отводит собаке особую роль: старый пес по кличке Аргус оказывается единственным, кто узнает своего хозяина, вернувшегося после долгих скитании.
В произведениях детской литературы упор делается на образ животного-защитника. К примеру, роман Сесиль Обри «Красавица и Себастьян», рассказывающий о приключениях мальчика и пиренейской горной собаки, или знаменитая «Лэсси» Эрика Найта — история колли и ее юного хозяина Джо; сюжет строится примерно по одной схеме: попавший в беду ребенок находит защиту у сильного и преданного пса. Четвероногие герои этих романов пользуются такой популярностью, что породу колли уже кое-кто ошибочно и называет — «лэсси».
Чаще всего в литературных произведениях собака довольствуется функциями помощника главного героя. В ряде романов Жюля Верна (1828 — 1905), в частности: «Путешествие к центру Земли», «Два года каникул» и «Таинственный остров», небольшой пес сопровождает героев и их нелегких путешествиях и часто благодаря своей «палочке-выручалочке» - тонкому чутью, помогает им выпутаться из самых трудных положений. Иногда на долю собаки выпадает и чисто символическая роль, порой даже несколько преувеличенная. Через описание животного автор может передать суть ситуации, выразить то или иное чувство. Так, Джон Стейнбек, повествуя о царящих в мире эгоизме, несправедливости и одиночестве, изображает в своем романе «О мышах и людях» медленную смерть старого пса, рядом с которым до последнего вздоха находится его хозяин и товарищ по несчастью, бедный поденщик. Небольшая история с глубоким смыслом.
В данной работе рассматривается функция образа собаки в произведенияхлитературы XIX – XX века.
Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и поту, что, на мой взгляд, в современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Данная работа привлечет внимание людей к этому верному, умному, доброму животному.
Гипотеза: образ собаки играет важную роль в произведении - отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность.
Цель работы: выявить идейно-художественную и композиционную роль образа собаки в произведениях А.П.Чехова («Каштанка»), А.И. Куприна («Белый пудель»), И.С. Тургенева («Муму»), Джека Лондона («Белый клык»), С.А.Есенина («Песнь о собаке»),, Э.Асадова («Стихи о рыжей дворняге»).
Цель работы определила постановку и решение следующих задач:
Объектом исследования стал образный мир писателей–реалистического направления: А.П.Чехова («Каштанка»), А.И. Куприна («Белый пудель»), И.С. Тургенева («Муму»), Джека Лондона («Белый клык»), С.А.Есенина («Песнь о собаке»),, Э.Асадова («Стихи о рыжей дворняге»).
Предмет исследования - образ собаки в указанных произведениях авторов XIX - XX веков.
В работе используются следующие методы исследования:
Собаки домашние(Canis Familiaris),млекопитающие семейства волчьих. Произошли от волка. Начало одомашнивания собак относится к мезолиту. Св. 400 пород: распространены повсеместно. Наука о собаках -- кинология.
Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Бытует и третья точка зрения, согласно которой предок домашней собаки -- некая самостоятельная (ныне исчезнувшая) дикая «прасобака», родственница волков и шакалов.
Приручение собак относят к мезолиту (10-15 тысяч лет до н. э.). Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака в специальной литературе называется «торфяной». Начиная с бронзового века (4500 до н. э.), выделяют пять основных типов собак: мастифы, волкообразные собаки, грейхаунды (борзые), охотничьи пойнтероподобные и пастушьи собаки.
Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее – декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. п.).
В большинстве книг о собаках породы сгруппированы по типологическому признаку или по характеру их применения, например комнатно-декоративные или подружейные собаки. В различных странах число групп варьирует.
В Европе обычно различают десять групп, утвержденных Международной кинологической федерацией (МКФ, или FCI):
1. Пастушьи породы.
2. Сторожевые, розыскные и служебные породы.
3. Терьеры.
4. Таксы.
5. Охотничьи (по крупному зверю).
6. Охотничьи (по мелкому зверю).
7. Подружейные (за исключением английских пород).
8. Подружейные собаки (английские породы).
9. Борзые.
10. Комнатно-декоративные.
Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом. Пожалуй, нет ни одного животного, который бы так часто не фигурировал в изобразительном искусстве и в литературе.
- Образ собаки в литературе XIX века
1. Роль собаки в повести И.С.Тург
2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.
В русской литературе есть произведения, которые невозможно было бы представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова, где кличка собаки вынесена в заглавие, то есть находится в сильной позиции.
«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам» [10, с.154]. Этим предложением Чехов начинает свое произведение. Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами и с радостью вернулась к прежней жизни.
Почему же Каштанка с такой готовностью возвращается к Луке Александрычу и его сыну? По мнению критика Анацко Д., Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». «Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному»[1]. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор, на первый взгляд, логически не обоснован. Проанализируем композицию рассказа и рассмотрим проблему, которую ставит автор: роль привязанности в жизни собаки и влияние «привычного» на судьбу.
В первом абзаце текста мы можем наблюдать прием возврата во времени, поворота сюжета к прошлому, который начинается со слов «она отлично помнила…», и заканчивается словами «Каштанка бегала взад и вперед» [10, с.154-155], то есть повтором первого предложения. В воспоминании собаки о прошедшем дне мы знакомимся с Лукой Александрычем (экспозиция) понимаем, какую жизнь ведет Каштанка.
Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно осознав, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». «Вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек» [10, с156]. Этот человек, в отличие от окружающих, которые безразлично проходили мимо, «.. заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами…» оказался доброжелательным и внимательным. Он пожалел собаку и забрал к себе домой.
Развитие действия: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Именно в доме незнакомца проявляется новая функции образа собаки – умение адаптироваться к новым условиям жизни.
Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.
– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!
– Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок. – Каштанка! Федюшка, это, накажи бог, Каштанка! Фюйть! [10, 171].
Как же повела себя Тетка-Каштанка? «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам» [10, с 171]. Заканчивается все очень быстро, в нескольких абзацах, которые наполнены динамикой (это выражается в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…).
Развязка: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Некоторое время назад собака так же шла за своим хозяином в тот день, когда потерялась. Сравним эпизоды экспозиции и развязки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Для раскрытия авторской идеи Чехов использует прием кольцевой композиции, при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства. Следует отметить также, что рассказ построен по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом) [7].
Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же изменилось во внутреннем мире Каштанки? Почему она променяла сытую жизнь, в которой ее уважали, на жизнь трудную, полную лишений, зато привычную? Променяла, не задумываясь, при первой возможности. Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: сытого, но чужого, или подневольного, но очень «родного».
Информация о работе Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века