Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 21:13, курсовая работа
У романа “Бесы” — особая судьба не только в истории русской литературы, но и в истории России. Достоевский написал роман, который стал камнем преткновения для нескольких поколений русских читателей. О романе спорили, но спорили не столько критики и читатели, сколько политики. Роман сразу отвергла либеральная и революционная интеллигенция, которая осудила его как антиреволюционный и антинигилистический.
Роман Достоевского — о другом. Как писал Достоевский, “я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого же чудовищного злодейства. Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем!”
Введение ………………………………………………….…………………………...3
Глава 1. Николай Ставрогин — центральный образ романа Ф. М. Достоевского “Бесы”
1.1. Сюжетно-композиционные особенности романа “Бесы”………………..........6
1.2. “Пробы” Ставрогина над жизнью и людьми………………………………….9
1.3. Пародийно-фельетонная и карикатурно-гротесковая доминанта
в изображении Ставрогина………………………………………………………..14
1.4. Загадка исключительной личности Ставрогина……………………………...22
1.5. Образ гордого человека в романе “Бесы”…………………………………….32
1.6. Мотив соблазна в романе “Бесы”……………………………………………...35
Глава 2. Объективность индивидуального сознания
2.1. Роль разума и бесстрастности Ставрогина в вопросах идеологии…… ..….37
2.2. Морально-психологический облик Ставрогина …………………….….….....40
Глава 3. Сергей Есенин и Николай Ставрогин………………………..……...43
Заключение……………………………………….………………………..………...49
Список использованных источников……………………
Содержание
Введение ………………………………………………….…………………………
Глава 1. Николай Ставрогин — центральный образ романа Ф. М. Достоевского “Бесы”
1.1. Сюжетно-композиционные
особенности романа “Бесы”……………
1.4. Загадка исключительной
личности Ставрогина……………………………
1.5. Образ гордого человека в романе “Бесы”…………………………………….32
1.6. Мотив соблазна в
романе “Бесы”……………………………………………
Глава 2. Объективность индивидуального сознания
2.2. Морально-психологический облик Ставрогина …………………….….….....40
Глава 3. Сергей Есенин и Николай Ставрогин………………………..……...43
Заключение……………………………………….…………
Список использованных источников…………………………………..………….
У романа “Бесы” — особая судьба не только в истории русской литературы, но и в истории России. Достоевский написал роман, который стал камнем преткновения для нескольких поколений русских читателей. О романе спорили, но спорили не столько критики и читатели, сколько политики. Роман сразу отвергла либеральная и революционная интеллигенция, которая осудила его как антиреволюционный и антинигилистический.
Роман Достоевского — о другом. Как писал Достоевский, “я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого же чудовищного злодейства. Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем!” Об этой опасности превращения “чистейших сердцем и простодушнейших людей” в “бесов” и предупреждает роман Достоевского.
В настоящее время изучение романа “Бесы” по-прежнему актуально.
При всем обилии и разнообразии работ, посвященных творчеству Достоевского вообще и роману “Бесы” в частности, данное произведение представляется наименее изученным как художественный феномен. Все работы были посвящены, в первую очередь, проблематике, идейному содержанию произведения. Роман “Бесы” воспринимался критикой как идеологическое произведение; зачастую Достоевского упрекали за философскую перегруженность и недостаточную художественность романа. Прижизненная критика, оценивая роман, обращалась в основном к вопросу о том, насколько верно изображены в “Бесах” представители русского революционного движения 60-х годов. Чаще всего в адрес Достоевского высказывались упреки в “карикатурности”, “фантастичности”, “ироничности” героев.
Характеризуя степень анализа образа Ставрогина в романе “Бесы”, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этого образа. Поэтому исследование образа Ставрогина достаточно актуально и представляет научный и практический интерес.
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой теме — еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем как во временном, так и в пространственном разрезах.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. Эмпирическую базу составила практическая информация касательно образа Ставрогина в романе “Бесы”.
При проведении исследования образа Ставрогина были использованы следующие методы:
1. анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
2. обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);
3. моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).
Будущие исследования образа Ставрогина также актуальны.
Объект работы — образ Ставрогина в романе “Бесы”.
Предмет исследования — эмоционально-этическая роль иронии и её воплощение в образе Ставрогина.
Цель работы — выявить эмоционально-этическую роль иронии и её воплощение в образе Ставрогина.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
3. осуществить характеристику образа Ставрогина, выявить эмоционально-этическую роль иронии и её воплощение в образе Ставрогина.
Работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость.
Глава 1. Николай Ставрогин — центральный образ романа
Ф. М. Достоевского “Бесы”
1.1. Сюжетно-композиционные особенности романа “Бесы” | |
Еще современники Достоевского отмечали, что при всем содержательном богатстве его романов, формальная их сторона часто была недостаточно продуманной. Множество второстепенных героев и сюжетных линий, малая степень мотивированности главных персонажей, разорванность повествования затрудняли восприятие художественного текста и вызывали критические оценки. Ощущал это и сам Достоевский. Работая над “Подростком”, он делает пометку в черновиках по поводу “Бесов”: “Избегнуть ту ошибку, что в Идиоте и Бесах, что второстепенные происшествия (многие) изображались в виде недосказанном... в угадках и намеках, вместо того чтобы прямо объяснить истину. Как второстепенные эпизоды, они не стоили такого капитального внимания читателя и даже, напротив, тем самым затемнялась главная цель, а не разъяснялась, именно потому, что читатель, сбитый на просёлок, терял большую дорогу, путался вниманием”. Однако если оставить в стороне оценочность, то думается, что здесь автор выразил один из основных принципов формальной организации своего романа. Суть этого принципа заключается в следующем. Идейная структура “Бесов” создается на основе оппозиции «истинное — ложное». Как писал Достоевский: “Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман”. Естественно, содержательная сторона произведения не могла не отразиться на его форме, а именно, на сюжетно-композиционном строении. В ходе работы над “Бесами”, по мере углубления их идейной проблематики, Достоевский делает центральным образ Николая Ставрогина. Но, имея в виду стержнем романа Николая Всеволодовича, автор, тем не менее, не дает его развернутой характеристики. Более того, само повествование о Ставрогине строится по фрагментарному принципу. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда Ставрогин, становясь главным героем романа, остается наиболее загадочным его персонажем. Думается, такая специфика образа заранее программировалась Достоевским. Об этом свидетельствуют черновые записи к роману, и в частности следующая: “Главное — особый тон рассказа, и все спасено. Тон в том, что Нечаева и князя не разъяснять. Про одного Степана Трофимовича всегда с объяснениями, точно он герой... Нечаев и Князь без объяснений, а в действии”. Исходя из этой заметки, можно сделать вывод, что главный герой конструируется Достоевским как наименее мотивированный образ. Степень скрытости персонажа определяет его роль в общей идейно-художественной организации романа. Степан Трофимович потому и становится фиктивным героем, что наиболее объяснен. Чем яснее образ, тем выпуклее его сюжетная линия, тем ближе он к поверхности рассказа, тем непосредственнее его восприятие читателем. И наоборот. Главный герой лишается прямых мотивировок, отсюда его линия становится разорванной, в сущности, а не сюжетной, она выпадает из общей интриги и погружается в глубину повествования. Если распространить данный принцип на окончательный текст “Бесов”, то можно увидеть, что роль второстепенного персонажа однозначно отведена Степану Трофимовичу, а на место главных героев претендуют Ставрогин и Петр Верховенский. Однако только линия Ставрогина последовательно выдерживается как главная. Две остальные являются отвлекающими. Они постоянно уводят читателя в сторону от главного лица романа, обеспечивая тем самым противонаправленное движение — к Ставрогину. Этим и достигается цельность формальной организации “Бесов”. Ставрогин занимает место не сюжетного центра, а композиционного. “Все остальное движется около него, как калейдоскоп”. Наглядно суть данной организации романа демонстрирует пушкинский эпиграф к “Бесам”. Так же, как и персонаж пушкинских “Бесов”, читатель романа стремится увидеть, понять главного героя и не может этого сделать, так как его все время сбивают с верного пути второстепенные сюжетные линии. Принимая их за центральные, читатель опять и опять оказывается “на проселке”, в стороне от истинного в смысловом и формальном отношении центра — Николая Всеволодовича Ставрогина. Таким образом, бесовщина — нечто ложное, фиктивное, затемняющее и искажающее истинное — воспроизводится самой формальной структурой “Бесов”. В своем произведении Достоевский не выставляет напоказ главного героя. Наоборот, тщательно скрывает, заставляя читателя не воспринимать его, а разгадывать как метафизическую и социальную проблему.
|
Решающим побудительным толчком для создания романа послужило так называемое “нечаевское дело” — убийство слушателя Петровской земледельческой академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества “Народная расправа” во главе с С.Н. Нечаевым. Обстоятельства идеологического убийства, политические предпосылки и организационные принципы террористов, особенности личности их руководителя и составили фактологическую основу “Бесов”. Вместе с тем газетные материалы и судебные протоколы, легендарные вымыслы и бытовые факты претерпели существенную трансформацию в соответствии с многоплановым художественным замыслом, получили глубокую философско-психологическую и религиозно-нравственную интерпретацию.
В пересечении прекраснодушного гуманизма и духовного бессилия, возвышенных помыслов и “коротких” мыслей, искренней лжи и безотчетного сознания, наивной бестолковости и умышленной преступности нет “стыков”, “швов”, “противоречий”: трагедия естественно рождает памфлет, оборачивающийся новой трагедией.
Вместе с тем степень концентрации памфлетного и трагедийного начал и возможности их взаимообратимости зависит в произведении от онтологического уровня и содержательной глубины той или иной идеи, от масштаба личности, волевой напряженности, бескорыстной заинтересованности ее носителя. Нравственный релятивизм, разрушительная беспочвенность основных задач, очевидная утопичность уравнительных проектов нигилистов предопределяли пародийно-фельетонную и карикатурно-гротесковую доминанту в их изображении. Гиперболизируя и пародируя новые веяния общественной жизни, Достоевский подчеркивал, что в его произведении нет реальных "прототипов или буквального воспроизведения нечаевской истории".
Главным губительным следствием разрыва высшего слоя общества с “почвой” и “землей” Достоевский считал потерю живых связей с традициями и преданиями, сохраняющими атмосферу непосредственной христианской веры. Образ Ставрогина как бы сгущает и обнажает духовно-психологические и идейно-поведенческие результаты той ситуации современного мира, в которой, если воспользоваться известными словами Ницше, “Бог умер”. Сам он так формулирует свою коренную проблему: “Чтобы сделать соус из зайца, надо зайца, чтобы уверовать в Бога, надо Бога”. По словам Достоевского, Ставрогин предпринимает “страдальческие судорожные усилия, чтобы обновиться и вновь начать верить. Рядом с нигилистами это явление серьезное. Клянусь, что оно существует в действительности. Это человек не верующий вере наших верующих и требующий веры полной совершенно иначе”.
Отсутствие
непосредственно-
Ставрогина в сферу непреходящих жизнеутверждающих ценностей иссушает его сердце и делает неспособным к искренней вере. Вместе с тем он прекрасно понимает, что без “полной веры” и соответственно абсолютного осмысления человеческое существование приобретает комический оттенок и теряет подлинную разумность. Поэтому Ставрогин пытается добыть веру “иначе”, своим умом, рассудочным путем. Однако в контексте всепоглощающего рационалистического знания, позитивистской науки, прагматического отношения к жизни “самодвижущийся нож разума” уводит его от желанной цели, до самой основы рассекает душу и пожирает саму возможность органической и ненасильственной веры. Особое состояние главного героя подмечает в романе Кириллов: “Ставрогин если верует, то не верует, что он верует. Если же не верует, то не верует, что он не верует”.
В результате Ставрогин оказался словно распятым между безмерной жаждой абсолюта и столь же безмерной невозможностью его достижения. Отсюда его “вековечная, священная тоска” и байроническая пресыщенность, предельная расколотость сердца и ума, как бы симметричное, равновеликое тяготение к добру и злу, безысходная борьба “подвига” и “ужасных страстей”, что и предопределило “поэмные”, трагедийные измерения произведения.
Нравственная раздвоенность, “ненасытимая жажда контраста”, привычка к “противучувствиям” превращают искания одаренной и бесстрашно волевой личности в чреду вольных и невольных злодейств, в “насмешливую” и “угловую” жизнь. “Пробы” и “срывы” Ставрогина — и на этом автор ставит особый акцент — испытывают опять-таки давление рассудочного “нож”, носят скорее экспериментальный, нежели естественный характер, ни аргументами “за”, ни доказательствами “против” не убеждают его в существовании Бога, а потому не вовлекают сердце в органическую область совести, покаяния и любви. Напротив, подобные эксперименты окончательно выхолащивают человеческие чувства, опустошают душу, делают Ставрогина похожим на “восковую фигуру” с “омертвелой маской” вместо лица. Крайняя раздвоенность и предельное равнодушие захватывают и идейные увлечения главного героя, который поровну “распределяет” парадоксально сочетающиеся в нем устремления и метания, с одинаковой убежденностью и почти одновременно проповедует взаимоисключающие учения — православие Шатову и атеизм Кириллову. И тот, и другой видят в Ставрогине идейного “отца”, сполна претерпевают в судьбе неизгладимое влияние расколотого сознания “учителя”.
Однако не только теоретики-мономаны, “съедаемые” собственной идеей, признают “верховенство” Ставрогина. Пальму первенства отдает ему и “главный бес”. Подобно тому, как Смердяков в “Братьях Карамазовых” возводил совершенное им отцеубийство к положению Ивана Карамазова (“если Бога нет, все позволено”), так Петр Верховенский осознавал себя “обезьяной” и “секретарем” богоборца Ставрогина, который успел принять участие и в сочинении устава революционной организации. “Вы предводитель, вы солнце, — уверяет его младший Верховенский, — а я ваш червяк... без вас я нуль…, муха, идея в склянке, Колумб без Америки”. Хлестаковствующий террорист не без оснований метит Ставрогина на роль несущего знамя “начальника”, Ивана-царевича, Стеньки Разина в планируемых на будущее террористических действиях, находя в нем выдающуюся личность и “необыкновенную способность к преступлению”. С солнцем сравнивают центрального персонажа “Бесов” не только идейные “дети” и “обезьянствующие” подражатели, но и капитан Лебядкин, его “Фальстаф”, в судьбе которого тот сыграл свою роль. Демоническое обаяние Ставрогина испытывают и многие второстепенные лица, особенно женщины, чьи судьбы ломаются от его прикосновения.
Информация о работе Образ Ставрогина в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"