Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 22:23, творческая работа
Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и поту, что, на мой взгляд, в современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Данная работа привлечет внимание людей к этому верному, умному, доброму животному.
Введение………………………………………………………………………………….3
I. Образ собаки в литературе XIX века………………………………………………….7
1. Роль собаки в повести И.С.Тургенева «Муму»
2. Каштанка – главная героиня повести А.П.Чехова.
II. Образ собаки в литературе XX века…………………………………………………10
1. Джек Лондон «Белый клык»
2. Куприн «Белый пудель»
III. Образ собаки в поэзии XIX – XX века……………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………....18
Список используемой литературы……………………………………………………..20
Художественное время показано словами «утром»(начало жизни), «до вечера» (день – жизнь), «вечером» (произошла трагедия), «в синюю высь» (ночь- смерть), «покатились глаза собачьи» - время остановилось. В стихотворении поэт развивает образ движущегося времени.
Этим стихотворением Есенин говорит, что не может быть чужой боли в мире, потому что все на земле связаны, что нельзя нарушать гармонию Мира. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.
Мое любимое стихотворение Есенина — «Песнь о собаке». Заметим, что собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества», где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте», «златятся», «рыжих»).
Появление человека разрушает собачью идиллию:
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты.
Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение.
Конечно, я люблю стихотворение «Песнь
о собаке» не только за его художественное
совершенство. Есть в поэзии Есенина что-то,
что заставляет читателя не только понимать
сложность мира и драматизм событий, в
нем происходящих, но и верить в лучшее
будущее человека. Оно, конечно же, настанет,
и в нем не найдется места для равнодушия,
жестокости, насилия.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
«Лучший друг человека» (1908), Частная коллекция И.Е. Репин
«Портрет Ю. Кустодиевой (1903)», Б.М. Кустодиев, Русский музей
«У калитки» (1871), Н.Рачков
Приложение №1
Заявка организации
Организация - заявитель | |
Название организации |
МОУ лицей №35 |
Адрес, телефон |
Бызова 10б, 36-87-30 |
1. Фамилия, имя автора |
Луканова Юлиана |
2. Класс |
7 Г |
3. Учебное заведение |
Лицей №35 |
4. Секция |
Русский язык и литература |
5. Название работы |
«Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века» |
6. ФИО научного руководителя, его должность, место работы, ученая степень |
Гимранова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы |
Директор учебного заведения Зиятдинова Гузалия Инсафовна |
Приложение №2
Тезисы работы.
«Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века»
Лукановой Юлианы
7 Г класс, лицей №35, г. Нижнекамск
Научный руководитель: Гимранова Евгения Николаевна
Учитель русского языка и литературы.
Приложение №3
Рецензия
На исследовательскую работу
«Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века»
Ученицы 7 Г класса лицея №35 г. Нижнекамска
Лукановой Юлианы
Научный руководитель
Директор лицея
№35
Часто героями литературных произведений становятся не только люди, но и животные. Характерным примером может служить произведение В.Травена «Душа собаки».
Главные герои произведения – француз Ле Бланк и обычный, бездомный, безымянный пес. Французу Ле Бланку принадлежит кафе на одной из улиц города Мехико.
Однажды после обеда, когда «часы на соседнем магазине пробили пятнадцать часов тридцать минут» он замечает, что возле двери магазина сидит «среднего роста черная собака». У собаки необычайно умные глаза, веселая рожица, а выражение ее рожицы наполнено «истинным дружелюбием». Через некоторое время француз замечает, что собака смотрит на него неотрываясь. Он обращает свой взгляд на собаку, а пес в ответ «весело виляет хвостом». Французу очень нравится пес и он, уже не сдерживая свои чувства, берет кусок мяса из тарелки официантки. Ле Бланк приглашающе помахивает куском, предлагая собаке войти в кафе. Однако животное, прекрасно понимая, кому предназначено мясо, в помещение не входит. Ле Бланк покидает свое место за стойкой и относит мясо собаке. Пес без спешки, спокойно съедает ромштекс, а закончив свой обед, подходит снова к двери и терпеливо ждет внимания француза. Поймав взгляд француза, собака поднимается, весело виляет хвостом, а затем – поворачивается и уходит. Ле Бланк понимает, что собака его благодарила за обед.
…К вечеру француз забывает этот случай – собака, которую он видел днем, по его мнению, всего лишь обычное бродячее животное, десятки которых каждый день посещают рестораны в поисках пропитания. Однако, на следующий день, точно в это же время, собака вновь сидит у открытой двери кафе. Француз очень рад появлению пса, он вновь пытается пригласить животное войти, но пес вновь отказывается. Ле Бланк угощает собаку очередным куском мяса, а через некоторое время видит, что пес вновь подошел к двери, весело виляя хвостом – снова желая поблагодарить француза. С тех пор это повторяется почти каждый день, а француз оставляет для собаки «особенно сочные и вкусные куски мяса». Француз начинает понимать, что «полюбил эту собаку всей душой», и она становится для него «символом, приносящим счастье».
Однажды у Ле Бланка происходит ужасный скандал с одним гостем. Гость сломал себе зуб о кусок черствого хлеба, а затем пригрозил Ле Бланку подать на него в суд и взыскать с него штраф. Взбешенный француз выгоняет официантку, и она горько плачет в одном из углов кафе. Затем Ле Бланк звонит булочнику, «оживленно беседует с ним», в результате чего слышит от булочника множество «отборных словечек о себе и своей матери». Рассерженный Ле Бланк, бросив трубку, неожиданно смотрит на дверь и видит там «старого доброго друга, черную собаку, ожидающую свой обед». Пес как всегда весело вилял хвостом, глядя на француза. Взбешенный и разгневанный Ле Бланк в слепой ярости хватает жесткую булочку, и изо всех сил бросает ее в голову собаки. В дальнейшем он сам не мог понять, зачем он это сделал. Пес, который, конечно, мог увернуться, не делает ничего, а всего лишь смотрит на Ле Бланка «глазами, полными глубокой, безграничной грусти». И тут француз осознает «всю чудовищность содеянного» - он видит, что пес встает и собирается уходить. Ле Бланк хватает с тарелки одного из гостей сочный кусок мяса и бежит за псом. Догнать собаку ему не удается. Он возвращается в кафе, но тревога не покидает его.
На следующий день пес приходит вновь. Но попытка француза угостить пса мясом оборачивается неудачей. Собака мясо не ест, а всего лишь с печалью смотрит на француза. Это повторяется четыре дня. Но ни разу не берет мясо из рук Ле Бланка. В последний день, однако, он позволяет французу потрепать себя за ухом, а потом издает короткий, грустный вой и уходит. После этого - Ле Бланк его не видел.
Так завершается произведение В.Травена «Душа собаки».
Дитрих Росс. Фернандо, совсем необычный пес
Джойс Стренгер. Сирра и 700 ягнят
Дитрих Росс. Последняя охота Дея
Бернхард Келлерман. Сэнг
Джеймс Турбер. Собака , которая кусала людей
Китти Ритсон. Тури и его конь
Джойс Стренгер. И неожиданно выпал снег...
Зигфрид Штайцнер. Терри
В . Травен . Душа собаки
Гарри Блэк. Последняя пурга Оскара
Свен Хедин. Мой первый Йолдаш
Отто Ольшер. Дог
Чао Чин-Вень. Счастье
Э. Сетон-Томпсон. Снап, история бультерьера
Э. Сетон-Томпсон. Чинк
Информация о работе Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века