Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 22:23, творческая работа

Описание работы

Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и поту, что, на мой взгляд, в современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Данная работа привлечет внимание людей к этому верному, умному, доброму животному.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
I. Образ собаки в литературе XIX века………………………………………………….7
1. Роль собаки в повести И.С.Тургенева «Муму»
2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.

II. Образ собаки в литературе XX века…………………………………………………10
1. Джек Лондон «Белый клык»
2. Куприн «Белый пудель»

III. Образ собаки в поэзии XIX – XX века……………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………....18
Список используемой литературы……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Научная_работа.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Сравним условия жизни, обращения, игры с собакой у нового и старого хозяев (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Несмотря на преимущества нового житья, Каштанка грустила, вспоминая своих прежних владельцев: «Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею…». Федюшка - малолетний сын Луки. Его игры не отличались нежностью, но «чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка»[10, с 158].

Раскрывая внутренний мир собаки, показывая ее переживания, Чехов изображает сны Каштанки (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). По ночам она вспоминала о себе прежней, тосковала о прошлом. Когда Каштанка заснула, «Федюшка, с долотом в руке, погнался за пуделем, потом вдруг сам покрылся мохнатой шерстью, весело залаял и очутился около Каштанки. Каштанка и он добродушно понюхали друг другу носы и побежали на улицу…»[10, с 158]. Анализируя сон, можно заметить: несмотря на все мучения, которые мальчик причиняет Каштанке, она не держит на него зла, воспринимает подобное обращение как нечто нормальное, привычное.

По истечении месяца Каштанка «свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», «привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям»[10, с 163]. Но она никак не может забыть своих старых хозяев, именно поэтому ей снятся сны, передающие тоску по прежним владельцам.  Ученье и обед делали дни очень интересными, а по вечерам грусть «подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, есть, бегать по комнатам и даже глядеть». Во сне ей грезились две фигурки, от которых пахло «клеем, стружками и лаком»[10, с 163].

Почему же грустит Каштанка? Безусловно, она привязана к столяру и его сыну и ощущает ответные чувства, поэтому, на мой взгляд, нельзя согласиться с Анацко Д., которая сомневается в «большой любви хозяев к своему домашнему животному»[1].  Мы не можем сделать вывод, что столяр не любил собаку. Это был человек малообразованный, невежественный, небогатый. Он мог выгнать животное на улицу или убить, но не делает этого, так как по-своему любит Каштанку. То есть отношение к собаке, стиль поведения с ней помогают дать более полный психологический и социальный  портрет хозяина.

В новом, насыщенном интересными событиями, сытом существовании собаке недостает любимых людей. Именно поэтому при первой возможности она «бросилась к этим лицам», устремилась к прошлой, пусть и трудной, жизни, вернулась к своим хозяевам и вместо слов «Талант! Талант!», вновь слышит мнение  столяра: «А ты, Каштанка, недоумение», вспоминая все бывшее с ней как  «длинный, перепутанный, тяжелый сон» [10, с 172].  

  Таким образом, Антон  Павлович Чехов, рассказывая о собачьей верности и преданности,  поднимает в произведении общезначимые проблемы нравственности, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Автор предлагает нам взглянуть на события с точки зрения другого существа. То, что кажется нам ненормальным, жестоким, собака воспринимает как обычную жизнь. А сытое, удобное существование, но  без любимых, дорогих людей – это для нее сон, из которого она бежит в настоящую жизнь. Антон Павлович, рисуя переживания собаки, предлагает нам, людям, проанализировать собственное поведение  и ответить на  вопросы: какой жизнью мы живем, достойны ли мы звания Человек.

 

  1. Образ собаки в литературе XX века
    1. Джек Лондон «Белый клык»

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относится и рассказ "Белый клык.

Лондон был превосходным знатоком животных, он с большой любовью и мастерством рисует их нравы и поведение в различных жизненных условиях. Многие его произведения о животных проникнуты глубоким социальным смыслом.

В повести "Белый клык" (1906) Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе.

"Белый клык" является продолжением  темы, начатой в повести "Зове  предков". Вместо того чтобы, повинуясь  голосу первобытных инстинктов, уйти то мира цивилизации, Белый Клык покидает дикую глушь, чтобы жить с человеком. Эта книга -  трогательный и красивый рассказ, внушающий то радостное волнение, которое испытываешь, столкнувшись с первоклассным произведением.

В повести изображается крайний Север. Исходная точка  - описание волчьей стаи.

В "Белом клыке" расширены границы повествования, дано более полное изображение жизни животного мира.

В американской литературе еще не было книг, которые с таким мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о том, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных.

Анализируя повести о животных, нельзя преувеличивать значение биологической философии жизни; она преобладает. когда речь идет о животных, о мире природы.

По иным законам живет человеческое общество. Биологическая философия жизни не применима к нему. В повести нет примеров, подтверждающих, что Лондон якобы проводит аналогию между миром природы и человеческим обществом. Писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного, не только между людьми, но и между животными. Многие ошибки в понимании и трактовке произведений могут происходить из-за того, что читатель не замечает противоречивости самого Лондона. С одной стороны, писатель действительно говорит о законе клыка и дубины.

Рассказы и повести Джека Лондона по-настоящему человечны, согреты большой теплотой как по отношению к людям, так и к животным.

    1. Куприн «Белый пудель»

 

  1. Образ собаки в поэзии XIX – XX века

 

Есенин в своих стихах большое внимание уделяет животным. Он говорит, что «братьев меньших я никогда не бил по голове». Поэт, как никто другой, душевно и ярко писал о животных.

Ему жаль раненую лисицу, которая

 

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо…

 

Жалко глухарей, которые «плачут во бору», усталых лошадей,  погоняемых кнутом ямщика.

В стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году (напечатанном в 1919 году), поэт рассказывает нам о собаке, родившей семерых щенят. Это было, наверное, самое счастливое событие в её собачьей жизни. Но вечером

 

Вышёл хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок…

 

Кажется, что Есенин нарисовал образ жестокого, хмурого мужика, но я думаю, это не так. Может быть, он потому и хмур, что не хочет убивать щенков и лишать собаку мимолётного счастья.

Собака бежала за хозяином, просила оставить щенят, но всё тщетно.

 

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

 

Это стихотворение поэт впервые прочитал в Берлине в 1922 году М. Горькому. Горький отмечал, что Есенин первый в русской литературе так умело и с такой  искренней любовью писал о животных.

А когда Есенин произнёс последние слова:

 

«И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег»,

 

на глазах Горького тоже выступили слёзы.

В стихотворении «Песнь о собаке»  отражена любовь и милосердие ко всему живому в мире.

Поэт употребляет такие метафоры:

«И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь…»,

«А месяц скользил тонкий

И скрылся за холмом в полях»,

«Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.»

Эпитеты:

«снежок подталый», «синяя высь», «золотыми звездами»,

Повтор:

«И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь».

Стихотворение «Песнь о собаке» написано размером стиха – анапест и перекрёстной рифмой.

Форма строфы –                       .

Мне и интересно, и очень грустно было читать это стихотворение, его невозможно забыть, нельзя остаться равнодушным.

Любовь к детям – это самое светлое чувство как у человека, так и у животного.

 

«Песнь о собаке».

Заметим, что собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества», где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте», «златятся», «рыжих»).

Появление человека разрушает собачью идиллию:

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты.

Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.

Конечно, я люблю стихотворение «Песнь о собаке» не только за его художественное совершенство. Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

 

Исследование стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке».

            Стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке» написано в 1915 году. Это одно из самых трагических стихотворений поэта. Оно о разрушении мировой гармонии, которое происходит в обычной житейской ситуации: у собаки-матери человек отнял и утопил её детей. Для Есенина, родившегося и выросшего в деревне, картина хорошо знакомая. Ведь в обычае топить щенков деревня не видела ничего плохого.

Начало стихотворения радостное, ничто не предвещает беду:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Показана радость собаки-матери с помощью лексического повтора «семерых», метафоры «златятся», рогожи жёлтого, как золото, цвета. Это цвет радости, улыбки, тепла. Слово «златятся» напоминает купола храма – поэт выражает мысль о святости материнства.

Во второй строфе проведена параллель между человеческим и животным миром. Вплетая в один живописный узор метафору, сравнение и олицетворение, поэт рисует картину материнской заботы о детях-щенках:

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым его животом.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью.

Но уже первая строка следующей строфы вносит ощущение предстоящей трагедии, а эпитет «хмурый» (хозяин) усиливает это ощущение. Здесь поэт использует и просторечное слово «поклал», которое подчёркивает мысль, что для хозяина это привычное занятие.

В четвёртой строфе незаконченная фраза

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

и лексический повтор «бежала»– «бежать» передаёт состояние матери-собаки, а олицетворением «дрожала» нарисована картина происшедшей трагедии. Возникшая интонационная пауза будто делит стихотворение на две части. Время для собаки-матери остановилось, жизнь не имеет смысла:

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался месяц над хатой

Одним из её щенков.

Образ месяца – символа ночи – усиливает трагическую тональность строфы.

В следующей строфе

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

собака-мать обращается со своей болью «в синюю высь», так велико её горе. Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, ю, о, у, свидетелем горя матери является месяц. Он торопится уйти, чтобы не видеть этого горя. Месяц «скользил», «скрылся»

Последняя строфа стихотворения подчёркивает вселенское горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Сравнение «как от подачки», олицетворение «покатились», метафора «золотыми» передают размер трагедии. Действие происходит сразу в двух измерениях - конкретно – бытовом и космическом, а образы приобретают космический характер, потому что нарушена гармония Мира.

В семи строфах стихотворения два простых предложения, шесть сложных. Употребление сложных предложений также передаёт размер трагедии и состояние героини.

Художественное пространство от земли до неба. Оно обозначено словами «закут», «воды гладь», «синяя высь».

Информация о работе Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века